Отзывы о "Игра в Наполеона"
Движемся дальше - следующим пунктом приобщения к театру на Юго-Западе для нас с Катериной стал спектакль «Игра в Наполеона», который так же горячо, как «Гамлета» рекомендовала мне Natalya Anisimova Pamsik, советовала к непременному просмотру Екатерина Урзова, один из самых уважаемых мною блогеров.
Спойлер - пожалуй, из майского марафона этот спектакль оказался тем самым стопроцентным попаданием, и это про тот самый «золотой фонд» широченного репертуара, который теперь уже я буду советовать всем тем, кто находится в начале пути знакомства с театром (но увы, уже только в следующем сезоне).
Автор пьесы - канадский драматург Стефан Брюллот, и уникальная ситуация, он почти что не гуглится в русскоязычном сегменте интернета, а те немногие ссылки которые я нашла, так или иначе ведут к театру на Юго-Западе (upd: с англоязычным точно такая же история).
Это обстоятельство делает шахматный детектив н.а. Валерия Беляковича еще более загадочным, но я приняла непростое решение прекратить расследование, и поделиться своими впечатлениями и эмоциями от этого необычного продуманного спектакля.
Опять на сцене самые яркие артисты театра, и три часа походят для зрителей как один миг. На сцене шахматная доска, и первому ряду порой приходится потесниться (о чем перед началом спектакля проводится инструктаж - действительно, это уже не на расстоянии вытянутой руки, как обычно, а еще немного ближе).
Эффектные костюмы на грани (тоже авторства Валерия Романовича) обращают на себя внимание - китчевые, но органично вписывающиеся в полотно произведения.
Художественный руководитель театра Олег Леушин в роли императора в изгнании чудо как хорош - это то, что непременно стоит увидеть своими глазами.
Потрясающий спектакль! Очень сильный, очень стильныйю Весь спектакль идет игра в шахматы, игра в охоту, игра в детектив. На самом деле в какой-то момент уже голова кружится если пытаешься понять какой из Наполеонов настоящий — капризный ли он любовник, уставший ли больной человек, ловкий стратег? Цезарь? Гамлет с его "мышеловкой"?
Головокружения добавляют фирменные юго-западные зеркала и фирменные же хореографические вставки.
Это совершенно мужской спектакль и мужская игра, женщина всего одна, Карина Дымонт, она играет интригантку/возлюбленную Марию Валевска и молодую жену лейтенанта Этвуда. Играет иногда буквально не переводя дыхание, моментально перестраивается! Как и Наполеон (Олег Леушин) играет сразу нескольких наполеонов. Это видно когда он диктует сразу 3 письма. Тогда и становится понятно, что он всегда играет, никогда он не настоящий. Ну может только когда узнал о смерти Жозефины.
В центре сюжета противостояние император Наполеон vs английский лейтенант Этвуд. Остальные суть пешки, которые считают себя кто ферзём, а кто королевой, потому не будем про них подробно.
Вы любите историю, а детективы? Пожалуй, ближе всего именно к жанру исторического детектива можно отнести постановку «Игра в Наполеона» Валерия Беляковича по пьесе Стефана Брюлотта «Партия с императором».
Чуть-чуть домыслов и фантазий, и фигуры действующих лиц, включая далекого грозного Наполеона, становятся весьма близкими и реальными.
Специально заглянула в исторические хроники: в шахматы Наполеон играл, ему даже приписывают 3 этюда, но супер сильным игроком не был. Действительно, на острове Эльба его навещала невенчанная «польская супруга» Мария Валевская, но длилась эта встреча всего 3 дня. И, наконец, до сих пор не утихают слухи о том, что жизнь императора на острове святой Елены прервалась в результате отравления мышьяком. Ученые строят свои гипотезы на основании химического исследования волос, а другие ученые эти данные опровергают, говоря, что в те времена повышенное содержание мышьяка в организме людей легко можно объяснить применением медицинских препаратов.
Яд не один раз подступал близко к жизни Бонапарта. Как раз перед высылкой на остров Эльба, после подписания отречения за себя и свое семейство от притязаний на французский престол в апреле 1814 года в Фонтенбло, Наполеон, находясь в депрессии, принял яд, но тот на него не подействовал. Таковы реальные события.
И драматург ведет легкую игру с историей. По его версии, уже во время первой высылки на Эльбу появляются недоброжелатели, которые жаждут скорейшей кончины императора. Они нанимают молодого человека актера, обладающего незаурядными шахматными способностями, чтобы тот исполнил роль английского офицера и за игрой незаметно подливал отраву в вино Наполеона. Кто кого переиграет? Молодому человеку не известны все игроки партии, да и к своему шахматному противнику он не испытывает ненависти, скорее наоборот симпатию и уважение. Наполеон не слишком силен в шахматах, но в политических играх ему ума не занимать, чем же все закончится?
Интригующий сюжет плюс отличные актерские работы. Наполеона играет Олег Николаевич Леушин. Масштабному образу масштабного актера. Его шахматным партнером-отравителем стал Фарид Тагиев. Он отлично передал двойственность своего персонажа: обычного человека вне образа и актера в роли английского офицера. Соратника императора маршала Бертрана, большого поклонника Корнеля, исполняет Евгений Бакалов. Честный преданный рубака. Двух тайных предателей, ведущих собственные игры, полковника Новерраза играет Сергей Бородинов, а доктора Фуро — Олег Анищенко. Бездна обаяния и двуличия одновременно. И наконец, сразу две женские роли пришлись на плечи Карины Дымонт: роль Марии Валевской и роль молоденькой женушки неудачника актера. И постоянно шагают по клеткам сцены шахматные солдатики. Куда пошлют, там и встанут. Кто-то из главных героев временами присоединяется к их строю.
При нашем знании истории, сюжет, на мой взгляд, должен быть интересен почти всем возрастам (кто не знает старика Наполеона...) Организовалась замысловатая многоходовочка с вплетающимися любовными линиями. Большинство героев прячется за масками. И если у поэта: «И кто из вас герой, и кто из вас лакей, И кто из вас герой-лакей укажем без труда», то тут весьма сложно отличить врагов и подлецов под личиной благонадежных соратников.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Сирано де Бержерак
«Сирано де Бержерак» в «Сатириконе» – это фантазия вокруг героической комедии Э. Ростана, созданная Константином Райкиным и молодой командой театра.
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.