Если вы уже изучили все подвалы Монмартра и подворотни Сен-Жермена, то стоит при случае совместить туристические и эстетические цели. Не упустите возможности сходить в парижские театры.

Парижские театры – это почти как тот суп, о котором мечтает гоголевский Хлестаков:

«Откроют крышку – пар, которому подобного нельзя сыскать в природе». Такими они кажутся отсюда, из Москвы.

Дорогое удовольствие

Основная масса театральных трупп здесь работает по контракту, по программе, расписанной на некоторое время вперед. Когда контракт заканчивается, труппа распадается. Театры все частные, кроме нескольких, например, «Комеди-Франсэз» и «Одеона». Многие парижские театры находятся на отшибе, так как после революционных событий 1968 года была принята концепция развития окраин. Театр стал доступным и близким к людям. Тем не менее развлечение остается дорогим, и меньше чем на 15 евро рассчитывать не приходится. Особенно дорого стоит поход в государственные театры. Здесь вы платите за имя, за бренд. В России все наоборот: самые дешевые театры – государственные.

Академии

«Комеди-Франсэз» – незыблемый театральный авторитет, дом Мольера, где традициям уже триста лет. И в то же время театр динамично развивается, по-прежнему открыт для экспериментов. Сюда из России приглашали и Анатолия Васильева (поставил лермонтовский «Маскарад»), и Петра Фоменко («Лес» Островского). В сегодняшнем «Комеди-Франсэз» ставят пьесы экстремала, умершего от СПИДа Бернара-Мари Кольтеса, и малоизвестных драматургов из Африки.

Подобные эксперименты проводятся и во многих других театральных академиях, например, в «Опера Бастий», где постоянно гастролируют звезды балета и оперы со всего мира, или в «Опера Гарнье». Поход сюда стоит значительных средств, поэтому, если вдруг билет вам окажется не по карману, стоит хотя бы посмотреть на само здание. Находящаяся в районе Больших Бульваров, «Опера Гарнье» совсем недавно была отреставрирована и входит в число самых известных символов Парижа.

Ни буфета, ни вешалок

Театр «Одеон» находится в интересном положении: здание на Сен-Жермен-де-Прэ ремонтируют, и труппа переехала в футуристический барак в Клиши – на самую окраину, в злачный район. Тем не менее театр отменный, причем как его большая, так и малая сцена. Последняя выглядит так: входишь в барак, оказываешься сразу в зрительном зале, нет ни вестибюля, ни раздевалки, а удобства вообще на улице.

«Одеон» активно ищет новое. Пьеса Горького «Варвары» здесь идет в антураже модной дизайнерской лаборатории.

Сердце европейского авангарда

Есть также два особенных театра, которые нужно посетить в обязательном порядке. Это «Буфф дю Нор» и «Театр дю Солей». Они известны благодаря основателям – великим Питеру Бруку и Ариане Мнушкин.

«Буфф дю Нор» находится в индийском районе, на станции «La Chapelle». Вокруг – Париж индийских и пакистанских эмигрантов, совсем не похожий на ухоженный центр. Чайные магазинчики, обветшалые семиэтажки эпохи ампир. В одном из таких домов без всякого парадного входа скромная надпись: «Театр». «Буфф дю Нор» сейчас находится в своем лучшем положении. Основанный в середине XIX века, он сменил множество владельцев, о которых теперь никто и не помнит. Питер Брук пришел сюда в 1974 году. Он решил не делать ремонт, театр лишь слегка почистили, заменили зрительские лавки, оклеив их тканью. На первом представлении это сыграло злую шутку: часть зрительниц не смогла отклеить от кресел свои юбки, поднялся страшный скандал, и только качество самого спектакля разрядило атмосферу. Красота «Буфф дю Нор» – это обветшалость барочных лож, отвалившаяся штукатурка и треснувшая старинная лепнина, которая пару раз с грохотом падала на пол прямо во время спектаклей. Жизнь в таком живом музее кипит уже почти тридцать лет, и сейчас «Буфф дю Нор» известен на весь мир. Тут показывали такие всемирно известные спектакли Брука, как «Махабхарата», «Гамлет» и «Костюм».

Театр на фабрике

«Театр дю Солей» находится в Ля Картушри, что значит «патронный завод». На месте этого завода теперь знаменитый театральный центр, странноприимный дом для бродячих театров и цирков со всего мира. Труппы играют в бывших заводских ангарах и складских помещениях, весьма обширных по размерам. Социально острые спектакли Мнушкин не политичны, а наоборот, превращают саму жизнь в высокое искусство. В основе всех драматических ситуаций – документальные истории. Для русского глаза здесь все кажется удивительным, аналогов этому в России просто не существует. В театральных буфетах, например, работают по совместительству сами актеры разных национальностей, и блюда театральной кухни очень пестры: тут и плов, и индийские лепешки, и французские кулинарные изыски, и малийские коктейли. Все это стоит к тому же весьма умеренных денег. Сегодня самый популярный спектакль в «Театре дю Солей» – «Последний постоялый двор» Мнушкин, история о беженцах со всего мира: из Афганистана, Франции, России, Ирана, Югославии.