У Кирилла Серебренникова на днях случится четвертая премьера за сезон. Ее название «И.О.» интригует, но не более того – за аббревиатурой скрывается привычное «исполняющий обязанности». Острая шведская пьеса, написанная 15 лет назад, как это ни банально звучит, о «шведской семье». Даже хуже: о явлении, которое по-умному называется «Sexual Harassment», или, проще сказать, сексуальном домогательстве. Демократические перемены в Скандинавии, где, как известно, уже победил социализм, довели чувство комфорта до совершенства: дом стал работой, работа – домом. И… деловые отношения быстро просочились в мир семьи. «И.О.» – это почти производственная драма на базе семьи.

В дом молодого рабочего и его девушки приходит И.О. по имени Свен – посмотреть, «в каких условиях живут подчиненные» (переводчик почему-то решил понизить Свена в должности – в оригинале пьеса названа «V.D.», то есть «генеральный директор»). И – слово за слово – просит о некоторых услугах, о которых обычно просят юных секретарш… Да к тому же еще и оказывается извращенцем, каких мало.

В роли Свена – Алексей Гуськов, обнаруживший недавно в спектакле «Аркадия» (Театр п/р О. Табакова) недюжинный дар комика. Думается, роль будет строиться на остром сочетании маски «социального героя», этакого «старшего товарища», «папика», и уничтожающей самоиронии.

Премьера «И.О.» – часть московской программы V Чеховского фестиваля, в рамках которой молодые режиссеры ставят новейшую драматургию, сближая современный российский контекст с ближайшим европейским. Постановка «И.О.» делается на базе Центра драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина. В руках Кирилла Серебренникова шведская пьеса должна превратиться в сильное высказывание о современности – по крайней мере такое, каким был недавний мхатовский «Терроризм», выпущенный как нельзя вовремя. У этого режиссера – настолько модного, насколько и талантливого – особое чутье подлинного.

Кирилл Серебренников, режиссер:

Это загадочная пьеса про «шведскую семью». При ближайшем рассмотрении шведские проблемы оказываются общими, типическими. И.О. как способ организации мира, способ выражения чувств, устройства семьи – не вполне мир, не вполне чувства, не вполне семья. Тотальное И.О. – Зло, которое оказывается мелким и несчастным. Зло, которое уничтожает самое себя. Зло, которое инспирирует Любовь. Загадочная пьеса о Любви.