Чего нам ждать от будущего театрального сезона

У заядлых театралов, которые не позволяют себе пропускать важные московские премьеры, остался месяц, чтобы определиться с планами на ближайшее будущее. Ничто так не ценится в наше время, как вовремя предоставленная информация – к тому же частично пока еще засекреченная.

Театр им. Вахтангова

Первая премьера сезона должна случиться 3 сентября, в день открытия нового сезона вахтанговской сцены. Владимир Мирзоев назвал свой спектакль по трагедии Шекспира "Король Лир" просто "Лир", сразу обозначив идею постановки. Лир – просто человек, у которого есть только имя и нет титулов, тем более что страдалец королем фактически является только первые 20 минут спектакля. В роли Лира - любимый актер Мирзоева, 39-летний Максим Суханов. В роли Шута, тени Лира, мудрого саркастического дурачка – Виктор Сухоруков, который, по слухам, будет принят в труппу Театра им. Вахтангова и вообще переедет в Москву.

В середине ноября выйдет "Бульвар преступлений" – в свой бенефис Василий Лановой сыграет роль великого французского актера Фредерика-Леметра. В недрах вахтанговского театра ждет своего часа пьеса Зингера "В тени виноградника", в которой Адольф Шапиро мечтает занять Михаила Ульянова, Юлию Борисову и Евгения Князева.

МХАТ им. Чехова

Художественный театр заготовил на будущий сезон несколько беспроигрышных и мощных выстрелов в чувствительного зрителя. В репертуар МХАТа возвращается булгаковская "Белая гвардия" – легендарную пьесу ставит Сергей Женовач с его мягким почерком и умением создавать на сцене душевную компанейскую атмосферу. Чтобы понять, насколько интересным будет эксперимент МХАТ, достаточно сказать, что роль Лариосика доверена объемному Александру Семчеву, а роль Алексея Турбина - Константину Хабенскому. Елену Тальберг сыграет молодая актриса Наталья Рогожкина, а друг Хабенского Михаил Пореченков – Мышлаевского.

На 7 октября назначена премьера "Мещан". Кириллу Серебренникову доверили поработать с одной из самых сложных пьес Максима Горького о конфликте поколений. После "Мещан" Георгия Товстоногова, где Евгений Лебедев делал из главного мещанина Бессеменова сугубо положительного героя, крупных попыток оседлать бытовую трагедию начала века не предпринималось. Во МХАТе в роли стариков Бессеменовых – Андрей Мягков и Алла Покровская. На роль бунтаря и их вечного оппонента Нила приглашен Алексей Кравченко из Театра им. Пушкина.

Евгений Гришковец уже репетирует на Малой сцене свою новую пьесу "Осада", которая рождается в чистой импровизации совместно с актерами. Премьера - 6 октября.

Драматург Василий Сигарев ("Пластилин", "Черное молоко") написал для МХАТа и режиссера Кирилла Серебренникова инсценировку бестселлера Зюскинда "Парфюмер". Вполне возможно, что спектакль выйдет к концу сезона. Роль серийного убийцы Гренуя должна стать еще одним актерским свершением Евгения Миронова, который, по слухам, отправил инсценировку на переделку, заявив, что для него там "мало текста".

Российский молодежный театр

РАМТ готовит "Тень" Евгения Шварца в постановке Юрия Еремина (премьера 17 октября) и "Вишневый сад" в постановке Алексея Бородина. Осенью элитарный спектакль "Герой" Нины Чусовой, который игрался в крошечном зале на 40 человек, будет перенесен на большую сцену, где широкий зритель сможет увидеть роли, сделавшие модными актеров Павла Деревянко и Елену Галибину. А Борис Акунин, посчитавший "Эраста Фандорина" в Молодежном театре лучшим воплощением романа "Азазель", уже написал для этой труппы оригинальную пьесу – и это опять, разумеется, детектив. Название и сюжет держатся в строгой тайне.

LimeLight Theatre

В октябре выйдет новый спектакль Нины Чусовой на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской. LimeLight Theatre выпускает спектакли на английском языке для гостей столицы, но туда захаживают и обычные зрители. Имя модного режиссера Нины Чусовой, поставившей здесь "Двенадцатую ночь", заставляет преодолеть языковой барьер. Ее новая работа с русскими актерами - "Mr. Chekhov's Variety", в ее основе - чеховский водевиль "Медведь". Действие будет происходить не в XIX веке, а в советских 30-х, для этого эффекта использована музыка Шостаковича и конструктивистская хореография Геннадия Абрамова.

Театр п/р О. Табакова

Сезон "Табакерки" пройдет под знаком двух событий. В будущем сезоне начнется строительство нового просторного зала у метро "Сухаревская", на пересечении Садового кольца и улицы Гиляровского. Второе - Олег Табаков готовится выпустить пьесу Горького "Дачники". Горький, вероятно, станет в будущем сезоне самым модным драматургом, если учитывать "Мещан" во МХАТе им. Чехова и "Вассу Железнову" во МХАТе им. Горького, где роль Вассы Татьяна Доронина препоручила себе. В "Дачников" Табаков уже пригласил двух актрис, никогда не игравших на сцене "Табакерки", – Ирину Апексимову и Веру Глаголеву. Также в планах подвала на улице Чаплыгина два современных текста – "Подсобное хозяйство" Владимира Жеребцова в постановке Дмитрия Петруня и модная пьеса из Великобритании "Gagarin ways" в постановке Валюса Тертелиса.

Большой театр

ГАБТ в будущем сезоне предпримет несколько рискованных попыток согнуть традиционную репертуарную линию. Лучшие премьеры отданы в руки иностранцев. Таким образом, в Большом театре, как на фонтане "Дружба народов", воссоединится общее культурное пространство Советского Союза через альянс лучших режиссерских сил СНГ и стран Балтии. Балет Прокофьева "Ромео и Джульетта" сделают известные москвичам британский режиссер Деклан Доннеллан и молдавский хореограф Раду Поклитару (13 декабря). Самую сложную для вокалистов оперу Верди "Макбет" поставит литовский мастер Эймунтас Някрошюс (8 октября), грузинскому режиссеру Роберту Стуруа суждено воплотить на сцене "Мазепу" Чайковского (28 января). Дирижер Александр Ведерников, художник Георгий Цыпин и режиссер Франческа Дзамбелло, авторы прошлогоднего хита "Турандот", возьмутся за оперу Прокофьева "Огненный ангел" (22 апреля), а из Баварской оперы арендуют "Летучего голландца" Вагнера (20 июня).

Независимый театральный проект

Самый качественный антрепризный театр столицы, породивший в прошлом сезоне стриптиз-шоу "Ladies' night", где обнажаются самые сексуальные актеры Москвы, представит в новом сезоне женский вариант этой истории. Спектакль, который покажут впервые 3, 4 и 5 октября на сцене "Сатирикона", будет называться "Ladies' Day. Девичник без стриптиза". Духовно обнажаться перед зрителем станут актрисы, играющие женщин в кризисе бальзаковского возраста. Показаться в такой роли не постеснялись Елена Сафонова, Анна Каменкова, Марина Яковлева, Марина Дюжева и Елена Бушуева.

К концу октября режиссер Владимир Агеев выпустит здесь современную французскую пьеса Маргерит Дюрас "Любовь к английской мяте", где сыграют Наталья Фатеева, Евгений Князев и Андрей Заводнюк.

Театр юного зрителя

Премьеру третьей части чеховской трилогии Камы Гинкаса (после "Черного монаха" и "Дамы с собачкой") "Скрипка Ротшильда" сыграют впервые в Америке, и затем, к началу 2004 года – в Москве. По тщательно скрываемым слухам, в спектакле сыграют Марина Неелова и ведущий актер Малого театра Валерий Баринов. Генриетта Яновская выпускает в будущем сезоне пьесу из 1960-х "Вкус меда" (в главной роли – Наталья Мотева). Легенда театрального Петербурга Эра Зиганшина (Кабаниха в "Грозе" Яновской) репетирует в новой пьесе молодого иркутчанина Ивана Вырыпаева "Валентинов день" – фантазию на тему, как сегодня живет поколение, описанное Михаилом Рощиным в "культовой" советской пьесе "Валентин и Валентина".

Школа современной пьесы

Иосиф Райхельгауз завершит в ноябре трилогию по "Чайке". После пьес Чехова и Акунина режиссер ставит классическую оперетту по "Чайке". Музыку написал Александр Журбин, невероятно смешное либретто – мастер питерских капустников Вадим Жук, автор бессмертного хита "А что артист несет домой?" К артистам, играющим две другие "Чайки" - Татьяне Васильевой, Альберту Филозову, Владимиру Стеклову, Льву Дурову, – присоединится последняя звезда угасающего жанра оперетты Татьяна Шмыга.

Актер и телеведущий Александр Гордон попытается сделать в театре свою версию "Бесов" Достоевского. Спектакль называется "Одержимые", и он будет играться в вольной форме в декорациях телевизионной студии во время ток-шоу. На спектакль каждый раз будет приходить какой-то важный человек, с котором герои будут разговаривать о судьбах России в связи с провидческим романом Достоевского.

И еще один политический спектакль поставит в "Школе" Сергей Юрский. В пьесе Иона Друцэ "Вечерний звон" он сыграет роль Сталина – говорят, даже Райхельгауз удивился сходству загримированного актера с вождем народов. Нам обещают очень страшное и очень эротическое произведение – об одном вечере на даче генералиссимуса, где Сталин встречается с любовницей, молодой оперной певицей.

Театр Антона Чехова

Театр Леонида Трушкина с нового сезона возвращается на сцену Театра эстрады, которому нелегко будет восстанавливаться после годичного простоя. На 10 октября назначена премьера спектакля "Смешанные чувства" к юбилею Инны Чуриковой – в спектакле Трушкина она сыграет вместе с Геннадием Хазановым трогательную историю двух немолодых людей, которые всю жизнь прожили рядом, но смогли полюбить, только потеряв законных супругов.

Театр им. Пушкина

Сезон откроется пьесой Александра Галина "Наваждение", где сыграют Вера Алентова и Игорь Бочкин, - сентиментальная история 70-х  годов, любовь проводницы и алкоголика, озвученная советскими шлягерами. На роскошном заднике работы Валерия Левенталя будет красоваться огромное "Чертово колесо".

Роман Козак попытается повторить успех японской пьесы "Академия смеха", заняв Николая Фоменко, Андрея Панина и Александра Феклистова в отменном итальянском фарсе Луиджи Лунари "Трое на качелях". И, наконец, Алла Сигалова создаст спектакль "Ночь Кабирии" по мотивам фильма Фредерико Феллини. Главную героиню сыграет Александра Урсуляк, а музыку к спектаклю напишет Раймонд Паулс. Вполне возможно, что на премьере он будет сам дирижировать живым оркестром.

Малый театр

Над Малым театром сгущаются краски. Усиливаются слухи, что Никита Михалков готовится поставить здесь свой первый в жизни театральный спектакль. Но есть у Малого и более реалистичные планы. Юрий Соломин ставит "Три сестры", Владимир Драгунов - "Последнюю жертву" Островского, а Владислав Константинов (автор аншлаговой "Корсиканки") пьесу "Это было недавно, это было давно".

Центр им. Мейерхольда

Оплот московского экспериментального театра, Центр им. Мейерхольда начинает в этом сезоне Античную программу. 15 сентября впервые сыграют "Эдипа" по пьесам Софокла и Беккета, где режиссер Алексей Левинский попытается совместить античные сюжеты и основу актерской техники Мейерхольда – "биомеханику". Валерий Фокин делает со своими студентами пьесу "Филоктет", в которой соединятся античный текст Софокла и новая пьеса Максима Курочкина на древний сюжет Троянской войны. В ноябре на сцене ЦИМ греческий мастер Теодорус Терзопулос покажет батальную пьесу Эсхила "Персы".

Два балетных фестиваля

До конца года московских любителей современной хореографии ждут два крупных международных фестиваля. На "Grand Pas" с 26 по 30 августа приедут балет Анжлена Прельжокажа, Рамбер Денс Компани и Национальный балет Нидерландов. А с 25 сентября по 31 октября на фестиваль "dANCEiNVERSION" ожидаются не столь известные москвичам балеты - из Канады, США, Франции, Бразилии, Австралии, а также специальная российская программа с лучшими балетами Татьяны Багановой и Ольги Пона.

NET

Уже известны некоторые подробности V фестиваля нового европейского театра N.E.T., который пройдет с 9 по 19 ноября. Приедут два спектакля главного украинского авангардиста Андрия Жолдака – "Один день Ивана Денисовича" и "Гамлет", спектакль поляка Гжегожа Яржины по пьесе Сары Кейн "4.48 Психоз", "Ревизор" латыша Алвиса Херманиса, где действие происходит в советской столовке. Российский театр будет представлен уникальным "АХЕ" из Петербурга (перформанс "Plug & Play") и новым спектаклем кемеровского театра "Ложа", вполне сносно живущего и без своего основателя Евгения Гришковца.

6 самых ярких премьер сезона 2003/2004 годов Прогноз "ВД"

"Белая гвардия" (МХАТ им. Чехова)

Любимая пьеса Сталина возвращается на сцену Художественного театра. Работа Сергея Женовача, любящего на сцене "поинтимничать" и создать мягкую семейную ауру. В главных ролях – Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Александр Семчев

"Скрипка Ротшильда" (Театр юного зрителя)

Рассказ Антона Чехова в руках режиссера Камы Гинкаса должен стать крупным международным проектом. Спектакль для начала покажут в Америке и только потом в России

"Парфюмер" (Проект Кирилла Серебренникова)

Бестселлер Патрика Зюскинда на сцене МХАТа. В роли изысканного убийцы Гренуя – всенародно любимый Евгений Миронов

"Ричард III" (Сатирикон)

Петербургский режиссер Юрий Бутусов (автор феерического "Макбетта") ставит шекспировскую хронику о крахе тирана-калеки. В одной из самых загадочных ролей мирового репертуара – Константин Райкин. В финале именно ему предстоит сказать сакраментальное: "Коня! Полцарства за коня!"

"Мещане" (МХАТ им. Чехова)

Бытовая пьеса Максима Горького о безжалостном конфликте поколений будет поставлена Кириллом Серебренниковым. Впервые экстремал будет работать с актерами психологического театра старшего поколения Аллой Покровской и Андреем Мягковым

"Трое на качелях" (Театр им. Пушкина)

В итальянском фарсе, где реальность мешается с нереальностью, Роман Козак занял Александра Феклистова, Андрея Панина и Николая Фоменко