Театр на Таганке
Московский драматический театр, имя которого неразрывно с именем режиссера Юрия Любимова.
В 1911 году был построен модный в то время электротеатр «Вулкан» с немым кино, куда с удовольствием ходила публика всех сословий. Правда, прожил этот электротеатр не долго, потому как в революцию и гражданскую войну у электротеатра не было денег на киноленты и кинопроизводство, а у людей не было сил смотреть кино.
С 1922 года «Вулкан» передали Рогожско-Симоновскому театру и Студии Вахтангова, и он служил филиалом Малого театра до 1930-х годов, когда перешел секретарю ВРК Рогожского района Москвы Сафонову (и стал называться Театром Сафонова).
В 1946 году Театр Сафонова реорганизовали в Театр драмы и комедии, труппу которого составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Но в 1960-е Театр стал одним из наименее посещаемых в столице, и его главному режиссеру Александру Плотникову пришлось уйти, передав бразды правления Юрию Любимову.
Юрий Петрович переименовал Театр в привычный нам теперь «Театр на Таганке», привел в него своих учеников из Щукинского училища вместе с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана», который и стал открытием новой, современной «Таганки». Юрий Любимов, как сказочный доктор, оживил Театр, вдохнул в него новые идеи, поставил множество спектаклей и вновь вернул его модный имидж.
Режиссер руководил Театром в течение 20 лет, до 1984 года, когда был лишён гражданства СССР. В 1989 году Любимов вновь вернулся на должность худрука Таганки. Именно тогда в Театре произошел раскол и образовалось новое «Содружество актеров на Таганке», существующее и по сей день.
В 2015 году на пост директора Театра на Таганке пришла Ирина Апексимова, российская актриса и режиссёр театра и кино, театральный деятель, певица, телеведущая. Под ее руководством Театр, продолжая идти в ногу со временем, вышел на новый уровень с качественным отличием от большинства Московских театров.
Отзывы о «Театр на Таганке»
Ещё 30 отзывовЖдем спектакль "Пушкин. Все"! Театр на Таганке и Театральный салон «Сцена 23» затеяли новый необычный проект – спектакль «Пушкин. Всё». О том, почему поставлен и чему посвящен этот спектакль, говорили на дискуссионном клубе, который организовало PR-агентство «Три сестры».
В дискуссии приняли участие:
- Денис Азаров, режиссер,
- Вероника Вяткина, художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», актриса,
- Александр Зарядин, актер театра и кино,
- Дмитрий Воденников, современный писатель, поэт, журналист,
- и другие специалисты - преподаватели, исследователи творчества Пушкина и т.д.
Основой спектакля стало самое известное стихотворение поэта – «Я помню чудное мгновенье». В 2025 году как раз исполнится 200 лет с тех пор, как Пушкин его написал. Режиссером спектакля стал Денис Азаров, который в последнее время выступает организатором и участником многих проектов, в том числе и совместных со «Сценой 23» Кстати, на Таганке он поставил «Пиковую даму».
Одну из главных ролей в постановке – ученика по фамилии Болдин – играет Александр Зарядин. Он актер Таганки, где сыграл уже немало разных ролей. Но когда вышел сериал «Натали и Александр», где он сыграл Пушкина, зрители ахнули – как похож! Роль школьной учительницы в спектакле будет играть руководитель Театрального салона «Сцена 23» Вероника Вяткина.
Участники дискуссии рассказали много о том, какую большую роль играет Пушкин в нашей жизни, и теперь я с нетерпением жду премьеры спектакля "Пушкин. Все". И тем, кто читает этот отзыв, советую сходить . Это точно будет очень интересно!
В начале апреля 2025 года Театр на Таганке представит для зрителей новый спектакль «Пушкин. Все». Этот спектакль создавался совместно с Театральным салоном «Сцена 23».
На этой неделе в дискуссионном клубе Театра на Таганке «Сцена на Факельном» прошла тематическая встреча «Пушкин. Все. Разговор всех со всеми и поэтом».
Главными спикерами этой встречи стали: режиссер спектакля Денис Азаров, Вероника Вяткина — художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», Алла Митрофанова — преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО, Александр Гончаренко — кандидат искусствоведения, Егор Зайцев — учитель литературы, поэт и драматург, Ольга Устинова — методист научно-просветительской деятельности, исследователь пушкинской эпохи в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве и Александр Зарядин — актер театра и кино.
Это была яркая и очень интересная встреча. Александр Сергеевич Пушкин — это поэт, драматург, прозаик, человек, который заложил основы русского реалистического направления, именно он сделал русский литературный язык таким, каким мы его знаем сейчас.
А сколько потрясающих стихов, повестей, поэм и сказок он написал! Каждый из нас помнит его знаменитые строки из самых разных произведений: «Я помню чудное мгновение», «Мороз и солнце, день чудесный!» и многие другие, которые легко запоминаются, многие люди даже используют их в простой беседе, не говоря уж об учителях, которые при помощи стихов и сказок Александра Сергеевича обогащают словарный запас своих учеников.
Удивительно, что в основе спектакля «Пушкин. Все» лежит стихотворение «Я помню чудное мгновение». Меня это действительно поразило, ведь так интересно, каким нам покажут Александра Сергеевича, какие тайны и факты его биографии откроет нам спектакль. Ведь о Пушкине известно действительно многое, его личность и жизнь не окутаны тайнами и загадками, что делает спектакль еще более интересным, на мой взгляд. Режиссёр спектакля Денис Азаров лишь немного приоткрыл тайну, сказав, что спектакль помогали создавать не только искусствоведы и исследователи жизни и личности Александра Сергеевича Пушкина, но и простые школьные учителя. По словам режиссёра, спектакль настолько многогранен, что там даже были использованы анекдоты Даниила Хармса об Александре Сергеевиче. Действие спектакля будет происходить в школьном классе. Роль Пушкина в спектакле будет играть Олег Соколов, его коллеги по сцене рассказали нам, что он очень похож на Александра Сергеевича.
Но с особым трепетом и интересом мне хотелось узнать, кого же будет играть Александр Зарянов, он потрясающе сыграл Пушкина в недавно вышедшем на Первом канале сериале «Натали и Александр». Как же он был прекрасен, как чутко прочувствовал образ великого поэта, в беседе он рассказал о своей роли в спектакле и о том, как готовился к предстоящей роли и какие труды о жизни поэта ему довелось прочитать.
В беседе Вероника Вяткина подчеркнула, что оба актера так похожи на Пушкина, что в какой-то момент она со смехом отметила, что сидит между двух Пушкиных.
Ольга Устинова, как исследователь пушкинской эпохи в Государственном музее А. С. Пушкина, рассказала присутствующим об особенной связи Александра Сергеевича с Москвой, ведь именно в этом городе он родился и женился. Не просто так Москву называют «ярмаркой невест». Именно в квартиру в Москве Пушкин привез свою жену Наталью Гончарову.
Вспоминая слова Владислава Ходасевича: "В основе творчества Александра Сергеевича лежат события, которые происходили в жизни поэта, и все они так или иначе оказывали влияние на произведения, которые он писал.
Спикеры дискуссии, говоря о великом поэте, цитировали слова Владислава Ходасевича: «Мы договариваемся об имени, которым будем аукаться в наступающей тьме» — это слова о Пушкине.
И действительно, произведения Пушкина не просто интересно читать, с ним интересно побыть. Несмотря ни на что, Пушкин остается живым, и это удивительная жизнь, которая не заканчивается.
Спикеры дискуссии рассказывали интересные истории о восприятии творчества Александра Сергеевича, и что некоторые люди даже общаются с памятником Пушкина, словно с живым человеком, которого случайно встретили в парке. Мы узнали много интересных историй и удивительных фактов из жизни великого поэта, о которых я раньше даже не знала.
Таким образом, во время дискуссии мы услышали 8 точек зрения об Александре Сергеевиче Пушкине, и каждая была уникальной и неповторимой!
18 марта на сцене Театра на Таганке на Факельном состоялась встреча дискуссионного клуба «Пушкин. Всё. Разговор всех со всеми и поэтом», приуроченная к предстоящей премьере спектакля. Организовал мероприятие Театральный Салон «Сцена 23», модератором выступила Ольга Андрейкина.
В дискуссии приняли участие:
– Денис Азаров, режиссер,
– Вероника Вяткина, художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», актриса,
– Александр Зарядин, актер театра и кино,
– Дмитрий Воденников, современный писатель, поэт, журналист, лектор,
– Алла Митрофанова, преподаватель кафедры Мировой литературы и культуры МГИМО, автор цикла лекций по русской литературе в Академии журнала «Фома» и культурном центре «Фавор»,
– Алексей Гончаренко, кандидат искусствоведения, театровед,
– Егор Зайцев, учитель литературы, поэт, драматург,
– Ольга Устинова, методист по научно-просветительской деятельности, исследователь и знаток культуры «Золотого века» и пушкинской эпохи (Государственный музей А.С. Пушкина»).
Поскольку встреча посвящена готовящейся премьере, режиссер спектакля вкратце рассказал, что в основе сюжета стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое задали учить школьникам. Вероника Вяткина участвует в спектакле в роли учительницы, а Александр Зарядин — в роли ученика. Пушкин в спектакле дополнен анекдотами о нем Даниила Хармса.
Стихотворению «Я помню чудное мгновенье» в этом году исполняется 200 лет, а пушкиноведы до сих пор гадают, действительно ли оно было адресовано Анне Керн, или у стихотворения был другой адресат.
Вечер получился очень интересным и познавательным, оказывается я плохо помню роман «Братья Карамазовы» и совершенно не осталось в памяти, что у старца Зосимы в молодости была дуэль. При чем тут Достоевский, если встреча была посвящена Пушкину? А вот так пересекаются литературные истории. Вспомнили не только Федора Михайловича, но и других писателей и поэтов.
Хочу поделиться впечатлениями о спектакле режиссера Анны Закусовой "Желтая стрела" по мотивам одноименной книги Виктора Пелевина. Желтая стрела – поезд, несущийся к ************ мосту. Действие спектакля начинается и заканчивается в темноте. Работает лишь монитор на стене, символизирующий окно поезда. Стук колес, быстро сменяющиеся пейзажи создают ощущение, что ты отправляешься в путешествие вместе с действующими лицами.
Пассажиры «Желтой стрелы» не помнят, когда попали на поезд, и не думают о том, что его нужно покинуть. В сущности – эта поездка и есть их жизнь. Они приспособились к этому ограниченному пространству – строят семьи, находят варианты заработка, но никогда не задумываются о том, что жизнь может быть другой.
Главный герой Андрей (Павел Левкин) тоже путешествует на поезде сколько себя помнит. Но он, как белая ворона в толпе черных, не хочет плыть по течению, вернее нестись и бездну. Он мечтает сойти с поезда. Возможно ли это? Ведь остановок не существует.
Найти ответ на этот вопрос Андрею помогает человек по имени Хан (Баин Бовальдинов). Он рассказывает, что сойти с поезда может только тот, кто поверит в себя и шагнет в неизвестность, не боясь погибнуть. И такие люди уже были.
Интересно, что многие диалоги в постановке выражены через движения, без использования слов. Анна Закусова – хореограф, поэтому значительную часть спектакля занимают элементы пластического театра, когда актеры передают свои эмоции залу с помощью языка тела.
Особенно мне понравились чувственные платистические диалоги Андрея с женщиной (Юлия Стожарова). Любовная история на хозяйственных баулах в клетках из 90-х, сложенных в виде дивана на фоне занавесей в том же стиле.
Еще один элемент – юмористические вставки. Друг Андрея Гриша (Алексей Финаев-Николотов) в стиле стенд-ап выступления рассказывает о детских впечатлениях, полученных во время путешествий на поезде. В повести Пелевина Гриша – предприниматель. Одна из его бизнес-схем: скупать списанные ложки у проводников, ломать их и перепродавать скупщикам алюминия. В постановке Театра на Таганке он предстает в образе торговца всякой всячиной в электричках.
Но больше всего меня впечатлили музыкальные сцены. Когда все задействованные актеры (а их всего 6) во главе со звездой мюзиклов Павлом Левкиным объединялись в музыкальную группу. Они исполнили несколько ярких тематических композиций на стихи Маршака, Пастернака, Башлачева и Пелевина.
Желтая стрела Театра на Таганке – это интересное сплетение разных жанров в одном спектакле. Он напоминает на о том, что наша жизнь – это путешествие. А то, каким оно будет серым и унылым или ярким и запоминающимся, зависит от нас самих.
Лаборатория проекта "Ликбез" и его концепция мне крайне близки, ведь сейчас как никогда важно ознакомить современного зрителя с драматургией советского периода, но также мне очень импонирует, и всем советую ознакомиться с режиссерскими лабораториями театра Российской армии. Благодаря этим лабораториям можно ознакомиться со смелыми постановками на актуальные темы.
Под занавес сезона Театр на Таганке представил спектакль по любимой многими представителями старшего поколения пьесе Леонида Зорина "Варшавская мелодия". Режиссёр Виктор Трегубов.
Это очередной спектакль, вошедший в репертуар театра из режиссерской лаборатории проекта "Ликбез", одна из целей которого познакомить современного зрителя с драматургией советского периода. Сначала создаётся эскиз, который, в случае его удачности, вырастает до полноценного спектакля. Что ж, идея интересная. Правда, спектакли пока рождаются весьма компактными. Так, например, "Мой бедный Марат" идёт 1 час 30 минут, "Причал" 1 час 10 минут, а "Утиная охота" 1 час 20 минут.
Премьерная "Варшавская мелодия" тоже довольно скоротечна - 1 час 20 минут.
И в этом, вероятно, тоже есть свой смысл. Для первого знакомства зрителю вполне достаточно, а если у кого-то возникнет желание поглубже изучить материал, тот всегда найдёт для себя такую возможность. Благо пьеса в самом деле весьма популярна.
Мне, признаюсь честно, поначалу смотреть подобный "дайджест" было сложновато, мешал "бэкграунд", но постепенно втянулась и я. Тем более, что идея преподнести данную историю любви как бы независящей от давления извне, мне показалась интересной.
Ведь до этого я однозначно воспринимала всё происходящее с героями, как некую борьбу с "безжалостным внешним миром" в лице государства и тогдашнего жизненного уклада. И конечно, именно из-за грубого вмешательства государства герои не смогли пожениться. И конечно, именно из-за боязни последствий герой отказывается от героини во время новой встречи спустя 10 лет. И да, именно полная строгих рамок и неукоснительных правил жизнь постепенно перемалывает его. "Без жертв ничего не бывает" - говорит главный герой и проигрывает. Проигрывает ещё в самом начале.
Виктор Трегубов пошёл другим путём, убрав акценты на внешних обстоятельствах до минимума. И вот уже нет никаких сомнений в том, что Виктор (Александр Зарядин) всего лишь человек, плывущий по течению. Его образ ещё сильнее бледнеет на фоне эмоциональной, решительной, предприимчивой Гелены (Дарья Авратинская). Именно она движущая сила в этой паре, именно она готова на ту самую пресловутую жертву. А в итоге сама же и становится этой жертвой. Жертвой обстоятельств, жертвой собственной любви.
Дарье Авратинской, наверное, было проще. Её героиня живая и лёгкая на подъём, целеустремлённая, цельная натура. У неё забавный акцент и потрясающее чувство юмора. И вообще она смешная. Именно её реплики встречают живой отклик у зала. Александру Зарядину же достался персонаж "ни рыба, ни мясо". Но и он стравился. Сквозь всю эту нерешительность, ведомость и мягкотелость Виктора, я очень чётко почувствовала главное - искренность его чувств к Геле. Это было так по-настоящему!
Спектакль на удивление тактильный. В первой части герои используют любую возможность, чтоб прикоснуться друг к другу, держатся за руки, обнимаются. Сколько в этом нежности и искренности! Я любовалась! Это было настолько красноречиво, что всё происходящее было бы понятно и без слов.
Очень чётко для меня обозначилась и "точка невозврата". Когда после свидания в Варшаве герой несколько раз то приближается, то отдаляется.
Они оба ещё не знают, но Рубикон уже перейдён. В этом месте я едва не прослезилась.
И как подтверждение того, что всё навсегда изменилось, в пространстве сцены вдруг появляется единственное яркое пятно - ботинки героини. До этого момента спектакль был почти монохромным, лишь пространство всё время менялось благодаря причудливой игре света, то сгущаясь до густо-синего, то взрываясь ярко-оранжевым, то нависая каким-то тревожно-зелёным.
Понравился ли мне спектакль?
Мне бы хотелось посмотреть его ещё раз, а значит, да. Он мне понравился. Даже не смотря на "бэкграунд" :)
Сходите в театр!
Дарья Дарья, полностью разделяю ваше мнение. Спектакль вышел крайне удачным. Молодые ребята показали "новую театральную школу". Я вот еще посещал спектакль "Данькина каска" в театре армии. Там поднимается актуальная тема и актеры прекрасно вжились в роль, им веришь.
Театр на Таганке, театр наций и театр Российской армии кажутся мне на данный момент лучшими в плане репертуара, подбора актеров и уровню идей в постановках. Из последнего посещала спектакли "Черная кошка, белый кот" на Таганке и "Данькина каска" в театре армии. Всем крайне рекомендую!
Elena Zi, спасибо за большой отзыв. Я вот посещала спектакль "Женитьба" в театре Российской армии.
Получила уйму впечатлений от глубины сюжета, мастерской актерской игры и качественно воссозданной атмосферы. Советую, если вам сильно понравились "Деревянные кони".
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Н. А. Некрасов
Неделю назад в Театре на Таганке состоялся показ спектакля "Деревянные кони", созданный по мотивам трех повестей Федора Абрамова: "Деревянные кони", "Пелагея" и "Алька". Режиссер спектакля Светлана Землякова. Это спектакль - история Русской деревни, показанная через судьбы и характеры трех женщин, живущих в разное время. Здесь очень хорошо раскрывается образ русской женщины. На мой взгляд, режиссеру удалось прочувствовать и подсветить много тонкостей и самых важных моментов, которые объясняют поступки и психологию людей, живущих в довоенный и послевоенный периоды в глухих деревнях.
"Деревянные кони", это такие украшения, обереги, которые устанавливались на крышах крестьянских жилищ. В постановке идет сравнение этого сакрального украшения с героиней Елены Оболенской в первой части спектакля, которая служит хранительницей глухой, забытой богом деревни. Ее образ является олицетворением возрождения деревни, но спустя несколько поколений мы наблюдаем, как деревня начинает угасать и постепенно редеет обороняющий "конный полк".
Первое действие происходило в лесной северной деревне Пижма, где мало бывает солнца, а люди выживали за счет охоты и рыбалки. Здесь соблюдают свои традиции и устои. Некоторые эпизоды сопровождались народными песнопениями, которые, как известно, помогали справляться со всеми невзгодами, велись разговоры о правилах похорон местных жителей, очень строго относились к понятиям чести и достоинства, почитали тяжёлый физический труд, потому что именно он являлся основой жизни.
Василиса Милентьева, в её образе многие узнают своих прабабушек. Женщина старой закалки, мудрая, смиренная и рассудительная. Её рано выпихнули замуж, грозным супругом - дикарем она была не любима. Женщина была с детства приучена к труду, её уважали за доброту и твердость. Елена Оболенская прекрасно справилась с непростой ролью Василисы Милентьевой, глядя на неё не перестаёшь восхищаться, как можно сочетать в себе одновременно такую тихую кротость и огромную внутреннюю силу, способную выдержать тяжелые удары судьбы.
Во втором действии, Пелагея, совершенно другой образ. Вроде бы та же работящая деревенская женщина, но уже с другим характером, многое понимает, не боится пойти против всех, всю жизнь тянулась к хорошим людям. Героиня Александры Басовой пережила голодные послевоенные годы, желает , чтобы дочь её была счастлива и сыта. Она знает цену каждой вещи, ведь после ***** так сложно было достать что-либо из одежды, а из-за голода она потеряла своего первенца. Много лет проработала на пекарне и ни одного дня не отдыхала, запасалась одеждой, обрезами, думая тем самым, что обеспечит счастливое будущее себе и своим близким. С какой досадой и сожалением она начинает понимать, что жизнь уже ни та. Поменялись ценности и взгляды, что она отстаёт от жизни. На примере с покупкой плюшевых жакетов, которые оказались давно уже ни в моде. Она вдруг осознает, что все, что раньше представляло какую-то ценность, нынче тряпками зовётся. Вещи быстро выходят из моды и выкидываются. Несмотря на потери и разочарования, Пелагея с большой любовью относится к своему труду и испытывает огромное уважение к хлебу.
Дочь Пелагеи, Алька (великолепная игра Анастасии Лазукиной), не хочет такой судьбы, как у матери. Красивая, смелая, легкомысленная, уверенная в себе, но семейная жизнь так ей и не удаётся. Уезжает в город попытать счастья вместе с офицером Владиславом Сергеевичем (Максим Михалев), но разочаровывается, так как он оказывается д****** алиментщиком.
Три судьбы, такие разные и непохожие. Разное время и нравственные ценности. Стала ли женщина свободней и счастливей?задумываешься после просмотра этого спектакля . Постановку обязательно стоит посмотреть, хотя бы потому, что это история наших бабушек и прабабушек. Понравились очень реалистичные декорации, воссоздающие образ русской деревушки. Забор из деревянных досок, скамьи, глиняная посуда и костюмы героев (фуфайки, платки, ситцевые платья и обувь, на которой очень часто делает акцент режиссер).