Легендарный балет Михайловского театра на «Золотой маске».


Понятно, что Национальная театральная премия отбирает в афишу лучшее, но фавориты иногда бывают очевидны. Спектакль Михайловского театра из фаворитов, номинаций у него три: лучшая работа хореографа Михаила Мессерера, лучшая женская
роль Оксаны Бондаревой и, собственно, спектакль.

«Пламя …» придумали в тридцатых в хронически революционном Ленинграде и перенесли в Большой, где он был любимцем публики до середины шестидесятых и ушел в лаврах одного из лучших драмбалетных сочинений. Мастер своего дела хореограф Василий Вайнонен заразил пламенным энтузиазмом санкюлотов советского зрителя в первую очередь благодаря художественным достоинствам спектакля, и вот годы спустя наследник знаменитой театральной династии Михаил Мессерер оживил легенду.

Оказалось, что оживление пошло спектаклю на пользу. Мессерер оставил фабулу без изменений,лишь вытряхнул ненужные подробности. Девушка-огонь Жанна, сцепившись с аристократом, вдохновляет любимого и народ на взятие дворца. Потом победители с вилами и топорами танцуют на площади, красивые и счастливые. Никаких горестей про человека, толпу и бессмысленность жертв, замеченных в «Пламени…» Алексея Ратманского, здесь нет. А есть старые балетные добродетели — внятность сюжетной линии и резкий, неотразимый для публики контраст между народным площадным танцем и аристократическим классическим.

Спектакль очень зрелищный, с редким свойством нравиться всем. Михайловский выставил отличный комплект артистов — не только первой пары, но и солистов второго ряда. Сведенные до минимума пантомимные сцены (кстати, очень обаятельные) к финалу исчезают совсем, сметенные обилием танцев. Танцы же завораживают точностью, разнообразием, динамикой. Хрестоматийный пляс басков, самый живучий и сохранившийся на пленке эпизод «Пламени…», ожил в лучшем виде — и будьте уверены, картинка этого пляса будет долго стоять у вас перед глазами.

фото: Стас Левшин