Впервые за долгие годы в период осенних каникул конкуренцию иностранным мультикам и кинокомиксам в прокате составит российский фильм. «Реальная сказка» – продюссерский проект Сергея Безрукова, из-за которого актер чуть было не лишился собственного имущества.

Современным детям нужны современные сказки, поэтому действие фильма перенесено в наши дни, а с детства знакомые персонажи обрели новые профессии: Кощей Бессмертный стал олигархом, три богатыря – телохранителями, Баба-яга – кондитером, Василиса Премудрая – учительницей литературы. Но свои тайны герои по-прежнему оберегают от чужих глаз, поэтому девочка Олеся, прочитавшая про смерть Кощея, исчезает из реального мира и попадает в сказочный. Спасти ее берется старший брат Саша – мальчик, которому снова придется научиться верить в чудеса.

Соавтором сценария и генеральным продюсером картины выступил Сергей Безруков, он же исполнил в фильме роль Ивана-дурака, а его жена Ирина Безрукова стала Василисой. Накануне премьеры «ВД» расспросил актера о новом амплуа, съемках с каскадерами Люка Бессона и режиссерских амбициях.

Вы потратили на «Реальную сказку» два с половиной года. Это для вас разовый проект или часть какого-то более глобального замысла?

Я действительно рассматриваю этот фильм как некую акцию по возрождению семейного кино, которое сейчас на карте нашего кинематографа отсутствует. Но про продолжение сложно говорить. Нужна поддержка сверху. Решение вроде бы принято, о выделении средств на анимацию и детские фильмы много говорят, но вы же знаете, как это у нас бывает, – и бумаги какие-то подписывают, и деньги выделяют, а результат нулевой.

Роль генерального продюсера оказалась сложнее, чем вы себе представляли?

Да, я взял на себя несвойственные мне функции. Из меня выходит отличный креативный продюсер. Я могу придумать историю, которая точно будет интересна публике, могу сочинить какой-то оригинальный ход, – я вообще выдумщик и фантазер, обожаю импровизации. Но генеральный продюсер – это совсем другое, это деньги, бумажки. Но пришлось и этим заниматься. Больше некому было.

А если все разговоры о помощи государства так и останутся разговорами, вы готовы продолжать?

Думаю, да. Петербург не первый город, в который мы привезли «Сказку», так что зрительскую реакцию я уже знаю. Людям фильм нравится, у меня есть ощущение, что «Сказка» оказалась нужной и полезной. Зрители говорят, что соскучились по такому кино, соскучились по волшебству.

Почему часть съемок проходила в Чехии?

Потому что перед нами стоял выбор: снять скупо, просто и за меньшие деньги или снять красочно, но для этого нужны были технологии, а за ними надо было ехать в Чехию, на киностудию «Баррандов», в тот самый павильон, где делают чудеса. У нас была замечательная команда, в фильме, например, снимались каскадеры, которые работали с Люком Бессоном на «Жанне д’Арк». Они потрясающе работают в латах, в кольчуге, с мечами. Наши артисты специально ездили в Чехию и репетировали с ними финальную битву.

Сергей Безруков с исполнителем роли Кощея Леонидом Ярмольником и режиссером фильма Андреем Мармонтовым.

На роль Кощея вы сразу выбрали Леонида Ярмольника?

Нет, не сразу. Сначала мы эту роль предложили Косте Хабенскому, и ему идея очень понравилась, но у него как раз начались съемки в «Выкрутасах» Тимура Бекмамбетова. Поэтому Кощея сыграл Ярмольник. Он сразу согласился, и сейчас мне этот вариант кажется идеальным – у Лени неоднозначный герой получился, именно такой, как надо.

А вообще, сильно расстраиваетесь, когда что-то идет не по плану? Или принимаете как должное?

В случае с этим фильмом я понял, что сказка проверяет людей. Тех, кто пытался поймать какую-то личную выгоду, она просто смела с моего пути. Тех, кто вел себя непорядочно, она тоже выкинула. Остались только те, кто относился к делу честно. Это колдовство, волшебство, – чем-то другим все эти события сложно объяснить. В американском фильме и знаменитом мюзикле «Продюсеры» есть такая сцена, в которой перечисляются две заповеди настоящего продюсера. Первая: «Никогда не вкладывай в шоу собственные деньги». И вторая: «Никогда и ни за что не вкладывай в шоу собственные деньги». Я нарушил обе. В какой-то момент у нас закончились средства, и я хотел заложить все свое имущество, собрал огромную стопку документов. И мне нужно было донести в банк всего лишь одну бумажку, а я все никак не мог это сделать, мне уже звонили, напоминали… И тут в одной компании я рассказал про «Сказку», про то, что беру кредит и верю в чудо, и нашелся добрый человек, который одолжил мне деньги без всяких процентов. И тут я понял, что это была моя проверка. Если бы я дрогнул, стал сомневаться, переживать, бояться, то я бы ее не прошел.

Странно, но все эти два с половиной года не было ощущения, что вы куда-то пропали. Как вам удавалось совмещать производство фильма и текущие проекты: спектакли, съемки?

В том-то и дело, что сам я не так часто появлялся на съемочной площадке. Мне приходилось много сниматься в других фильмах, чтобы зарабатывать деньги на «Сказку». Я вложил в нее все свои гонорары. И все-таки старался сниматься так, чтобы потом не было стыдно. Бывает такое у актеров, когда ты снялся в какой-нибудь рекламе, деньги получил, а потом год-полтора ходишь и краснеешь. Мне везет, я выбираю интересные проекты.

А режиссерские амбиции у вас есть? Тогда и деньги свои можно не вкладывать...

В этом качестве я себя пока проявляю только в театре, у меня уже есть две постановки. В кино я негласно всегда рядом с режиссером нахожусь. На лавры не претендую, но вижу, что моя импровизация, мои предложения очень часто входят в картину. На съемках «Сказки» было то же самое. Даже на этапе монтажа было много моих режиссерских идей. Сейчас я смотрю фильм и понимаю, что был прав.