Театр на Таганке

Оценка редакции
Театр на Таганке

Московский драматический театр, имя которого неразрывно с именем режиссера Юрия Любимова.

В 1911 году был построен модный в то время электротеатр «Вулкан» с немым кино, куда с удовольствием ходила публика всех сословий. Правда, прожил этот электротеатр не долго, потому как в революцию и гражданскую войну у электротеатра не было денег на киноленты и кинопроизводство, а у людей не было сил смотреть кино.

С 1922 года «Вулкан» передали Рогожско-Симоновскому театру и Студии Вахтангова, и он служил филиалом Малого театра до 1930-х годов, когда перешел секретарю ВРК Рогожского района Москвы Сафонову (и стал называться Театром Сафонова).

В 1946 году Театр Сафонова реорганизовали в Театр драмы и комедии, труппу которого составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Но в 1960-е Театр стал одним из наименее посещаемых в столице, и его главному режиссеру Александру Плотникову пришлось уйти, передав бразды правления Юрию Любимову.

Юрий Петрович переименовал Театр в привычный нам теперь «Театр на Таганке», привел в него своих учеников из Щукинского училища вместе с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана», который и стал открытием новой, современной «Таганки». Юрий Любимов, как сказочный доктор, оживил Театр, вдохнул в него новые идеи, поставил множество спектаклей и вновь вернул его модный имидж.

Режиссер руководил Театром в течение 20 лет, до 1984 года, когда был лишён гражданства СССР. В 1989 году Любимов вновь вернулся на должность худрука Таганки. Именно тогда в Театре произошел раскол и образовалось новое «Содружество актеров на Таганке», существующее и по сей день.

В 2015 году на пост директора Театра на Таганке пришла Ирина Апексимова, российская актриса и режиссёр театра и кино, театральный деятель, певица, телеведущая. Под ее руководством Театр, продолжая идти в ногу со временем, вышел на новый уровень с качественным отличием от большинства Московских театров.

Отзывы о «Театр на Таганке»

Ещё 30 отзывов
Татьяна Татьяна 25 марта, 10:25

Ждем спектакль "Пушкин. Все"! Театр на Таганке и Театральный салон «Сцена 23» затеяли новый необычный проект – спектакль «Пушкин. Всё». О том, почему поставлен и чему посвящен этот спектакль, говорили на дискуссионном клубе, который организовало PR-агентство «Три сестры».
В дискуссии приняли участие:
- Денис Азаров, режиссер,
- Вероника Вяткина, художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», актриса,
- Александр Зарядин, актер театра и кино,
- Дмитрий Воденников, современный писатель, поэт, журналист,
- и другие специалисты - преподаватели, исследователи творчества Пушкина и т.д.
Основой спектакля стало самое известное стихотворение поэта – «Я помню чудное мгновенье». В 2025 году как раз исполнится 200 лет с тех пор, как Пушкин его написал. Режиссером спектакля стал Денис Азаров, который в последнее время выступает организатором и участником многих проектов, в том числе и совместных со «Сценой 23» Кстати, на Таганке он поставил «Пиковую даму».
Одну из главных ролей в постановке – ученика по фамилии Болдин – играет Александр Зарядин. Он актер Таганки, где сыграл уже немало разных ролей. Но когда вышел сериал «Натали и Александр», где он сыграл Пушкина, зрители ахнули – как похож! Роль школьной учительницы в спектакле будет играть руководитель Театрального салона «Сцена 23» Вероника Вяткина.
Участники дискуссии рассказали много о том, какую большую роль играет Пушкин в нашей жизни, и теперь я с нетерпением жду премьеры спектакля "Пушкин. Все". И тем, кто читает этот отзыв, советую сходить . Это точно будет очень интересно!

Виктория Виктория 25 марта, 12:24

В начале апреля 2025 года Театр на Таганке представит для зрителей новый спектакль «Пушкин. Все». Этот спектакль создавался совместно с Театральным салоном «Сцена 23».
На этой неделе в дискуссионном клубе Театра на Таганке «Сцена на Факельном» прошла тематическая встреча «Пушкин. Все. Разговор всех со всеми и поэтом».
Главными спикерами этой встречи стали: режиссер спектакля Денис Азаров, Вероника Вяткина — художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», Алла Митрофанова — преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО, Александр Гончаренко — кандидат искусствоведения, Егор Зайцев — учитель литературы, поэт и драматург, Ольга Устинова — методист научно-просветительской деятельности, исследователь пушкинской эпохи в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве и Александр Зарядин — актер театра и кино.
Это была яркая и очень интересная встреча. Александр Сергеевич Пушкин — это поэт, драматург, прозаик, человек, который заложил основы русского реалистического направления, именно он сделал русский литературный язык таким, каким мы его знаем сейчас.
А сколько потрясающих стихов, повестей, поэм и сказок он написал! Каждый из нас помнит его знаменитые строки из самых разных произведений: «Я помню чудное мгновение», «Мороз и солнце, день чудесный!» и многие другие, которые легко запоминаются, многие люди даже используют их в простой беседе, не говоря уж об учителях, которые при помощи стихов и сказок Александра Сергеевича обогащают словарный запас своих учеников.
Удивительно, что в основе спектакля «Пушкин. Все» лежит стихотворение «Я помню чудное мгновение». Меня это действительно поразило, ведь так интересно, каким нам покажут Александра Сергеевича, какие тайны и факты его биографии откроет нам спектакль. Ведь о Пушкине известно действительно многое, его личность и жизнь не окутаны тайнами и загадками, что делает спектакль еще более интересным, на мой взгляд. Режиссёр спектакля Денис Азаров лишь немного приоткрыл тайну, сказав, что спектакль помогали создавать не только искусствоведы и исследователи жизни и личности Александра Сергеевича Пушкина, но и простые школьные учителя. По словам режиссёра, спектакль настолько многогранен, что там даже были использованы анекдоты Даниила Хармса об Александре Сергеевиче. Действие спектакля будет происходить в школьном классе. Роль Пушкина в спектакле будет играть Олег Соколов, его коллеги по сцене рассказали нам, что он очень похож на Александра Сергеевича.
Но с особым трепетом и интересом мне хотелось узнать, кого же будет играть Александр Зарянов, он потрясающе сыграл Пушкина в недавно вышедшем на Первом канале сериале «Натали и Александр». Как же он был прекрасен, как чутко прочувствовал образ великого поэта, в беседе он рассказал о своей роли в спектакле и о том, как готовился к предстоящей роли и какие труды о жизни поэта ему довелось прочитать.
В беседе Вероника Вяткина подчеркнула, что оба актера так похожи на Пушкина, что в какой-то момент она со смехом отметила, что сидит между двух Пушкиных.
Ольга Устинова, как исследователь пушкинской эпохи в Государственном музее А. С. Пушкина, рассказала присутствующим об особенной связи Александра Сергеевича с Москвой, ведь именно в этом городе он родился и женился. Не просто так Москву называют «ярмаркой невест». Именно в квартиру в Москве Пушкин привез свою жену Наталью Гончарову.
Вспоминая слова Владислава Ходасевича: "В основе творчества Александра Сергеевича лежат события, которые происходили в жизни поэта, и все они так или иначе оказывали влияние на произведения, которые он писал.
Спикеры дискуссии, говоря о великом поэте, цитировали слова Владислава Ходасевича: «Мы договариваемся об имени, которым будем аукаться в наступающей тьме» — это слова о Пушкине.
И действительно, произведения Пушкина не просто интересно читать, с ним интересно побыть. Несмотря ни на что, Пушкин остается живым, и это удивительная жизнь, которая не заканчивается.
Спикеры дискуссии рассказывали интересные истории о восприятии творчества Александра Сергеевича, и что некоторые люди даже общаются с памятником Пушкина, словно с живым человеком, которого случайно встретили в парке. Мы узнали много интересных историй и удивительных фактов из жизни великого поэта, о которых я раньше даже не знала.
Таким образом, во время дискуссии мы услышали 8 точек зрения об Александре Сергеевиче Пушкине, и каждая была уникальной и неповторимой!

Анастасия 23 марта, 04:48

18 марта на сцене Театра на Таганке на Факельном состоялась встреча дискуссионного клуба «Пушкин. Всё. Разговор всех со всеми и поэтом», приуроченная к предстоящей премьере спектакля. Организовал мероприятие Театральный Салон «Сцена 23», модератором выступила Ольга Андрейкина.

В дискуссии приняли участие:
– Денис Азаров, режиссер,
– Вероника Вяткина, художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23», актриса,
– Александр Зарядин, актер театра и кино,
– Дмитрий Воденников, современный писатель, поэт, журналист, лектор,
– Алла Митрофанова, преподаватель кафедры Мировой литературы и культуры МГИМО, автор цикла лекций по русской литературе в Академии журнала «Фома» и культурном центре «Фавор»,
– Алексей Гончаренко, кандидат искусствоведения, театровед,
– Егор Зайцев, учитель литературы, поэт, драматург,
– Ольга Устинова, методист по научно-просветительской деятельности, исследователь и знаток культуры «Золотого века» и пушкинской эпохи (Государственный музей А.С. Пушкина»).

Поскольку встреча посвящена готовящейся премьере, режиссер спектакля вкратце рассказал, что в основе сюжета стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое задали учить школьникам. Вероника Вяткина участвует в спектакле в роли учительницы, а Александр Зарядин — в роли ученика. Пушкин в спектакле дополнен анекдотами о нем Даниила Хармса.

Стихотворению «Я помню чудное мгновенье» в этом году исполняется 200 лет, а пушкиноведы до сих пор гадают, действительно ли оно было адресовано Анне Керн, или у стихотворения был другой адресат.

Вечер получился очень интересным и познавательным, оказывается я плохо помню роман «Братья Карамазовы» и совершенно не осталось в памяти, что у старца Зосимы в молодости была дуэль. При чем тут Достоевский, если встреча была посвящена Пушкину? А вот так пересекаются литературные истории. Вспомнили не только Федора Михайловича, но и других писателей и поэтов.

Евгения Евгения 12 августа 2024, 07:36

Хочу поделиться впечатлениями о спектакле режиссера Анны Закусовой "Желтая стрела" по мотивам одноименной книги Виктора Пелевина. Желтая стрела – поезд, несущийся к ************ мосту. Действие спектакля начинается и заканчивается в темноте. Работает лишь монитор на стене, символизирующий окно поезда. Стук колес, быстро сменяющиеся пейзажи создают ощущение, что ты отправляешься в путешествие вместе с действующими лицами.

Пассажиры «Желтой стрелы» не помнят, когда попали на поезд, и не думают о том, что его нужно покинуть. В сущности – эта поездка и есть их жизнь. Они приспособились к этому ограниченному пространству – строят семьи, находят варианты заработка, но никогда не задумываются о том, что жизнь может быть другой.

Главный герой Андрей (Павел Левкин) тоже путешествует на поезде сколько себя помнит. Но он, как белая ворона в толпе черных, не хочет плыть по течению, вернее нестись и бездну. Он мечтает сойти с поезда. Возможно ли это? Ведь остановок не существует.

Найти ответ на этот вопрос Андрею помогает человек по имени Хан (Баин Бовальдинов). Он рассказывает, что сойти с поезда может только тот, кто поверит в себя и шагнет в неизвестность, не боясь погибнуть. И такие люди уже были.

Интересно, что многие диалоги в постановке выражены через движения, без использования слов. Анна Закусова – хореограф, поэтому значительную часть спектакля занимают элементы пластического театра, когда актеры передают свои эмоции залу с помощью языка тела.

Особенно мне понравились чувственные платистические диалоги Андрея с женщиной (Юлия Стожарова). Любовная история на хозяйственных баулах в клетках из 90-х, сложенных в виде дивана на фоне занавесей в том же стиле.

Еще один элемент – юмористические вставки. Друг Андрея Гриша (Алексей Финаев-Николотов) в стиле стенд-ап выступления рассказывает о детских впечатлениях, полученных во время путешествий на поезде. В повести Пелевина Гриша – предприниматель. Одна из его бизнес-схем: скупать списанные ложки у проводников, ломать их и перепродавать скупщикам алюминия. В постановке Театра на Таганке он предстает в образе торговца всякой всячиной в электричках.

Но больше всего меня впечатлили музыкальные сцены. Когда все задействованные актеры (а их всего 6) во главе со звездой мюзиклов Павлом Левкиным объединялись в музыкальную группу. Они исполнили несколько ярких тематических композиций на стихи Маршака, Пастернака, Башлачева и Пелевина.

Желтая стрела Театра на Таганке – это интересное сплетение разных жанров в одном спектакле. Он напоминает на о том, что наша жизнь – это путешествие. А то, каким оно будет серым и унылым или ярким и запоминающимся, зависит от нас самих.

Валерий Валерий 28 мая 2024, 09:33

Лаборатория проекта "Ликбез" и его концепция мне крайне близки, ведь сейчас как никогда важно ознакомить современного зрителя с драматургией советского периода, но также мне очень импонирует, и всем советую ознакомиться с режиссерскими лабораториями театра Российской армии. Благодаря этим лабораториям можно ознакомиться со смелыми постановками на актуальные темы.

Ольга Сорокина 28 мая 2024, 02:31

Под занавес сезона Театр на Таганке представил спектакль по любимой многими представителями старшего поколения пьесе Леонида Зорина "Варшавская мелодия". Режиссёр Виктор Трегубов.

Это очередной спектакль, вошедший в репертуар театра из режиссерской лаборатории проекта "Ликбез", одна из целей которого познакомить современного зрителя с драматургией советского периода. Сначала создаётся эскиз, который, в случае его удачности, вырастает до полноценного спектакля. Что ж, идея интересная. Правда, спектакли пока рождаются весьма компактными. Так, например, "Мой бедный Марат" идёт 1 час 30 минут, "Причал" 1 час 10 минут, а "Утиная охота" 1 час 20 минут.

Премьерная "Варшавская мелодия" тоже довольно скоротечна - 1 час 20 минут.

И в этом, вероятно, тоже есть свой смысл. Для первого знакомства зрителю вполне достаточно, а если у кого-то возникнет желание поглубже изучить материал, тот всегда найдёт для себя такую возможность. Благо пьеса в самом деле весьма популярна.

Мне, признаюсь честно, поначалу смотреть подобный "дайджест" было сложновато, мешал "бэкграунд", но постепенно втянулась и я. Тем более, что идея преподнести данную историю любви как бы независящей от давления извне, мне показалась интересной.

Ведь до этого я однозначно воспринимала всё происходящее с героями, как некую борьбу с "безжалостным внешним миром" в лице государства и тогдашнего жизненного уклада. И конечно, именно из-за грубого вмешательства государства герои не смогли пожениться. И конечно, именно из-за боязни последствий герой отказывается от героини во время новой встречи спустя 10 лет. И да, именно полная строгих рамок и неукоснительных правил жизнь постепенно перемалывает его. "Без жертв ничего не бывает" - говорит главный герой и проигрывает. Проигрывает ещё в самом начале.

Виктор Трегубов пошёл другим путём, убрав акценты на внешних обстоятельствах до минимума. И вот уже нет никаких сомнений в том, что Виктор (Александр Зарядин) всего лишь человек, плывущий по течению. Его образ ещё сильнее бледнеет на фоне эмоциональной, решительной, предприимчивой Гелены (Дарья Авратинская). Именно она движущая сила в этой паре, именно она готова на ту самую пресловутую жертву. А в итоге сама же и становится этой жертвой. Жертвой обстоятельств, жертвой собственной любви.

Дарье Авратинской, наверное, было проще. Её героиня живая и лёгкая на подъём, целеустремлённая, цельная натура. У неё забавный акцент и потрясающее чувство юмора. И вообще она смешная. Именно её реплики встречают живой отклик у зала. Александру Зарядину же достался персонаж "ни рыба, ни мясо". Но и он стравился. Сквозь всю эту нерешительность, ведомость и мягкотелость Виктора, я очень чётко почувствовала главное - искренность его чувств к Геле. Это было так по-настоящему!

Спектакль на удивление тактильный. В первой части герои используют любую возможность, чтоб прикоснуться друг к другу, держатся за руки, обнимаются. Сколько в этом нежности и искренности! Я любовалась! Это было настолько красноречиво, что всё происходящее было бы понятно и без слов.

Очень чётко для меня обозначилась и "точка невозврата". Когда после свидания в Варшаве герой несколько раз то приближается, то отдаляется.

Они оба ещё не знают, но Рубикон уже перейдён. В этом месте я едва не прослезилась.

И как подтверждение того, что всё навсегда изменилось, в пространстве сцены вдруг появляется единственное яркое пятно - ботинки героини. До этого момента спектакль был почти монохромным, лишь пространство всё время менялось благодаря причудливой игре света, то сгущаясь до густо-синего, то взрываясь ярко-оранжевым, то нависая каким-то тревожно-зелёным.

Понравился ли мне спектакль?

Мне бы хотелось посмотреть его ещё раз, а значит, да. Он мне понравился. Даже не смотря на "бэкграунд" :)

Сходите в театр!

Валерий Валерий 22 мая 2024, 05:54

Дарья Дарья, полностью разделяю ваше мнение. Спектакль вышел крайне удачным. Молодые ребята показали "новую театральную школу". Я вот еще посещал спектакль "Данькина каска" в театре армии. Там поднимается актуальная тема и актеры прекрасно вжились в роль, им веришь.

Валерий Валерий 22 мая 2024, 05:40

Театр на Таганке, театр наций и театр Российской армии кажутся мне на данный момент лучшими в плане репертуара, подбора актеров и уровню идей в постановках. Из последнего посещала спектакли "Черная кошка, белый кот" на Таганке и "Данькина каска" в театре армии. Всем крайне рекомендую!

Екатерина Миронова 22 мая 2024, 05:32

Elena Zi, спасибо за большой отзыв. Я вот посещала спектакль "Женитьба" в театре Российской армии.
Получила уйму впечатлений от глубины сюжета, мастерской актерской игры и качественно воссозданной атмосферы. Советую, если вам сильно понравились "Деревянные кони".

Elena Zi 25 апреля 2024, 10:39

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,—

Н. А. Некрасов

Неделю назад в Театре на Таганке состоялся показ спектакля "Деревянные кони", созданный по мотивам трех повестей Федора Абрамова: "Деревянные кони", "Пелагея" и "Алька". Режиссер спектакля Светлана Землякова. Это спектакль - история Русской деревни, показанная через судьбы и характеры трех женщин, живущих в разное время. Здесь очень хорошо раскрывается образ русской женщины. На мой взгляд, режиссеру удалось прочувствовать и подсветить много тонкостей и самых важных моментов, которые объясняют поступки и психологию людей, живущих в довоенный и послевоенный периоды в глухих деревнях.

"Деревянные кони", это такие украшения, обереги, которые устанавливались на крышах крестьянских жилищ. В постановке идет сравнение этого сакрального украшения с героиней Елены Оболенской в первой части спектакля, которая служит хранительницей глухой, забытой богом деревни. Ее образ является олицетворением возрождения деревни, но спустя несколько поколений мы наблюдаем, как деревня начинает угасать и постепенно редеет обороняющий "конный полк".

Первое действие происходило в лесной северной деревне Пижма, где мало бывает солнца, а люди выживали за счет охоты и рыбалки. Здесь соблюдают свои традиции и устои. Некоторые эпизоды сопровождались народными песнопениями, которые, как известно, помогали справляться со всеми невзгодами, велись разговоры о правилах похорон местных жителей, очень строго относились к понятиям чести и достоинства, почитали тяжёлый физический труд, потому что именно он являлся основой жизни.

Василиса Милентьева, в её образе многие узнают своих прабабушек. Женщина старой закалки, мудрая, смиренная и рассудительная. Её рано выпихнули замуж, грозным супругом - дикарем она была не любима. Женщина была с детства приучена к труду, её уважали за доброту и твердость. Елена Оболенская прекрасно справилась с непростой ролью Василисы Милентьевой, глядя на неё не перестаёшь восхищаться, как можно сочетать в себе одновременно такую тихую кротость и огромную внутреннюю силу, способную выдержать тяжелые удары судьбы.

Во втором действии, Пелагея, совершенно другой образ. Вроде бы та же работящая деревенская женщина, но уже с другим характером, многое понимает, не боится пойти против всех, всю жизнь тянулась к хорошим людям. Героиня Александры Басовой пережила голодные послевоенные годы, желает , чтобы дочь её была счастлива и сыта. Она знает цену каждой вещи, ведь после ***** так сложно было достать что-либо из одежды, а из-за голода она потеряла своего первенца. Много лет проработала на пекарне и ни одного дня не отдыхала, запасалась одеждой, обрезами, думая тем самым, что обеспечит счастливое будущее себе и своим близким. С какой досадой и сожалением она начинает понимать, что жизнь уже ни та. Поменялись ценности и взгляды, что она отстаёт от жизни. На примере с покупкой плюшевых жакетов, которые оказались давно уже ни в моде. Она вдруг осознает, что все, что раньше представляло какую-то ценность, нынче тряпками зовётся. Вещи быстро выходят из моды и выкидываются. Несмотря на потери и разочарования, Пелагея с большой любовью относится к своему труду и испытывает огромное уважение к хлебу.

Дочь Пелагеи, Алька (великолепная игра Анастасии Лазукиной), не хочет такой судьбы, как у матери. Красивая, смелая, легкомысленная, уверенная в себе, но семейная жизнь так ей и не удаётся. Уезжает в город попытать счастья вместе с офицером Владиславом Сергеевичем (Максим Михалев), но разочаровывается, так как он оказывается д****** алиментщиком.

Три судьбы, такие разные и непохожие. Разное время и нравственные ценности. Стала ли женщина свободней и счастливей?задумываешься после просмотра этого спектакля . Постановку обязательно стоит посмотреть, хотя бы потому, что это история наших бабушек и прабабушек. Понравились очень реалистичные декорации, воссоздающие образ русской деревушки. Забор из деревянных досок, скамьи, глиняная посуда и костюмы героев (фуфайки, платки, ситцевые платья и обувь, на которой очень часто делает акцент режиссер).

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Театр на Таганке - адрес на карте

Статьи по теме

Афиша 2020. В театр возьмут всех.

Спектакли которые ждут нас в 2020 году.

Зимние каникулы: куда сходить с ребенком

Небанальные идеи для всей семьи: от шоу с Бабой-ягой на метлоцикле до выставки о нравах папуасов.
19 декабря 2016

Спектакли для нее

Обзор к 8 марта: спектакли, которые обязательно понравятся милым дамам.
4 марта 2013

Турандот из Ботанического сада

На театральной карте Москвы то и дело вспыхивают новые точки. Об открытии одних сообщают в теленовостях, о других знают лишь театралы. «ВД» знакомит с самыми интересными сценами-«дебютантами».
10 декабря 2012

Совершенно новый сезон: какие театры изменятся до неузнаваемости

Театры, для которых сезон точно не будет похож на старый.
17 августа 2011

Юрий Любимов и его театр: драма на Таганке

Спектакль «Маска и душа» можно будет увидеть на этой неделе последний раз в сезоне.
13 июля 2011

Каталин: Любимова жена

На дворе был 1976 год. Он был женат, она – замужем... 30-летняя история любви - в интервью с таганкиной «мамой».
21 сентября 2007