В прокат выходит «Бабло» Константина Буслова – криминальная комедия про погоню за чемоданчиком с миллионом евро, получившая на «Кинотавре» приз за лучший дебют и лучше всего описывающая состояние дел в современной России.
По улицам Москвы в роскошном черном «мерседесе» едет на полицейское задание сумка с миллионом евро. Машина остановится, внимание водителя (Кучеровский) отвлечет красивая блондинка с прибалтийским акцентом (Берсенева), а в это время сумку вытащат с заднего сиденья два кавказских гопника. У них в руках она пробудет недолго: за полтора часа экранного времени деньги сменят еще десяток хозяев, в числе которых будут господа полицейские, «честные» чиновники, братки из Харькова, генералы ФСБ, проститутки, татуированные зеки и прочие интересные персонажи.
Если составлять представление о фильмах только исходя из аннотации, то у зрителя, собравшегося на «Бабло», неизбежно возникнет ощущение дежавю: все это уже где-то было, и не раз. В каком-то смысле так оно и есть. Режиссер Константин Буслов – старший брат , автора «Бумера», а продюсировал «Бабло» , давний соратник , имевший самое непосредственное отношение к «Жмуркам». Картина Буслова-старшего сохраняет преемственные связи с фильмами про «лихие 90-е», она даже начинается почти так же, как «Бумер», только под потенциальный хит рингтонов новенькая тачка рассекает не по провинциальной расхлябанной дороге, а по московским широким проспектам.
Почему-то в кинематографе долгое время считалось, что братки, разборки и погони за хрустящими купюрами остались в той же эпохе, что и МММ, ваучеры и Борис Николаевич Ельцин. Подача материала была соответствующей, то есть нравоучительной: герои «Бумера» нелепо и страшно гибли, в развеселых «Жмурках» отчетливо ощущался свинцовый привкус балабановской мизантропии – тот же самый человек спустя два года снял «Груз 200», и вот там уже было совсем не до смеха. «Бабло» доказывает, что криминальная комедия – идеальный жанр не только для 90-х, но и для «нулевых», и что разница между этими временными интервалами совсем не такая разительная, какой ее принято изображать.
Правда, места для нравоучений уже не осталось, поэтому Буслова-старшего еще не раз назовут «русским ». Формально его дебют действительно ближе к британской традиции, тут еще можно вспомнить – режиссера, точно так же одержимого темой удачливости и бесхозных денег. В «Бабле», как и в британской классике вроде «Большого куша» или фильма «Карты, деньги, два ствола», нет рефлексии, главный герой – миллион евро, а все прочее несется мимо с такой скоростью, что не успеваешь запомнить ни одного имени, только вот эту круглую цифру. Такой прием, конечно, работает на зрителя: «Бабло» - необыкновенно легкое кино, лихое, остроумное, а местами гомерически смешное. У него есть все шансы заполучить ежегодные телепоказы в праздники и разлететься в народе на цитаты.
Но косметический ремонт «под Гая Ричи» не может (да и не должен, в общем-то) замаскировать суть. Да, формально 90-е кончились: на стенах в кабинетах чиновников висят портреты Дмитрия Медведева, деньги можно спокойно класть в банк, зеки покупают удостоверения сотрудников спецкомиссии по борьбе с коррупцией и размахивают уже ими, а не пистолетами. Но вся эта карусель из ментов, проституток, чиновников, барсеточников, кавказцев вращается на том же стержне, на каком крутились еще персонажи Гоголя, – это бег по кругу, полет на огромной скорости в никуда. И по-настоящему повезло не тому, у кого оказался заветный мешок с баблом, а тому, кто вовремя успел с этой карусели соскочить.