Мировая премьера балета «Времена года» Владимира Мартынова в КЦ ЗИЛ.

Смена времен года у композиторов давно стала любимой. Действительно, где еще бесконечный бег времени воплощен так естественно и не трагично: седины-морщины удручают, а опавшая листва или снег лишь наводят на философские размышления, отмечая, что скоро все начнется сначала. Композитор Владимир Мартынов не чужд общих пристрастий. Но тут нюанс: широкому кругу меломанов он известен как автор трактовки наших дней как времен «конца времени композиторов». Не углубляясь в дебри специфичного мартыновского то ли минимализма, то ли постпостмодернизма, представим его «Времена года».

Спектакль должен был появиться еще в декабре, однако перенос только подчеркивает серьезность намерений: авторы просто не хотели показывать публике полуфабрикат. Самый большой перфекционист в этом проекте, пожалуй, сам Мартынов, не напрасно выбравший лукавое название с длинным культурным шлей-фом. Его цикл «Времена года» отсылает к одноименному и до противного заношенному опусу Вивальди, а также к другим, менее известным «погодным» сочинениям классиков. Цитированы прелюдия Баха, увертюра Мендельсона и канон Пярта, причем так, что не всякий узнает – цитаты упрятаны в вариации, смещены акценты.

Мартынов толкует не о смене природных сезонов, а о смене периодов в истории концертной композиторской музыки. Поэтому что ни сезон, то привязка к имени: Вивальди — это весна, Бах — лето, Мендельсон — почему-то осень, Пярт — зима. В переводах Рембо на русский звук «и» почему-то синий, но это тоже неважно. Музыку исполняет лучший интерпретатор Мартынова ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко.

Хореографией «Времен…» занимались молодые и интересные авторы. Кирилл Симонов, Артем Игнатьев и Анастасия Кадрулева – люди разной степени известности, но ни разу не новички. Работали они с классической частью труппы «Балета Москва» и, по слухам, преуспели. Воспитанные классической школой балериныблагонравно танцуют на пуантах, но этим сходство с «правильным» балетом исчерпывается. Потому что по воле хореографов они скользят по сцене, деформируют походку, собираются в причудливые группы – словом, делают с классическим балетом примерно то же, что сделал Владимир Мартынов с процитированной им классической музыкой.

Отдельным удовольствием обещает быть работа художника по костюмам, подарившего мужчинам-танцовщикам юбки-солнце. Мировой балет носит их уже больше века, но поскольку в наших широтах к такому афронту все еще не привыкли, ожидайте живой реакции зала. В остальном, по описанию, ждите свежий патентованный contemporary ballet с танцем на табуретках, хохотом со сцены (обожаемом артистами балета) и оркестром, который играет рядом с танцовщиками, периодически вступая с ними в диалог. А теперь о главном. Для балетной труппы театра «Балет Москва» спектакль – первая большая премьера сезона. Не напрасно ее переносили, нервничали, а теперь вот настоятельно зовут смотреть. Это пробный камень новой художественной политики новой дирекции театра. Стоимость билетов гуманная, приходите оценить, чтобы вы сами могли почувствовать разницу меж ду прежним репертуаром «…Москвы» и новинкой.

фото: пресс-служба театра