Отзывы о "Ничего, что я Чехов?"
11 мая был печальный день для всего театра, ведь в спектакле, который показывали в этот вечер, всегда играл заслуженный артист России Владимир Сергеевич Левашев. Но на этот раз это были его сороковины...
11 мая я вновь побывала на спектакле Юрия Грымова "Ничего, что я Чехоff?" в любимом Театре "МОДЕРН". Здесь волшебно все: и отношение работников, и оформление театра, и оба буфета со вкусностями, и зоны ожидания, и живая музыка перед спектаклями в основном зале, и разумеется, сами спектакли. "Модерн" полностью соответствует прежнему пониманию театра, куда приходишь не только посмотреть спектакль, но и в целом выйти в свет и провести потрясающий вечер. Сюда можно и даже нужно приехать за час до спектакля, надев элегантный вечерний наряд, взять шампанское или кофе с эклером в буфете, погулять по театру, настроиться на спектакль в уютной библиотеке, купить недорогую, но всегда оригинальную программку, в которой вы найдете не только имена действующих лиц и исполнителей, но и вводную информацию, которая поможет лучше понять спектакль.
Я совершенно не понимаю людей, которые идут на спектакль, не прочитав даже его описания. И в итоге вместо Антона Павловича Чехова смотрят про Михаила Александровича Чехова, хотя, таким людям все одно. А тем временем, спектакль "Ничего, что я Чехоff?" о выдающемся племяннике великого классика - актере, педагоге и режиссере, создавшем свою уникальную школу обучения актерскому мастерству и взрастившим не одно поколение актеров мирового уровня - Михаиле Чехове. О нем и о его супруге - племяннице Ольги Книппер-Чеховой, жены Антона Павловича, Государственной актрисе Третьего рейха - Ольге Чеховой. На самом деле, она даже стала центральным персонажем постановки, что было для меня намного интереснее, ведь о Михаиле Чехове я знаю достаточно много, но о его жене - ничего.
Кто же эта женщина, брак с которой у Чехова продлился всего лишь около двух лет, но с которой жизнь сводила их снова и снова до последних дней; женщина, пережившая несколько браков, революцию, ***** и смерть собственной дочери; ученица Станиславского, русская актриса, получившая от Гитлера звание Государственной актрисы Третьего рейха; хозяйка крупной косметической фирмы; обладательница огромного количества загадок вокруг своей персоны, например - была ли она шпионкой русской разведки, - женщина, у которой было все, но одновременно ничего... Ее жизни хватило бы на десятерых, и для счастья ей хватило бы малого, но ей было суждено играть по-крупному. И на протяжении всей ее жизни эхом первого, запустившего цепочку событий шага, звучит фраза "Ничего, что я Чехов?"
В разные периоды жизни Михаила и Ольгу играют разные актеры. Михаила молодого и дерзкого сыграл Александр Горелов, а в зрелом возрасте, возмужавшего и остепенившегося, - Александр Борисов. Роли Ольги исполнили Мария Орлова и заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова. На протяжении всей постановки образ Ольги сохранялся единым. Рассудительность, смелость, вдумчивость и невероятная внутренняя сила, - вот что помогло ей не уйти под лед как в прямом, так и в переносном смысле. Эти периоды молодости и зрелости сменяли друг друга и даже пересекались на сцене, уводя зрителей в воспоминания о прошлом. Особенно сильно тронула меня Анна Каменкова - иногда я смотрела в ее наполненные болью и слезами глаза и забывала, что передо мной не актриса Чехова, а актриса, которая играет Чехову. И просто вершиной драматизма стал ее монолог в конце спектакля, поставивший для зрителей жирную точку в жизни Ольги. К моему удивлению и восхищению позже из программки я узнала, что роль Гитлера играл тот же актер, что и молодого Чехова - Александр Горелов. Абсолютно другой типаж - характер, внешность, голос - я не узнала его совершенно, удивительное перевоплощение!
Постановки Грымова легко узнать по стилю - темная пустая сцена с редкими элементами декораций, яркие пятна света, мощная великолепно подобранная музыка. Весь спектакль выдержан в черно-белых тонах, за исключением редких пастельных цветов одежды и ярких красных символичных акцентов. Вообще, как и обычно, спектакли Юрия Вячеславовича наполнены символикой. Тут и люди без голов, толпой ходящие за Чеховым. И платье, которое Чехова одевает и в молодости, и в зрелом возрасте, возвращая зрителя в прошлое. И воздушные шарики, которые появляются как приятное воспоминание сначала, но дальше падают облаком мыслей, которые болезненно лопаются в голове. И лев из Metro Golden Mayer, и статуэтка Оскара, ожившая на сцене. И многое другое, что делает спектакль глубоким, более понятным и совершенно особенным. К тому же, за эти два часа на сцене появилось множество великих людей - Михаил и Ольга Чеховы, Константин Станиславский, Адольф Гитлер, Мэрилин Монро и прочие.
На поклонах зрители аплодируют молча - невозможно после такой постановки кричать. Но, несмотря на тяжесть этой истории, я бы назвала спектакль жизнеутверждающим, придающим сил. Как и все спектакли Юрия Грымова "Ничего, что я Чехоff?" могу только настоятельно рекомендовать к просмотру.
Так получается, что почти всегда в театр я прибегаю минут за 10 ( а то и 5) до начала. Не то, чтобы я так хотела, но редко работа отпускает раньше. В этом есть плюс - в гардеробах никакой очереди.
Но вот есть один театр, в который я люблю приходить заранее. Это Театр "МОДЕРН" . Интерьеры можно сдавать в аренду для фотосессий. Как же мне нравится эстетика модерна, которая в каждой мелочи там. И витражи, и окна, и цветы, и лестницы, и все-все.. Классный буфет, несколько залов, где можно посидеть, фойе, где можно послушать живую музыку, артисты которые общаются с гостями (именно так себя там ощущаешь).
"Ничего, что я Чехоff?" - спектакль, на который я давно хотела попасть. И как же не зря. Это очень классный спектакль. Если вы задаетесь вопросом о каком Чехове идет речь, вы почти наверняка ошибетесь.. Там про фрау Чехоff. Как смелая, умная, красивая женщина может прожить жизнь, влияя на Историю и мужчин, которые ее творят. Станиславский, Гитлер, Берия и другие - всего лишь эпизоды в жизни Ольги Чеховой. (уже нашла ее мемуары, буду читать). Хотя.. что из этого правда неизвестно. "Единственная реальность, заслуживающая внимания - это художественная реальность, которую мы создаем сами". Она сама создавала себя и легенды вокруг. И это потрясающе!
Спектакль смотрится на одном дыхании. 2 часа без антракта, а понимаешь это только когда выходишь из зала.
Неожиданно минимум декораций. Всего лишь появившийся стол на сцене, звук капающей воды с потолка и тусклый свет, - и вот ты уже в подвалах Лубянки. Неприятный разговор и физически ощущаешь холод..
Опустившиеся софиты в том же пустом зале и ты ощущаешь магию съемки фильма. В общем все работало на погружение в атмосферу места и времени минимальными сценическими изменениями.
Ну, и конечно, красивые символичные моменты. Сцена с воздушными шарами как-то заворжила. Я хотела снять видео (это кстати единственный театр, где разрешена фото и видеосъемка) и передумала. Хотелось максимально быть вниманием на сцене.
Актерам браво! Всем. Признание за роли в виде наград нашло Анну Каменкову. Она прям ********* и не отпускала. Правда. Но и остальные все потрясающе сыграли.
А Александр Горелов вообще покорил. Когда я вдруг поняла, что молодого Михаила Чехова и Гитлера играет один артист, я офигела. Я прям уверена, что если бы не третий ряд, я бы ни за что не поняла, что это один человек. (я просто черты лица узнала). Преображение фантастическое.
В спектакле много иронии и смыслов. Спасибо за вечер!
"В театре работает зритель, не мешайте ему" М. Чехов.
Спектакль "Ничего, что я Чехов?" я увидела впервые года полтора назад. Я помню, как меня вдохновили тогда судьбы героев, как я усиленно искала после спектакля в букинистических магазинах книгу мемуаров Ольги Чеховой "Мои часы идут иначе."(до сих пор ищу, кстати), как меня восхитили почти документальная лаконичность монологов и графичность костюмов, тонкий юмор, яркие музыкальные вставки и глубокое проникновение в человеческие характеры. Тогда это был мой первый поход в "Модерн", и именно с этого спектакля началась любовь к театру Юрия Грымова. Почему-то вдруг возникло резкое желание посмотреть его еще раз. У меня часто бывает такое с понравившимися фильмами, а вот с драматическими спектаклями довольно редко, разве что когда состав меняется. С этим спектаклем совсем другая история, актеры остались совершенно те же, мне скорее захотелось сравнить ощущения от собственного тогдашнего и теперешнего восприятия пьесы Екатерины Нарцизовой-Шипуновой и постановки Юрия Грымова и снова пережить те самые эмоции.
Странно, но в первую очередь приходят воспоминания даже не о сюжете или актерской игре, а о необычной сценографии спектакля. Актеры её в прямом смысле выстраивают, постоянно перетаскивая с места на место кубы размером примерно в полметра. В начале спектакля в этом есть некий элемент конструктивизма, словно отражение времени зарождения отношений главных героев. Они, эти взрослые дети, играют в гигантские кубики -"черные квадраты Малевича" на фоне такого же черного сценического пространства. Затем, на протяжении всего действия из кубов воздвигаются стены, а потом снова рушатся, они становятся трибунами и постаментами. Они даже исполняют роль расколовшихся льдин в одной из самых драматических сцен спектакля, когда молодая Ольга Чехова(Мария Орлова) опрометчиво пытается срезать путь по реке. Подвода уходит под лед, гибнет лошадь, одно неверное движение - и тонет возница. Она остается на обломках льда совершенно одна, в окружении подступающих голодных волков. И здесь наиболее ярко проявляется сила характера этой необыкновенной женщины. Она рычит на волков с таким безнадежным остервенением, что те в испуге отступают.
При всем моем глубоком уважении к необыкновенно талантливому исполнению роли Михаила Чехова и в молодом(Александр Горелов) и в зрелом возрасте(Владимир Левашев), я снова убеждаюсь, что у спектакля все-таки женское лицо. Блистательная во всех смыслах Анна Каменкова, исполнившая роль уже состоявшейся звезды Ольги Чеховой, доводит образ "Государственной актрисы Третьего рейха" до того отточенного совершенства, когда каждый взгляд, движение, способ закурить сигарету или колоритно выругаться работает на создание абсолютно живого, цельного характера. Девочка из приличной семьи, племянница Ольги Книппер-Чеховой, сама в девичестве Книппер, она тоже становится Чеховой, выскочив замуж за племянника писателя. Продержится молодое семейство Чеховых недолго, двум сильным творческим личностям становится тесно в одной семье, но как знаменитую фамилию, так и дружбу с бывшим мужем Ольга сохранит на всю жизнь. Их будут разделять революция, эмиграция, *****, континенты и океаны, но поддерживать и понимать друг друга они будут всегда. Михаил, перемещаясь по миру, осядет в Америке и станет основателем знаменитой актерской школы, а среди его учениц будет Мэрилин Монро(роль, филигранно исполненная Маиной Чижевской). А Ольга - кинозвезда, дива и пример для подражания, покорившая актерской игрой самого Гитлера и всю Европу, чудом во время ***** избежит ареста. Неожиданный визит диктатора и его любовь к пирожным спасут ее от гестапо, а после победы Красной армии и пристрастного допроса у Берии(колоритнейший Алексей Багдасаров), она не только избежит лагерей и репрессий, но получит частный самолет для возвращения в Берлин к дальнейшей безбедной жизни.
Вот и думай, дело тут в ее безграничном обаянии и чудесном воздействии на мужчин, или она на самом деле работала на советскую разведку. Загадочная женщина!
Жизнь ее закончилась в очень преклонном возрасте в роскошном особняке, в статусе владелицы огромной косметической империи, она пережила невероятное количество событий, расставание с Родиной, гибель дочери, расцвет и крушение империй, но ее последние воспоминания были о том самом мужике, что вез ее по льду, и той самой несчастной лошади.
Вот только имени его она никак не могла вспомнить, ей это было почему-то особенно важно. Вот и я, к сожалению, не запомнила. Ну что, кажется придется со временем еще разок вернуться. Долгой жизни спектаклю!
Рецензии
«Ничего, что я Чехов?»: Спектакль не о памятниках, а о живых людях
Премьера Юрия Грымова, где есть только одна реальность — художественная.
11 февраля 2019, Юлия Замятина