Пермский театр «У Моста»
Отзывы о «Пермский театр «У Моста»»
Ещё 149 отзывовПермский театр на днях посетил столицу с очередными гастролями. Этот прекрасный коллектив приезжает к нам в Москву довольно часто, но почти всегда, к сожалению, лишь на короткие два-три дня.
Так и в этот раз. Привезли три спектакля, и я попала на «Вассу Железнову». Это первый, сравнительно малоизвестный вариант пьесы А.М. Горького. Второй, более поздний – «революционный», рассказывающий о столкновении поколений. А первый вариант имеет подзалоговок «Мать», что подчеркивает основной смысл – пьеса прежде всего о новой женщине, женщине эпохи победившего капитализма. Кстати, прообразом главной героини стала реальная вдова промышленника из Нижнего Новгорода, которую знал Горький.
История большой семьи промышленников, владельцев пароходства, разворачивается на наших глазах. Тут и тяжелобольной глава семьи капитан Железнов, и старший брат, безвольный любитель кабаков Прохор, и дочь, отказавшаяся от права на наследство, и два сына, один из них больной горбун, и две невестки – одна легкомысленная красавица, любящая погулять по кабакам вместе с дядей, вторая – неумная ханжа-староверка.
Капитан Железнов половину спектакля умирает за кадром, все члены семьи это обсуждают, прикидывают, когда он отправится в мир иной. Но это никого особо не волнует, поскольку настоящий капитан и рулевой семейного корабля – это умная и волевая Васса. Именно она заботится о развитии семейного дела, пароходства, вложив в дело не только деньги свои и мужа, но и наследную долю старшего брата Прохора.
Она не только управляет делами семьи и бизнеса, но и присматривается к наследникам – кто из них сможет продолжать семейное дело? И хотя она их любит, но в конце концов понимает – никто. Все хотят просто урвать свою долю и сбежать подальше, развивать семейное дело стремится она одна.
Слегка смухлевав с бумагами, она сама становится единственной наследницей и собственницей пароходства после смерти мужа (очень своевременной и отнюдь не случайной). Никаких сомнений в собственной правоте у нее нет – ничего личного, просто бизнес. И только призраки душ, тени подступающей болезни и смерти заставляют усомниться – а так ли я все делаю?
Вассу Железнову играет Регина Шнигирь, ведущая актриса театра. Она – настоящий «человек с тысячью лиц», одинаково убедительно умеет войти в самые разные образы: и гневливой матушки Иудушки Головлева, и старушки-матери красавицы из Линэна, и скромной мачехи Саманишвили. Ей удается воплотить любой замысел главного режиссера Сергея Федотова.
…История жизни и смерти, полная страсти и робости, силы и слабости, любви и жестокости, разыгрывается на наших глазах, ********** и бередя душу. Пьеса Горького звучит на редкость злободневно и, кажется, совершенно не устарела за прошедшие сто лет – по-прежнему миром правят сильные и увлеченные своим делом люди. И все так же непросто найти баланс между силой и справедливостью…
Посмотрела спектакль "Игроки". Предвкушала интересное и мистическое! Было и то, и другое. Но самым увлекательным оказалось просто наблюдать за актёрской игрой! Может, причина тому доскональное знание сюжета, а может, просто актёры этого театра уже как родные! Ведь последние лет 6 или 7 я практически не пропускаю их гастроли.
Впрочем, нет, самым увлекательным было то с головой погружаться в сюжет и следить за стремительно развивающимся действием (здесь почти всё стремительно, даже раздача кар за столом), то отмечать попутно, как же хорошо вписался тот или иной актёр в происходящее.
Вот, например, Василий Скиданов - идеальное попадание в образ! Не зря зал так бурно реагировал!
А Владимир Ильин каков! Я любовалась! Как шли ему и костюм, и борода. И эта уверенная стать! Бедняга Ихарев просто не мог не поверить в "чистоту его помыслов". Любой поверит! А как он пел "Чёрный ворон"! Но особенно меня впечатлил покерфейс в сцене с Замухрышкиным! Один из самых ярких моментов спектакля и, как всегда у Сергея Федотова, продуманный до мелочей.
Но как ни крути, центральная фигура всё таки Ихарев. Эта самая ответственная роль досталась Алексею Улановскому. И он блестяще справился! Очень фактурный, он даже внешне идеально подходит на эту роль. И какие эмоциональные монологи! К Ихареву испытываешь весь спектр эмоций, от осуждения и отвращения, то сочувствия!
Да! В финале я очень сочувствовала обманутому Ихареву! И кажется, со мной такое впервые на "Игроках". И даже отмщения хотелось! Чтоб настигла этих Швохнева, Кругеля и Утешительного кара небесная!
И словно читая мои мысли, Сергей Федотов делает финал таким, что кара их таки настигает! Эффектно. Мистически.
Всё как мы любим!
Давно хотела попасть на гастроли этого тетра, да всё никак не совпадали. 27 февраля наконец совпало, пошла на "Первый вариант Вассы Железновой". Это не совсем та пьеса (или совсем не та?), ккоторой мы привыкли в школе, кино и классическим постановкам. Но идея та же. Железная женщина Васса, которая пытается удержать под контролем свой мир, свой дом, своих детей. Беда только в том, что в этом доме все, ну совершенно все несчастливы. У всех тайны, страсти, планы. И дом людей тоже не принимает. Очень интересно постановщик Сергей Федотов сделал дом живым персонажем - тревожное тиканье, шорохи, свет, скрип, зеркала. Недружественный это дом.
Удивительно, но в конце есть надежда. Хотя эта надежда весьма тоже условна.
Очень качественная классическая постановка. Довольна, что сходила и буду ждать июньских гастролей. Замахнусь ли на "Идиота" или пойду на комедию "Мачеха Саманишвили" это еще не решила.
Этот февраль порадовал гастролями прекрасного и мистического Пермского театра «У Моста»!!! Встречи с ним я жду, как чуда! По-другому не назвать то ощущение, которое дарят их классические постановки!!! В очередной раз, бросив все дела, я оказалась на спектакле Сергея Федотова «ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ Вассы Железновой». Несмотря на то, что режиссер ставит всегда классическую версию произведений, получается действо, которое увлекает на 100%!!! Нет ни одного заскучавшего или покинувшего зал со второго акта зрителя!
Но, вернемся к Вассе. Это первая, дореволюционная версия, написанная Максимом Горьким. Она рассказывает о хозяйке дома - владелице ДЕЛА, которая, как коршун, оберегает всё нажитое с умирающим мужем (предателем), от своих же детей,( дети «не удались» по её словам), от родни, от прислуги. И нет в этом варианте упоминания о классовой борьбе.
Роль Вассы, к моей радости, исполнила Регина Шнигирь (прекрасная мачеха Саманишвили). Другой актрисы, которая так великолепно исполнила эту хладнокровную женщину, я даже не представляю!
Роль жены её сына-калеки Павла, исполнила Анастасия Леднёва (знакомая мне по «Зверю»). Людмила единственная испытывает тёплые чувства к Вассе и к дому, вернее, к саду. И это, увы, весь свет и нежность, которую мы увидим в постановке… Остальное - яростная борьба, ходьба по головам, по трупам…
Умер? И слава Богу 😳 И жаль становится ей этих никудышних людишек, но ничего с собой поделать железная Васса не может…
Дом исполняет отдельную роль: стучит часами, завывает сквозняками, скрипит половицами, наводит жути…
Он наполняется призраками, не дает забыть преступлений против совести…. Мрачные, но богатые декорации говорят о зажиточности обитателей дома. Костюмы, реквизит - всё соответствует началу прошлого века. С этим режиссеру помогают специалисты.
На сцене стоит гроб, как бы намекая на сюжет пьесы. Чёрный юмор, который свойственен Федотову, забавляет и притягивает внимание зрителей. Да! Он есть - процентов 5, но есть)
Игра актёров всегда блистательна!!! Убедительно, точно, талантливо!!! Перевоплощение 🔥🔥🔥
Весь спектакль я размышляла над остервенелым желанием Вассы владеть имуществом, пусть даже нажитым ею, её усилиями… Неужели деньги выше всего духовного и человеческого?
Итог всегда один.
Еще чуть-чуть и она останется одна , со своими призраками, которые стали жителями и частью её родового гнезда, пусть даже после смерти….. 💔
Огромная благодарность продюсерскому центру Театромания, благодаря которому мы имеем возможность видеть в столице спектакли пермского Театра «У Моста»!!! Вот только жаль, что на гастроли они привозят мало спектаклей… Но, «курочка клюет по зернышку» - еще один спектакль «упал» на днях в мою копилку. Да еще какой! Один из самых аншлаговых – гоголевский «Вий».
Иcкpeнняя, яpкaя игpa aктepoв – один из «козырей» театра «У Моста». В любых предложенных режиссером обстоятельствах они чувствуют себя, как «рыба в воде». Надо стать грузинами – становятся, козаками – запросто!!! Сам режиссер Сергей Федотов утверждает, что это потому, что его актеры работают по системе Михаила Чехова!!!
Еще один «козырь» - реалистичная, продуманная до мелочей, сценография. С зaвopaживающeй игpoй cветaa и щeкочущими нepвы зpителей звуковыми эффектами. Вы словно перенеслись во времени и в пространстве и казались на два часа в малороссийском хуторе, где завывают то ли волки, то ли сoбaки, кудахтают куры, кpичат петухи, что-то квaкaeт, cкpипит, шeбуpшит…
Но главный его «козырь» – МИСТИЦИЗМ и здесь зрителю он представлен «по полной программе» - безобразная старуха-ведьма на их глазах в мгновенье ока превращается в девушку с нежным, невинным личиком (ну прямо ангелочек!!!). А сама эта девушка (Панночка) будет внезапно непонятно откуда появляться на сцене в самые неожиданные моменты, заставляя зрителей каждый раз вздрагивать.
О постановке ночных сцен в церкви и говорить не приходится – ох, и досталось же бедному Хоме! После второй ночи смотреть на него, заиндевевшего от пережитого страха, без слез было невозможно!
А кульминационная, третья ночь, где дeмoничecкая вaкхaнaлия eщe и coпpoвождaлacь зaвopaживaющей музыкой – и вoвсе лeдeнящee кpoвь зpeлищe!!!
Первоклассная классическая постановка, в которой пронизанное мистикой гoгoлeвское произведение обрело весьма живописное визуальное воплощение!!!
В детстве кажется, что русская классическая литература – это скучно. То ли дело Дюма, Майн Рид или (сейчас) книги о Гарри Поттере. Между тем, книги Пушкина, Лермонтова, Гоголя и иже с ними проходят в школе не для того, чтобы детям жизнь испортить. А потому, что эти люди действительно владели словом, как боги. И если подойти к делу с умом, то и сегодня можно поставить жутко ************* спектакль по классике или снять фильм. Сергей Федотов, художественный руководитель театра «У моста» не один раз доказывал, что ему все по плечу, и трагедии, и драмы, и комедии. В его руках страшная сказка Гоголя «Вий» превратилась в настоящий спектакль ужасов. Но, между тем, это и отличная комедия.
Как так? А вот так. Гоголь большой насмешник был, у него в книгах такие типы занимательные описаны, что любо-дорого посмотреть. Так и в «Вие» есть не только страшно красивая панночка, продавшая душу дьяволу, но и незадачливый бурсак Хома. А какая классная кухарка Параска в спектакле! Тут это собирательный образ, у Николая Васильевича такого персонажа нет, но эта дама весьма оживила спектакль. А казаки, любители выпить почесать языками! В общем, половину времени зрители от души смеялись, половину умирали от ужаса. Вероятно, такое распределение трагического и комического получилось оптимальным. Чуть-чуть перевес в одну или другую сторону и получилось бы слишком. Сергею Федотову удалось сохранить равновесие. И получился прекрасный спектакль с живописными малороссийскими героями.
Что интересно, только посмотрев спектакль, я осознала, что в повести Гоголя заложен глубокий смысл. Да, это рассказ о чертовщине, об оживших мертвецах, о выходцах из ада. Но, между тем, то и рассказ о вере. У Гоголя – о вере в Бога. Но сейчас, пожалуй, это и вопрос и вере в себя.
Если хотите заново познакомиться с Гоголем, вам сюда.
Пермский театр "У Моста"
Гастроли в Москве
"Вий" (по одноимённой повести Н. В. Гоголя)
Режиссёр - Сергей Фёдоров
В фойе центра на Страстном было многолюдно, как на киевском шляху во время вакации бурсаков духовной семинарии. Многочисленных почитателей Пермского театра "У Моста", московские гастроли которого традиционно проходят с sold-out, вновь приветствует главный режиссёр Сергей Фёдоров, знакомя публику с творческими достижениями, планами гастрольных туров, неизменно расширяющих географию поклонников.
Сегодня на сцене ставят "Вий", и я вливаюсь в общий поток желающих лицезреть злосчастную панночку в гробу(не к ночи будь она упомянута). Выбор мой не случаен: творчество Гоголя обожаю за национальный колорит, искрометный юмор повествования, удивительные зигзаги сюжета и своеобразие разноколерных персонажей.
Занавес открывается, аплодисменты стихают, а певучий рассказ с характерным оканьем и фрикативным ґ знакомит нас с богословом Халявой (Григорий Васин), ритором Тиберием Горобцом (Сергей Филькин) и философом весёлого нрава Хомой Брутом (Василий. Скиданов)
Посреди сцены стоит дощатый ветхий забор. Здесь будет разыгрываться основное действие спектакля: собираться дворня на ужин за долгими разговорами, пан философ вздумает полюбопытствовать, из какой материи сделана сорочка и плахта у смазливой молодки, тут же будут биться пан Дорош с козаками, а горилка польётся в чарки.
Отдалённые углы сцены окутаны мраком - "ни чёртова кулака не видно", однако слева виднеется мрачная хата с низкой дверью, в которую в недобрый час и постучались три бурсака, своротивши с дороги, чтобы запастись провиантом и найти ночлег.
Сценический полумрак удивительным образом распространяется на зрительный зал, и создаётся впечатление, что зрители образуют единое пространство и измерение со сценой. Звуки села - пенье птиц, стрекотание сверчков, хруст веток, козачьи песни - становятся объёмными и заполняют пространство, как в реальной жизни.
Очень колоритны и убедительны роли Явтуха (Владимир Ильин), Дороша (Виталий Швец), Свирида(Илья Бабошин). Их долгие разговоры про "бісову" панночку чередовались с небесными карами всему женскому роду в лице трудолюбивой и добросердечной Параски (Татьяна Улановская). Хлебосольные застолья завершались кулачными боями и подбариванием Хомы перед очередной ночью в церкви. Приємно, що майже весь час вистави актори розмовляли українською, що було зрозуміло глядачеві. С особой почтительностью выговаривалось звание главного героя - пан филосОф.
Панночку играет молодая актриса Анастасия Леднева. Она появляется на сцене сначала в образе старухи, открывшей двери в ночь трём бурсакам. Удивительным образом прямо на глазах старуха меняет свои формы: скрючивается, извивается, сжимается, расширяется. Вид у неё отталкивающий, но живой. Однако красота панночки в её исполнении холодна и мертва. Непостижимым образом по закону жанра ведьма внезапно появляется в неожиданных местах сцены. Я так и не смогла понять, как ей удаётся оседлать Хому на верхнем ярусе декорации, когда вот только что на сцене она заглядывала христианской душе в глаза.
Общие границы сцены и зрительного зала оказываются очень хрупкими: в кульминационный момент,когда гроб с телом панночки превращается в адские качели на цепях, становится действительно страшно не только за жизнь главного героя. Мрачные церковные образа глядят угрюмо из резных рам, несмотря на зажжённые Хомой восковые свечи, "ветхие деревянные своды показывали, как мало заботился владетель поместья о Боге и о душе своей."
Я наивно хотела верить, что по режиссёрскому велению финал спектакля будет иным, но на мрачной, угрюмой сцене появился и фантом Вия со своей нечистой свитой, а Хома Брут испустил свой дух до первых петухов.
Красивое хоровое пение в конце спектакля вызывает непреодолимое желание обратиться к Богу.
Спектакль получился драматичным и весёлым, мистическим и завораживающим, но несомненно талантливым.
Спасибо за бережное отношение к классической литературе и высокий театральный пилотаж
Этот театр начинается… с улицы, где с надеждой спрашивают лишний билетик! Многие ли московские театры сегодня могут этим похвастаться? А Пермский театр «У Моста» может. Их гастроли проходят всегда с аншлагом, в Москве актеры театра не такие уж частые гости, у них напряженный график выступлений не только по России и СНГ, но и по всему миру. Я посмотрела уже два спектакля и могу порекомендовать оба "Зверь" и "Ханума".
Наблюдаю, что публика приходит разновозрастная, те, кому не досталось билета – остаются и смотрят стоя!
Чем отличается это театр от множества других? Думаю тем, что здесь любят то, что делают! На сцене действительно актерская игра, с самоотдачей. Не знаю, что сказал бы Станиславский, но я верю, не просто верю, а попадаю туда, где происходит действие.
Представляете, некоторые всплакнули, так прониклись и так сопереживали, видела людей выходящих в расстроенных чувствах...
Сначала все не понятно (тем, кто не ознакомился с анонсом)… при этом сразу же «цепляет» и уже ждешь что будет дальше, интересно чем закончится. Поначалу простой сюжет постепенно разворачивается в масштабную антиутопию, начинаешь понимаешь, что хотели сказать авторы и режиссер, задаваться вопросом - неужели это наше будущее?
Спектакль минималистичен – одежда героев-лохмотья, свет, тени, звук, крик…
«Урод в семье торговца – композитор». И в мире животных, и в мире людей принято считать особей, отличающихся от общепринятых норм, аномалией. Здесь про психологию толпы, как выжить в толпе… и удастся ли это «Зверю»…
Отдельно отмечу внимание режиссера Сергея Федотова к своему зрителю и вступительное слово перед спектаклем!
Ради таких спектаклей можно и в Пермь на экскурсию!
Мы недавно на работе много говорили о токсичных родителях. Терапии не хватает нам всем, безусловно. И в тот же вечер я сильно порадовалась, что живём мы в России 21 века, а не в Ирландии 120 лет назад. Потому что там выход из токсичных отношений только один — удар лопатой по голове. А потом ещё один, для гарантии.
«Ирландский герой — гордость Запада» — первый мой спектакль пермского театра «У моста». Они приезжали на три дня в Москву, показывали еще «Зверя» и «Яму», но это слишком тяжело для меня. В результате я выбрала третий спектакль. Ведь Сергей Федотов первый, кто начал ставить в России МакДонаха. Сейчас, как я поняла из слов Федотова (он выступил перед началом), пьесы самого знаменитого ирландского режиссёра они не показывают. Но есть ведь Джон Синг!
Действие спектакля происходит в крошечной деревушке на берегу моря .... где ничего не происходит. Мужчины пьют, кто-то уже уехал в Америку (такой вариант выхода из положения рассматривается). Женщины отчаянно тоскуют. Всем нужен Герой.
Но «кто может стать героем в глазах типичных представителей народа, проводящего свои дни в беспробудном пьянстве, мелких потасовках и прочих «прелестях» жизни в глухой ирландской глубинке» (это из анонса спектакля). Про народ, конечно, обидно. Я бы сказала, что ирландцы очень похожи на нас (и об этом говорят многие), но мне кажется, что в русской деревне такого произойти бы не могло. Лопатой по голове да, легко, картошку и мы копать умеем (еще одно роднящее два народа действо). Но чтобы русская девушка так отчаянно «влупилась» в убийцу, как Пегин Майк — нууу, не знаю, не знаю.
Ещё одна мысль вдруг пришла в голову, кстати. Если мы говорим о токсичных родителях сейчас, как правило, это мать. Отцовской фигуры во многих семьях не наблюдается вообще. В спектакле же наоборот — ни у кого из главных героев /Маша и Дубровский/ Пегин и Кристофера, нет матерей. Умерли родами? Совсем молодыми? Не важно, о них просто не говорится ни слова. Есть только отцы. Ужасные отцы, медленно убивающие своих детей. И логично получающие лопатой по голове.
Спектакль страшный в своей безысходности (билет 4-го класса в Америку фигурирует, но вдруг это нижняя палуба «Титаника»?). Декорации соответствуют — все действие происходит в комнате деревенского кабака, все очень лаконично, серо-коричневого цвета, бедно. Так же одеты и все жители ирландской деревни — и девицы на выданье, и мужчины.
Но там пылают настоящие эмоции, через край — по-ирландски. Любовь — так с первого взгляда, и до ненависти там полшага. Восхищение и тут же толпа низвергает своего героя. Годами пестуемая ненависть сменяется «Пойдем, папа!»
Не знаю уж, чему там смеялся весь зал. Меня такие спектакли вымораживают. Слишком больно, как от «Утиной охоты» в Эт Сетера несколько лет назад. Но я поняла, за что так любит Федотова московская публика (зал был полон). Это уродство и безысходность завораживают. Тем более, что все мы знаем, как силен и отважен народ Ирландии. И все это они превозмогут. Хотя пьют (по слухам) все так же отчаянно.
Пьеса ирландского автора Джона Синга "Ирландский герой - гордость Запада" полна черного юмора. Хохот рядом с отрытой могилой. Кажется, какое уж тут веселье, но автор выстраивает диалоги и события так, что невозможно не улыбнуться.
Режиссер пермского театра Пермский театр «У Моста» Сергей Федотов не забывает о репутации театра, как "самого мистического", и подпускает в действие скрип дверей и половиц, саморазгорающийся камин, выползающий из щелей туман.
Персонажи больше похожи на экзальтированных пациентов психлечебницы, чем на деревенских жителей небольшой деревушки у моря. В их жизни столь мало развлечений, что похороны - вариант отличного досуга.
К главному герою Кристоферу Мехоуну в исполнении Алексея Улановского вполне подошло бы определение одного из литературных персонажей О'Генри: "Он был свеж, как молодой редис, и незатейлив, как грабли". Простоватый парень, затюканный отцом, посмел поднять на отца лопату. И не только поднять, но и опустить на голову. Мучимый страхом за содеянное, он пускается в бега, и судьба приводит его в маленькую таверну довольно далеко от родных мест. Местные жители не ужасаются такому поведению, а видят в этом доблесть и героизм. Кристофер сам начинает гордиться своим поступком. Ничего так сюжетик? И совсем в хеллоуинском духе: мертвец воскресает и начинает преследовать всех, чтобы отыскать сына и отомстить за собственную недосмерть.
Читаешь написанное - чистый бред, но он так забавно поставлен. И есть в постановке не только откровенная издевка и язвительность, но и флёр любви и разочарований, несбывшихся надежд, и ясная мысль о том, как важно, чтобы в тебя верили.
Вера окружающих в неординарность, смелость и отчаянность делают из трусоватого Кристи уверенного в своих силах человека. Уверенного настолько, что ему хватает сил не только победить в местных спортивных состязаниях, но и дать отпор внезапно появившемуся отцу. И отец признает главенство неожиданно возмужавшего сына. Местные же разочарованы тем, что какой-то лгунишка ввел их в заблуждение. Девушки, которые совсем недавно вешались на парня, отворачиваются. Сильная и страстная Пегин, первой познакомившаяся с Кристофером и готовая выйти за него замуж, разрывает отношения, а уже через час понимает, что всю оставшуюся жизнь будет жалеть о содеянном. Что-то налаживается, а что-то расстраивается — такова судьба. Но если она преподнесла тебе человека с чувствами, к которому появилась привязанность, то не стоит отворачиваться и собственными руками разрушать возможное счастье. Гордую и сильную Пегин показала зрителям Алёна Войтенко. Ее отец (Владимир Ильин), не в пример отцу Кристофера, прислушивается к мнению дочери, потому что ценит и желает ей счастья. Хочет замуж — благословляем, не хочет — насильно выдавать не будем. А не хочет Пегин выходить за давнего своего поклонника нудноватого, постоянно путающегося под ногами Шоона Кьоу (Василий Скиданов). Путаются под ногами и раздражающие своей назойливостью конкурентки - толпа деревенских девиц. Из этой толпы выделяется вдова Куин (Регина Шнигирь), за ней закрепилась слава «прикончившей своего мужа», а потому она считает, что появившийся в деревне молодой человек с репутацией убийцы подходящий вариант на роль очередного супруга. Но вся чехарда с воскрешением папаши Мехоуна-старшего (Илья Бабошин), разрывом отношений между Пегин и Кристофером, а главное, обретением взаимопонимания в семье Мехоунов, не дает реализоваться планам вдовы. Сын и отец уходят, оставляя жителей деревушки трезветь или пьянеть в повседневной рутине их жизни.
Но зритель, несмотря на кажущийся не позитивный финал, уходит из театра со светлыми чувствами. Вот такой феномен черного юмора Джона Синга в постановке театра «У Моста».