Первая сенсация начинающегося балетного сезона: в труппу Большого театра перешла прима Мариинки Светлана Захарова.

4 сентября Большой театр открывает сезон. Перед его началом в ГАБТ состоится сбор труппы. На этот раз на сборе будет присутствовать Светлана Захарова, подтверждая тем самым свой переход в Большой. За разъяснениями «ВД» обратился к ней лично.

- Когда вы выйдете на сцену?

- В 20-х числах октября в спектакле «Дочь фараона». Балет будет снимать на видео крупная францзуская телекомпания.

- Вас не расстраивает, что репертуар ГАБТ беднее, чем Мариинки?

- Работы пока хватает, постепенно вхожу в репертуар: «Лебединое озеро», «Жизель» Григоровича, «Баядерка»... Список вроде бы тот же самый, что в Мариинке, но редакции различаются, нужно все учить. Надеюсь, что на меня будут ставить и новые спектакли.

- Вас не пугает конкуренция с примами Большого?

- А что меня может пугать? Я никогда не смотрю по сторонам, а делаю то, что должна делать. Я обязана выходить на сцену и показывать людям, за что меня приняли в Большой театр. Остальное меня не касается. Наверняка будут какие-то интриги, как это случается в театрах с приходом нового человека. Но я привыкла к разным ситуациям.

- Совсем недавно в Петербурге вы купили квартиру. Теперь ее придется покинуть?

- Свой дом – это очень важно. Я с 10 лет жила в балетных интернатах и всегда скучала по маме. Я не навсегда оставляю Мариинский театр, надеюсь, что смогу там работать, когда будет свободное время. Приеду, станцую, побываю в своей квартире…

- Есть ли у вас нереализованная профессиональная мечта?

- В театрах, где я хотела потанцевать, я уже танцевала. Мечтаю, чтобы специально «на меня» поставили спектакль. Это просто крик души!

- Какой же спектакль?

- Наверное, современный балет - со спецэффектами, мощным светом. Неординарные костюмы, шум, музыка, ультрадействие... Чтобы люди смотрели, ни на миг не расслабляясь. Пусть это будет небольшой балет, но что-то очень сильное.

- Вы сами выбрали свой путь?

- Этот выбор сделала моя мама. Я родилась в Луцке, поступила в Киевское хореографическое училище. Отец был военным, в то время служил в Германии. Я осталась в Киеве с бабушкой и дедушкой, но через полгода мама приехала за мной... А еще через полгода наши войска начали выводить из Германии. Я вернулась в Киев и поступила в тот же класс. Иногда мне кажется, что войска вывели специально из-за меня! (Смеется.)

- А если бы войска не вывели, что было бы с вами?

- Я любила шить одежду для кукол, но не могу сказать, что у меня это получалось. Ни о какой профессии я не мечтала. Наверное, само собой все шло к тому, что я стану балериной. Иногда я задумываюсь о том, сколько в моей жизни было людей, которые круто меняли мою жизнь в лучшую сторону...

- Ваша манера танца и неординарные физические данные – большой шаг, большая «выворотность» - вызывают споры. Кому-то это нравится, а кто-то считает, что задрать ногу на «6 часов» – трюкачество.

- Мир меняется. Почему балет должен оставаться прежним? Плохо, когда начинают злоупотреблять техникой и отходят от смысла балета, от драматизма, но я стараюсь, чтобы одно другому не мешало. Сейчас даже если ты гениальная актриса, но ногу выше 45 градусов не поднимаешь или не можешь сделать 32 фуэте, ты никому не нужна. Посмотрите старые пленки: здорово танцуют, и техника хорошая, но от современных балерин требуется большее.

Мой педагог Ольга Николаевна Моисеева рассказывала, что у нее был большой шаг, она могла поднимать ногу очень высоко, но ее все время одергивали: «Опусти!» А когда однажды попросили поднять ногу повыше, она ответила, что уже не может. Я долго сражалась за свою технику. Мне кажется, я потихонечку протаптывала дорогу людям, которых уже не будут ругать за это. У нас первой так делала Надежда Павлова, на Западе – Сильви Гиллем, у нее огромный шаг и феноменальные данные.

- У вас есть кумиры в балете?

- Когда я училась, нас даже заставляли писать сочинения на эту тему, а я не могла понять, кто же мне все-таки нравится. Мне всегда хотелось быть самой собой, быть интересной людям, которые пришли смотреть на меня.

- В прошлом сезоне вы пару раз танцевали на сцене Большого с Николаем Цискаридзе. Многие отмечают, что ваш дуэт необычайно красив.

- Мы подошли друг другу по физическим данным, почувствовали друг друга, это очень важно. От Николая исходит какая-то теплота. С ним мы будем танцевать дуэт из «Шехеразады» на гала-концерте фестиваля «Grand Pas» 30 августа на сцене Большого театра.

- Что бы вы написали в своей автобиографии?

- Написала бы, что я сложный человек, человек настроения. Мой знак зодиака - Близнецы, а это раздвоенные люди, у них хорошее настроение может быстро перейти в плохое. Со мной бывает сложно, но и я очень строго к себе отношусь, придираюсь к себе. Думаю, я сильная. И еще хочу пожелать себе, чтобы не было травм. Балетный мир жесток, мы всем нужны только здоровые. У нас такая профессия.