Американская Киноакадемия огласила список претендентов на получение премии «Оскар» за 2011 год. Пока идет подготовка к самой церемонии награждения, уже становится ясно, что борьба за заветные золотые статуэтки в этом году будет напряженной.

Лучшая мужская роль

Среди актеров в номинации на лучшую мужскую роль грозит развернуться настоящая битва. В номинации участвуют трое титанов Голливуда: с ролью в фильме «Человек, который изменил все», с ролью в картине «Потомки» и с ролью в фильме «Шпион, выйди вон!». Клуни не раз участвовал в этой номинации, но «Оскар» получил лишь за роль второго плана в картине «Сириана». Учитывая, что академия любит награждать упертых и постоянных участников «оскаровской» гонки, у Клуни пока неплохие шансы получить заветную статуэтку.

Не стоит сбрасывать со счетов Брэда Питта и Гэри Олдмана. Для Олдмана это вообще первая номинация на «Оскар», и, учитывая его популярность и профессиональные качества, академия вполне может наградить его. Брэд Питт, как и Джордж Клуни, тоже номинировался в этой категории за роль в «Бенджамине Баттоне» и имеет неплохие шансы на награду, но в этой тройке борьба, скорее всего, развернется между Клуни и Олдманом.

Что касается основного противника этих трех тяжеловесов Голливуда, то это французский актер с ролью в фильме «Артист». Учитывая, что картина немая, и у Дюжардена не было диалогов, актер пока имеет шансы пятьдесят на пятьдесят.

Лучшая женская роль

Среди актрис, номинирующихся на лучшую женскую роль, ситуация менее очевидная. В этой группе, прежде всего, стоит отметить неоднократно номинировавшуюся с ролью в картине «Железная леди». Актриса, помимо 17 номинаций в этой категории, обладает статуэткой за картину «Выбор Софи». Вторым явным лидером в этой группе является еще одна заслуженная голливудская актриса – Гленн Клоуз, тоже не раз номинировавшаяся на «Оскар», но так и не получившая его. В фильме «Альберт Ноббс» она не только исполняет главную женскую роль, но и является автором сценария.

Противостоять этим голливудским дивам будут Виола Дэвис с ролью в фильме «Прислуга», с ролью в картине «Девушка с татуировкой дракона» и с фильмом «7 дней и ночей с Мэрилин». У молодой гвардии – Мары и Уильямс – очень неплохие шансы, в связи с экстравагантным характером их героинь. Однако и Дэвис не стоит сбрасывать со счетов, учитывая, что она была одной из фавориток «академиков» два года назад с ролью в картине «Сомнение».

Лучший оригинальный сценарий

В номинации на лучший оригинальный сценарий выделяются два лидера, среди которых, скорее всего, и развернется основная борьба. Это вышеупомянутый «Артист» Мишеля Казанавичюса и «Полночь в Париже» Вуди Аллена.

«Артист» – немая картина, а значит, и сценарий представляет собой неординарную и интересную вещь. Само участие этого сценария экстраординарно, так как отсутствие диалогов нарушает профессиональные каноны Голливуда, что немаловажно для академии. Учитывая это, серьезные очки для победы может набрать большой мастер режиссуры и драматургии Вуди Аллен. Профессионализм и мастерство Аллена не вызывает сомнений, но «академики» могут поощрить смелый эксперимент Казанавичюса и отдать статуэтку ему.

Среди остальных участников – сценарий «Девичника в Вегасе» и сценарий иранского фильма «Развод Надера и Симин». Учитывая, что иранское кино в последние годы сильно набирает обороты и репутацию, у этой картины есть шансы на победу. А вот финансовой драме «Предел риска», посвященной преддверию мирового экономического кризиса 2008 года, может крупно повезти. Свою роль, скорее всего, сыграет актуальная и злободневная тема для Америки.

Лучший анимационный фильм

Номинанты среди анимационных фильмов делятся на две соперничающие категории. Первая категория – это анимационные блокбастеры. К ним относятся «Кунг-фу панда-2», сольный фильм про кота из «Шрэка» «Кот в сапогах» и «Ранго». «Ранго», пожалуй, – самый интересный и авторский из этих трех претендентов.

Режиссер картины снял своеобразный анимационный ремейк фильма Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Мультфильм наполнен странным, ироничным юмором и очень интересными визуальными решениями. Впрочем, и более традиционная современная голливудская анимация, как «Кот в сапогах» и «Кунг-фу панда-2», может получить статуэтку, как это было с первым «Шрэком» в 2002 году.

Во вторую категорию входят более скромные, но богатые на художественные решения европейские проекты. Это «Кошачья жизнь» и «Чико и Рита». На победу больше шансов у «Чико и Риты», где насыщенная цветами и красками неординарная анимация может стать решающим для «академиков» фактором.

Лучшая режиссура

Фаворита гонки за эту награду выделить сложно. Две картины касаются темы самого кинематографа. Это «Артист» Мишеля Казанавичюса, где действие происходит в период перехода от немого кино к звуковому и затрагивает трагедию целого поколения артистов Голливуда, которые не смогли перейти этот рубеж и принять звук в кино. Второй фильм – это «Хранитель времени» , посвященный одному из первых кинематографистов в истории и великому фантазеру Жоржу Мельесу.

«Древо жизни» Терренса Малика – тоже серьезный претендент на награду. Это самый авторский проект среди номинантов, практически бессюжетное кино, строящееся на поэтическом визуальном ряде и философских размышлениях автора. Но, как и в случае с «Артистом», в «Древе жизни» преобладают эксперименты, а оскаровские «академики» больше являются сторонниками традиционных приемов.

«Полночь в Париже» Вуди Аллена представляет собой классическую фантазию режиссера в стиле его лучшего фильма «Зелиг» и рассказывает о путешествии писателя к своим кумирам во Францию 20-х годов. У неоднократного номинанта и победителя в этой номинации Аллена неплохие шансы на победу, но в последнее время он все больше отдаляется от голливудской общины, и это может не сыграть ему на руку.

«Потомки» – пока самый явный претендент на эту награду. У Пейна все по канонам современной американской драмы: серьезный личностный и духовный конфликт героя; семейные ценности, тема которых очень важна для американского зрителя.

Лучший фильм

Наконец, в главной номинации премии «Оскар» – «Лучший фильм» – практически невозможно строить какие-либо догадки. У каждого из девяти номинированных фильмов во многом равные шансы. Картины в этой номинации рассредоточились в несколько групп. «Древо жизни» и «Артист» представляют фракцию авторского и экспериментального кино. «Полночь в Париже» Аллена, «Боевой конь» Спилберга и «Хранитель времени» Скорсезе входят в группу «Кино от мэтров».

«Прислуга» и «Человек, который изменил все» представляют вариант современной американской драмы. «Потомки» и картина «Жутко громко и запредельно близко» смешивают в себе иронию и драму. Какому из направлений отдадут предпочтение «академики» и кто же станет победителем, можно будет узнать совсем скоро, – 24 февраля состоится 84-я церемония награждения премии «Оскар».