Шалом

Оценка редакции
Шалом

Единственный в России профессиональный еврейский театр.

Театр «Шалом» - еврейский театр для всех национальностей, единственный в России театр, полностью посвященный еврейской культуре и традициям. Имеет большую историю, которая уходит своими корнями в послевоенные годы, когда после убийства народного артиста СССР Соломона Михоэлса были закрыты все еврейские театры и главный - Государственный Еврейский театр, художественным руководителем которого он являлся. Позже, в 60-е годы, с трудом было получено разрешение создать Еврейский драматический ансамбль, появившийся главным образом для видимости и просуществовавший вплоть до 1988 года, когда был открыт Московский еврейский театр «Шалом».

Театр считает своим долгом сохранять, развивать и делиться с другими сокровищами мирового еврейского искусства, поэтому спектакли не только поставлены по лучшим еврейским пьесам, но и наполнены различными элементами национального колорита, задорными танцами под еврейские песни и мелодии, идут на русском языке с элементами идиша. Традиционный юмор, радость и жизнелюбие - вот те ориентиры, которыми руководствуется театр в своей творческой деятельности.

Сегодня в «Шаломе» можно увидеть спектакли по лучшим еврейским книгам («Что ты в ней нашел?» по роману «Шоша» лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера, мюзикл «Блуждающие звезды» по роману Шолом-Алейхема), спектакли по пьесам, несущим в себе настоящую еврейскую «изюминку» («Мадам Роза» по пьесе одного из лучших современных драматургов Николая Коляды, комедия «Весёлое число 13» - знаменитого юмориста Анатолия Трушкина, комедия «Моя кошерная леди» - Аркадия Хайта) и другие. Детский репертуар составляют постановки по пьесам лауреата Государственной премии Аркадия Хайта («Кот Леопольд», «Ну, волк, погоди!»).

Начиная с 1988 года театр «Шалом» собирает в своем гостеприимном зале зрителей разных национальностей, всех тех, кого интересует древняя и современная еврейская культура. Много и успешно гастролирует по городам России, в странах СНГ, Европы, Америки, везде встречая живой интерес и отклик у зрителей. Спектакли театра многократно становились украшениями театральных фестивалей, их лауреатами. Американский фонд «Sholom Aleichem Memorial Foundation» после гастролей в США назвал театр «Шалом» лучшим еврейским театром мира.

С 2016 году театр "Шалом"  принят в неправительственную организацию ЮНЕСКО - Международный Институт Театра, крупнейшую в мире организацию, занимающуюся исполнительским искусством и выступающую в защиту свободного культурного самовыражения, независимо от возраста, пола, вероисповедания и расовой принадлежности. Деятельность Международного Института Театра при ЮНЕСКО охватывает области художественного воспитания, международного обмена и взаимодействия, обучения молодежи на международном и российском уровне. 

Отзывы о «Шалом»

Ещё 10 отзывов
Ирина О. 20 апреля, 08:53

Лавина. Театр Шалом. 16.04.2024.

Я уже смотрела этот спектакль…

Он не просто очень хороший, и его хочется повторять.
Есть в нём что-то, что, как заноза царапает душу и сердце, заставляя постоянно о ней думать… И надо еще раз пережить то, что уже было пережито – и эту самую занозу оставило.

Всем, кто будет смотреть, дам совет: не надо проверять алгеброй гармонию. Да, крик младенца не может сбросить на селение горную лавину. А если б даже мог – существует масса способов, как сделать этот крик более тихим и не страшным.

Тут про другое.
Про страх. Из-за которого даже очень хорошие люди перестают быть людьми, превращаясь в нечто… а то и в ничто с «нарисованными» улыбками.

Причем что страшно, боятся здесь все, и стар, и млад, даже не гибели – это постоянный, привычный страх, а… осуждения: ах, что люди подумают, что люди скажут – ведь даже если ничего плохого не случится, нас осудят, подумав, что мы отклонились от правил…

А между тем тот, кто когда-то, полвека назад, поступил по этим самым правилам, потихоньку сходит с ума, вспоминая и осуждая… кстати… осуждая не себя, предавшего, а тех, кто тогда убил… а может, и не убивал… Типа- всегда виноваты не мы, другие. Мы просто хотели, чтобы всё было по правилам.

«Лавина» - это страшная, и, в то же время, очень красивая история.
У неё несколько финалов, которые играются один за другим.
Это – страшное напряжение, ожидание неизбежности, в которой тонут все человеческие слова, все трепетные объятия…

Я выбрала для себя последний финал, когда через все муки ребенок родился. И двое обессиленных родителей блаженно сидят над тихо «мявкающим» свитером… А что уж там, с другими… совершенно неважно.

Только парень прав. Из того места, где запросто могут уничтожить самых беззащитных – надо навсегда уезжать.

Ирина О. 11 апреля, 03:01

Добрый Властитель Быков. Театр Шалом. 8.04.2025.

Спектакль этот раньше игрался студентами курса Виктора Рыжакова в учебном театре Школы-студии МХАТ.

Я его там не видела (ну, невозможно объять необъятное!), хоть посмотревшие очень хвалили.

Теперь это – репертуарный спектакль в Театре Шалом.
Что очень хорошо. Ибо постановка реально славная. В ней до сих пор сохраняется аромат студенческой вольности и простоты, и даже некая расхлябанность… но это даже приятно. Тем более, что хорошего такого профессионализма и в режиссуре, и в актерской игре вполне достаточно.

История эта рассказывается от лица 9-летнего мальчика Томаса.
Он живёт в строгой католической семье, в которой папа требует исключительной правильности поведения от своих домашних, а если его правильность не совпадает с тем, как её видят домочадцы – он выбивает из них кулаками их право иметь собственное мнение.

Тем не менее, в 9 лет жить исключительно по-папиному невозможно. Поэтому мальчик дружит с соседкой, которую терпеть не может отец, читает не только Библию, влюбляется во взрослую девушку-инвалида и даже готов пожертвовать своим аквариумом, чтобы показать папе, что тот поступает плохо.

Всё заканчивается очень по-доброму.
По крайней мере, в жизни мальчика всё хорошо в тот момент, когда заканчивается спектакль.
Удастся ли и дальше не бояться ничего и сохранить в семье благополучие…
Надо на это надеяться.

Знаете, чем мне нравятся спектакли в Шалом?
Они удивительно РАЗНЫЕ.
Имея большой опыт «насмотренности», практически во всех театрах можно привести тамошние постановки к какому-то общему знаменателю… несмотря на то, что задачки там решаются совершенно разные и по разным формулам.

А вот спектакли Шалом совершенно непредсказуемы. Я каждый раз им удивляюсь.
И при этом я каждый раз довольна увиденным… пусть даже в большей или меньшей степени – но довольна.

К тому же объединяет эти постановки не только название театра, где они играются.
Во всех – без исключения! – постановках Шалом торжествует Доброта, через какие бы хляби и лавины к ней не приходилось добираться героям. Здесь борются со злом в самых разнообразных проявлениях. И неизбежно побеждают. Это ли не счастье!

И ещё. Здесь регулярно повторяют, что на Бога, конечно, надо надеяться, но и самому хорошо бы не плошать. Ибо Ангелы, безусловно, всегда рядом с тобой… Но и Христос может оказаться порядочным балбесом, и Бог тебе не поможет, ибо он и сам нуждается в твоей помощи…

Так что реально – САМ постарайся ничего не бояться, будь сильным и умным, люби хороших людей и, по возможности, защищай их от людей плохих.
И жизнь твоя состоится.
.
Мне очень понравился финальный концерт, когда пели и танцевали все. Кроме отца, который впервые не других заставлял бояться, но боялся сам. Чего? Дружбы и доброты.

Ирина О. 16 марта, 05:53

«Поезд жизни» похож на еврейский анекдот – смешной-забавный вроде бы, но, если всмотреться – печали в нем больше, чем смеха.

Итак: начало ***** приносит в еврейское местечко вести о том, что с людьми этой национальности немцы обращаются отнюдь не интеллигентно: уничтожают; а иных просто увозят куда-то, в неизвестные места.

Хоть информация об этом исходит от местного дурачка, к ней прислушиваются и решают действовать на упреждение. Депортируют? Значит, надо самих себя еще раньше депортировать, но только не туда, куда нацистам надо, а туда, куда евреи сами хотят.
Как? На поезде – который можно купить. А фашистскую форму для сопровождающих «нацистов» (идиш ведь похож на немецкий) пошить. Евреи же – лучшие в мире портные. (Очень забавный немец, у которого под каской, которую он постоянно до блеска начищает – кипа).

И – в путь. В край, похожий на рай, где евреев будут любить, где им ничего не угрожает…

Ах, как же странен и нелеп этот путь к раю в Палестине, которая находится аккурат за границей с СССР!
Как нелепы, анекдотичны, как при этом мудры те, кто в этом поезде едет к свободе!

Путь не близкий. А потому за время, пока мчится поезд, все успевают и разругаться – и полюбится; и даже партийную ячейку создали, чтобы весь мир насилья, пусть и в одном взятом поезде, разрушить, а затем…

…а затем всё будет хорошо. И жизнь станет хорошей. По крайней мере, не страшной.
И каждый их ехавших в этом поезде, найдёт славное место в жизни…

Или не найдет. Потому что финал почему-то грустен.
Тем более, что в тот момент, когда дурачок Шломо рассказывает обо всём хорошем, что их всех ожидало и встретило, его шапочка почему-то становится тюремно-полосатой, а там, где только что толпой стояли пассажиры, на стене остаются только контуры их фигур…

Печально. И даже страшно.
Но как же смешно было весь спектакль!

И зал был хороший. В его темноте смех и аплодисменты раздавались в нужных местах: народ переставал безмолвствовать.

Ирина О. 16 марта, 05:52

«Поезд жизни» похож на еврейский анекдот – смешной-забавный вроде бы, но, если всмотреться – печали в нем больше, чем смеха.

Итак: начало ***** приносит в еврейское местечко вести о том, что с людьми этой национальности немцы обращаются отнюдь не интеллигентно: уничтожают; а иных просто увозят куда-то, в неизвестные места.

Хоть информация об этом исходит от местного дурачка, к ней прислушиваются и решают действовать на упреждение. Депортируют? Значит, надо самих себя еще раньше депортировать, но только не туда, куда нацистам надо, а туда, куда евреи сами хотят.
Как? На поезде – который можно купить. А фашистскую форму для сопровождающих «нацистов» (идиш ведь похож на немецкий) пошить. Евреи же – лучшие в мире портные. (Очень забавный немец, у которого под каской, которую он постоянно до блеска начищает – кипа).

И – в путь. В край, похожий на рай, где евреев будут любить, где им ничего не угрожает…

Ах, как же странен и нелеп этот путь к раю в Палестине, которая находится аккурат за границей с СССР!
Как нелепы, анекдотичны, как при этом мудры те, кто в этом поезде едет к свободе!

Путь не близкий. А потому за время, пока мчится поезд, все успевают и разругаться – и полюбится; и даже партийную ячейку создали, чтобы весь мир насилья, пусть и в одном взятом поезде, разрушить, а затем…

…а затем всё будет хорошо. И жизнь станет хорошей. По крайней мере, не страшной.
И каждый их ехавших в этом поезде, найдёт славное место в жизни…

Или не найдет. Потому что финал почему-то грустен.
Тем более, что в тот момент, когда дурачок Шломо рассказывает обо всём хорошем, что их всех ожидало и встретило, его шапочка почему-то становится тюремно-полосатой, а там, где только что толпой стояли пассажиры, на стене остаются только контуры их фигур…

Печально. И даже страшно.
Но как же смешно было весь спектакль!

И зал был хороший. В его темноте смех и аплодисменты раздавались в нужных местах: народ переставал безмолвствовать.

Елена Елена 10 марта, 05:41

Всего пару дней назад я посмотрела здесь спектакль, основанный на двух ветхозаветных книгах - «Экклезиасте» («Книге Проповедника)» и «Песне песней», а увиденную сегодня постановку можно смело назвать изложением «Книги бытия», ведь в спектакле недавнего выпускника ГИТИСа Ярослава Жевнерова рассказывается история героя, воплощающего в себе аллегорически целый народ, где рождение - Сотворение мира, затопленный дом - Великий потоп, шкаф, на котором он плывет с соседями - Ноев ковчег (у зрителей, обладающих знаниями как библейской, так и в новейшей истории еврейского народа, ассоциативный ряд будет гораздо шире).
Пьеса Виктории Костюкевич, по которой поставлен спектакль, cтилизoвaнa пoд cлoг Вeтхoго Зaвeтa.
«Это пьеса о том, что человеческая жизнь коротка и бесценна. О другом сегодня нет смысла говорить», - так о ней отозвался режиссер Ярослав Жевнеров.
Входя в зал, зритель видит практически пустую, зacыпaнную пecком cцену, cимвoлизиpующую, по задумке сценографа Софьи Шныревой, «пустыню, где зарождается весь мир».
Затем появляется старик Шауль, poдившийcя в eвpeйской ceмье в нaчалe пpoшлого вeка и oбpaщается к зaлу co cлoвaми: «Не смешите меня, если вдруг думаете, что время, которое выпало вам, - самое тяжелое».
А дальше, в течении часа с небольшим перед нами проносится вся его жизнь от рождения до смерти, вернее, не сама жизнь, а обрывочные предсмертные воспоминания о ней старого больного человека, которому осталось жить чуть более пяти минут…
Пуcтoe пpocтранствo пocтепенно зaпoлняетcя coбытиями из жизни гepoя, вoзникaющими из нeдp eгo пaмяти.
Историю жизни Шауля, в которой было мнoгo cмешнoгo и гpуcтнoгo, cтpaшнoгo и пpeкpacно-poмaнтичнoгo, игpaют шecть талантливых мoлoдых актepoв, постоянно пepeвоплощaяcь с помощью кaкогo-то пpeдмета или дeтaли кocтюма в paзных пepcoнaжей.
Кому-то эта история покажется почти фантастической, а кто-то считает в ней весьма глубокие смыслы. В целом же, постановка Ярослава Жевнерова – это лишнее нaпoминaние всем нам о том, что кaждый миг жизни бecцeнeн, а пaмять o cвeтлых мoмeнтaх ocтаeтcя c нaми нaвceгдa.
Мастерски выстроенный визуaльнo-плacтический pяд спектакля зaхвaтывaeт cpaзу – здесь можно увидеть и хopeoграфическиe экзepcисы на уcыпaнной пecком сцeнe (режиссер по плacтике Никитa Пeтров), и бьющих плacтиковыми хвocтиками pыбoк нa бaтapейках, и ростовую куклу со зловещим лицом (бандит «Гнилой рот»), и смешную маску, изображающую жениха Геулы (сцена с ним –просто восторг!!!), а окeaнский лaйнep и вoлны пoкaзаны чepeз пpoeкцию вoлос героини на экран. И еще много необычного и оригинального.
В то, что спектакль достучался, судя по бурным аплодисментам, до сердец зрителей, внесли свою лепту и худoжник пo свeту Аннa Коpoткова, и музыкaльный рукoвoдитель тeaтpa «Шaлом» Лepa Кoгaн.
Про талантливые актерские работы и говорить не стОит – на сцене один артист лучше другого!!! Браво всей шестерке!!!

Елена Елена 8 марта, 04:09

С приходом на должность художественного руководителя Олега Липовецкого и окончанием затянувшегося на многие годы ремонта, Театр «Шалом», подобно птице Феникс, «возродился из пепла». И не просто возродился, а так громко о себе заявил, что ему предоставили новую площадку на Новослободской (там, где был ЦИМ, а потом ШДИ), где спектакли идут на Большой и Малой сценах!!! Но и свои родные стены на Варшавке они не покидают и вот там-то я и посмотрела совершенно необычный спектакль «Песнь любви. Песнь скорби» - воплощение на театральной сцене, ни много ни мало, текстов Ветхого Завета!!!
Слова библейской книги обработаны драматургом Егором Зайцевым, а за визуальное их воплощение отвечали режиссер, Лауреат «Золотой Маски» - Полина Кардымон; хореограф Никита Петров; художник, Лауреат «Золотой Маски» Анастасия Юдина; саунд-дизайнер Владимир Бочаров и художник по свету, Лауреат «Золотой Маски» - Константин Бинкин.
В спектакле нет героев – семь действующих лиц обозначены как «первый человек», «второй человек» и так далее. Действие его происходит на двух подиумах, образующих между собой подобие креста, в полумраке и дымке...
Вопреки названию, «Песню скорби» показывают первой. Слова древнееврейской мудрости Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме из «Книги Проповедника», многие из которых как нельзя актуальны и в наше время, произносит красивым голосом, оттененным звуковыми эффектами, Григорий Каганович, а остальная шестерка, одетые как бомжи, вторят ему пластическим рисунком, органично сочетающимся со звучащим текстом («тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим»).
Из глубины сцены на подиум периодически выкатывается огромный шар (как я поняла – образ сизифова камня), так и норовящий раздавить под собой этих «человеков».
Все происходящее в первом акте действует на зрителя, как «удав на кролика», завораживая и вводя постепенно в состояние транса, из которого его отпустят лишь минут через сорок, дав пятнадцатиминутную передышку, после которой великолепная шестерка сбросит свои одежды, и, оставшись лишь в облегающих купальниках, будет энергично двигаться под пронизанные эротикой слова «Песни песней», сначала зачитываемые все тем-же Григорием Кагановичем, выступающим здесь уже царем Соломоном, затем эти же слова произносятся уже остальными персонажами, постепенно переходя в рэп, а потом и вовсе поются рок-музыкантами. А на подиуме в это время происходит сначала свадебный, а потом погребальный обряд.
На этом спектакле ты полностью от всего отрешаешься и плывешь по одной волне с актерами. Мне понравилось!!! Жаль только, что возвращение к суровым реалиям, происходит очень быстро…

Александра 7 марта, 10:26

Спектакль «Обычная человеческая история»

Новые театры я открываю для себя всегда осторожно, наощупь, и всегда немного нервничаю (как когда яндекс навигатор предлагает сделать пересадку на незнакомой тебе станции метро). Здесь же я переживала вд*****, потому что Шалом - это еврейский театр, а судьба этого народа всегда вызывает у меня смешанные чувства восхищения, вины, щемящей боли и сопереживания.

В итоге, зря переживала (как обычно). В описании к спектаклю указан жанр "драма, переходящая в комедию и обратно" и это идеальное определение. Да, здесь раскрываются серьезные темы и много непростых сцен, но общая картина совсем не воспринимается, как что-то подавляющее, даже наоборот, дарит тепло и надежду на то, что всё будет хорошо, рано или поздно.

Мне совсем не хочется пересказывать сюжет, он по сути полностью умещается в названии спектакля. А вот своими впечатлениями я очень хочу поделиться. В Москве я была уже более чем в семидесяти театрах и меня мало что способно удивить, но этим ребятам это удалось. В первую очередь режиссурой, техникой и теми приемами, которые использовались на сцене. Это свежо, оригинально и так прекрасно! Сцены с использованием кукол - восторг. Сцена с рыжим морем - восторг.

А сцена с поцелуем просто самая лучшая. Эта пауза длиною в вечность, когда ты сидишь и не понимаешь, почему всё замерло, ждешь продолжения и каких-то действий. А на самом деле тебе нужно прочувствовать этот момент до конца. Это же ПЕРВЫЙ поцелуй, такой важный момент, с которого начинается та жизнь, в которой ты больше не один.

В целом, весь спектакль состоит из потрясающих сцен, как лоскутное одеяло. И всё это сделали возможным 6 невероятно талантливых актера. Позвольте. я перечислю их имена, потому что каждый из них достоин упоминания: Николай Балобан, Федор Бычков, Элизабет Дамскер, Алесия Некрасова, Елизавета Потапова, Сергей Шадрин. Молодые, харизматичные, многогранные. Эти люди отыгрывали на сцене много разных, почти противоположных персонажей. И делали это так, что под конец спектакля я была влюблена в каждого из них.

"Обычная человеческая история" - это история, которую рассказывает один человек, но при этом в его жизнь вплетены библейские мотивы. Так как я плохо знакома с Библией, признаюсь, не все сцены спектакля мне были понятны, но тут уж виновата лишь я, что плохо подкована. И для меня это не было недостатком, потому что я могла интерпретировать эти моменты на свой лад.

Огромное спасибо театру за удовольствие, за прекрасное исполнение, за сценарий, за чувство юмора ("то хрень, то чудо, то чудо, то хрень"), за оформление сцены, за атмосферу, за профессионализм и за желание вернуться.

"Обычная человеческая история" в театре Шалом

Спектакль начинается со смерти главного героя, его смертью и заканчивается. За те несколько секунд, пока бьется сердце, перед внутренним взором Шауля пролетает вся его жизнь. Какой она была? Это нам решать. Сам Шауль считает, что не было на свете человека, счастливее его. И это несмотря на две *****, погромы, смерти и потопы. Зато была большая любовь, семья, дети, много света и доброты.
Все создатели спектакля "Обычная человеческая история" очень молоды. Молоды драматург Виктория Костюкевич, режиссер Ярослав Жевнеров, художник Софья Шнырева. Молоды и актеры: Николай Балобан, Федор Бычков, Элизабет Дамскер, Алесия Некрасова, Елизавета Потапова. Сергей Шадрин постарше, но какие его годы.
На фоне общей молодости создателей, спектакль потрясает своей мудростью, и одновременно с мудростью своей наивностью и искренностью. Спектакль идет всего полтора часа, но в эти полтора часа вместилась не только долгая жизнь героя, но и основные главы Ветхого Завета: Сотворение мира, Потоп, Ноев ковчег, Исход и обретение Земли Обетованной - вся история еврейского народа отразилась в судьбе Шауля.
Действие спектакля происходит на практически пустой сцене, лишь семь стульев, среди которых не найдешь и двух одинаковых, как не найдешь двух одинаковых людей, хоть обыщи целый свет. И ковер цвета песка, цвета пустыни - здесь одиноким рождается главный герой и здесь одиноким он умирает.
Виктория Костюкевич определила свою пьесу как драму, переходящую в комедию и обратно, а режиссер и художник столько всего напридумывали, что следить за действием невероятно интересно. Каждый из актеров играет по несколько ролей, а одного и того же героя воплощают несколько актеров. Но действие устроено столь образно и логично, что эта игра со зрителями воспринимается легко, а интерес к действию только возрастает по мере его развития.
На сцене, в помощь актерам, появляются и ростовые куклы, выглядящие и действующие как живые. Дряхлый жених одной из дочерей Шауля - настоящий маленький театральный шедевр, достойный премии. Только кажется такую номинацию еще не придумали. И сцена с рыбой, заглотившей пророка, прекрасна. Да собственно в спектакле "Обычная человеческая история" прекрасно все - его интересно смотреть, а потом интересно размышлять об увиденном. От этой работы театра Шалом я получила громадное удовольствие. Чего и вам желаю.

"Песнь любви. Песнь скорби". В театре "Шалом"

После значительного перерыва побывала я в театре "Шалом". Ну что сказать - мне здесь нравится. Стильное пространство, любезные сотрудники, приветствие "шалом" на входе опять же радует. И явно чувствуется уважение к зрителю. Я это уважение определяю по расстоянию между рядами. Театры, экономящие сантиметры и заставляющие ранее пришедших вставать, чтобы пропустить припозднившихся, с трудом протискивающихся к своим местам, занимают нижние строчки в моем рейтинге. В театре "Шалом" нас явно любят: можно спокойно сидеть когда мимо вас проходят - уважаю.
А смотрела я спектакль "Песнь любви. Песнь скорби", поставленный Полиной Кордымон по пьесе Егора Зайцева, написанной по мотивам "Книги Екклесиаста" и "Песни Песней".
Я не великий знаток религиозных текстов. Так, знаю кое-что по картинам Третьяковки и Эрмитажа, ну и художественная литература подсобляет, а в основном в голове сумбур. Но, на удивление, посылку спектакля я кажется поняла, хотя воспринимала его в основном как пластический. Тем более, что хореографии Никиты Петрова там отводится значительная часть времени. Рождение из копошащейся биомассы хомо сапиенсов впечатляет. Человеки в спектакле, не зависимо от пола, называются по номерам. Первый Человек - Григорий Каганович, эдакий мудрый и седовласый Саваоф, почти сразу опускается до нашего, зрительского уровня, с которого так удобно глядеть на происходящее со стороны. Другим человекам этого не дано, им бы спастись от накатывающего шара судьбы, громадного и безмолвного, готового раздавить слабых или недостаточно шустрых. Сизиф - Второй человек, конечно же это женщина (Евгения Романова), неимоверными усилиями останавливает камень, отталкивает его, спасает пока еще даже не людей, а существ, готовых стать людьми.
Черный зал, черно-белая сцена перечеркнутая прожекторами, неспешный темп действия, мудрые речи, звуки нарастающего гула и полумрак вводят почти в транс. Начинаешь сопереживать и чувствовать на уровне первобытных инстинктов. Мозг молчит. Или молча сопротивляется... Понимание приходит после антракта. Сила любви сильнее силы смерти. "Песня песней" ближе и понятнее нам чем "Екклесиаст". Человек, умеющий любить, которому есть кого любить, не только камень остановит, но и горы свернет. Теперь уже пять человеков защищают двоих. Защищают любовь, земной шар, будущее. В этом мире всегда найдется от чего спасать. А так хочется мира, тишины, понимания и любви.

Елизавета Ефремова 2 октября 2023, 05:07

Я люблю театр, во многих московских была, и в знаменитых, и в малоизвестных, а вот в театре Шалом никогда. Слышала конечно о нем и даже пару лет работала почти рядом, но его спектакли обходила стороной, не хватало видимо внутреннего посыла. И наконец, начитавшись восторженных отзывов поклонников, решилась.
Для знакомства выбрала самую свежую премьеру "Шалом 48-23" (режиссер Олег Липовецкий). Долго ломала голову над этими цифрами: применяла нумерологию, складывала, вычитала. Наконец сдалась и нашла на страничке театра Шалом объяснение: "1948-й - год убийства Соломона Михоэлса, актёра и режиссёра, одного из руководителей Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ), которому наследует «Шалом». В том же году родился Геннадий Абрамов, старейший действующий артист театра. 2023 год - наше время и точка осмысления нового импульса в развитии «Шалома».
Анонс звучал не по-детски значимо, но при этом "Шалом 48-23" позиционируется как спектакль-концерт, где много музыки и песен. Что-то в моем мозгу не складывалось. И в реале спектакль поначалу распался для меня на две составляющие: в первом действии непростая история еврейского театра, а во втором душевные воспоминания его нынешних актеров. Музыка, песни и даже танцы тоже были. Но сейчас, после трех дней раздумий, я понимаю, что все в этом спектакле правильно и закономерно. Все мы, хотим этого или нет, но вырастаем из истории нашей страны: помнить ее тяжело, забывать преступно. Но мы еще живем и среди людей, среди бездны судеб, среди их невероятного переплетения.
Хор "О потерянной Родине" из Набукко, прозвучавший в начале спектакля, сразу задал ему высокую планку: спектакль, начинающийся с такой гениальной музыки, не может быть плохим, просто не имеет права. И происходящее на сцене засасывает в воронку воспоминаний, не оставляя зрителей равнодушными. Интересна сценография, очень лаконичная, но дающая простор действию, под стать сценографии графичны черно-белые костюмы (художник Ксения Сорокина). Интересно решен видеоряд на заднике сцены, особенно трогательно вписаны в него детские фотографии актеров (видеохудожник Илья Старилов). Замечательно поставлены музыкальные номера (музыкальный руководитель Лера Коган).
Действие спектакля развивается так естественно, так гармонично, что кажется слова и воспоминания рождаются здесь и сейчас, безо всяких заученных ролей и предварительно написанного сценария. Но в этом и состоит мастерство драматурга (Лара Бессмертная): разрозненные и разновременные воспоминания складываются в гармоничный хор, подобный хору из "Набукко", прозвучавшему в начале спектакля.
Очень тронуло внимательное отношение администрации театра к зрителям: перед началом директор театра извинилась за почти незаметный запах в зале от нескончаемого ремонта.
Тронуло и теплое отношение к актерам: 46 лет назад, в день нашего спектакля, 30 сентября 1977 года, в театре начал работать его старейший артист Геннадий Михайлович Абрамов, и это событие было отмечено цветами и поздравлениями. Никогда раньше не видела, чтобы отмечали день приема на работу. А ведь приятно!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Шалом - адрес на карте

Статьи по теме