В Молодежном театре играют пьесу-апокриф о жизни самой загадочной питерской святой.

«Ксению Петербургскую» написал Вадим Леванов, тольяттинский драматург, один из лучших авторов новой драмы, которого не стало в конце прошлого года — ему было 44. Пьеса Леванова, написанная по заказу режиссера Валерия Фокина, — о житии святой Ксении. Ксения не перенесла смерти любимого супруга — раздала все имущество, надела мужнин мундир и стала отмаливать его грехи. Пару лет назад Валерий Фокин поставил «Ксению» в питерской Александринке.

Там героиня проходила сквозь всю историю нашей страны — войны, репрессии, смутное время перестройки. В московском Молодежном театре пьесу прочли совершенно иначе. Вадим Леванов дал «Ксении» необычное жанровое определение — «пьеса в клеймах». Клеймами на Руси называли картинки вокруг центрального изображения на иконе, иллюстрирующие жизненный путь святого.

Ученица Марка Захарова Наталья Шумилкина поставила эту пьесу в картинках как фольклорный апокриф, рассказывающий неканонические истории из жизни блаженной. В этом стилизованном под лубок игривом действе Ксения (Татьяна Матюхова) в шутовском колпаке и с нарисованными усиками предстает не строгой великомученицей, а героиней народных сказок, которая в случае чего может дать отпор хулиганам, вывести на чистую воду коррумпированного попа с попадьей и спасти тонущего в Неве пьяного поэта Тредиаковского.

А еще — находит в себе душевные силы утешить любовницу покойного мужа и молиться за графа Салтыкова, явившегося к ней в образе Агасфера... Всех остальных персонажей в спектакле играет развеселая команда из пяти артистов, одетых в невообразимые скоморошьи костюмы из валяной шерсти, — художник Вера Зотова дала волю своей фантазии. И так вкусно смакуют актеры все эти старорусские словечки — околузывать, мамонить, коровье, — что в крошечной Черной комнате РАМТа этот исторический сюжет звучит по-домашнему, как будто за чашкой чая вам рассказали историю какой-то хорошей знакомой.

фото: Сергей Петров