С появлением в прокате немого черно-белого фильма «Артист» , собравшего награды всех мировых фестивалей, кинематограф накрыла мощная волна французского кино.

«Неприкасаемые» или «1+1»

Восхитительный французский фильм – «Неприкасаемые» («Intouchables»), стараниями российских кинопрокатчиков, превращен в «1+1». Он номинировался на премию «Сезар» как лучший фильм, и если бы не лента «Артист», то наверняка получил бы ее. Однако лучшим актером все же был признан Омар Си, бесподобно сыгравший в фильме «1+1». В основе сценария – реальная история аристократа Филиппа Поццо ди Борго (), парализованного в результате неудачного спуска на параплане в 1993 году, описанная им в романе «Второй шанс». На роль помощника он нанимает, казалось бы, самого неподходящего кандидата – необразованного молодого человека с уголовным прошлым. Но Дрис (Омар Си) – единственный, кто относится к нему как к полноценному человеку и не смотрит на него с жалостью. Непосредственный и безумно обаятельный юноша скрашивает жизнь Филиппа, заставляет вновь радоваться жизни и чувствовать ее вкус. Настоящая трагедия на экране оказывается жизнеутверждающей комедией. Возможно, благодаря такому нетривиальному подходу режиссеров и , фильм так полюбился во всем мире, что превзошел все кассовые ожидания. Внушительные суммы сборов уже натолкнули голливудские киностудии на мысль о римейке.

«Право на ”лево”»

Харизматичный не заставил себя долго ждать (после февральской премьеры «Артиста») и появился в новом проекте «Право на “лево”», взяв в дуэт не менее харизматичного . Вместе они задаются вопросом: «Возможны ли моногамные отношения?», но тут же дают однозначный ответ своим разнузданным поведением и походами «на лево». 7 новелл, снятые семью режиссерами (Эмманюэль Берко, Жан Дюжарден, Мишель Хазанавичус, Фред Кавайе, Эрик Лартиго, Жиль Леллуш, Александр Кортес) – довольно скомканные зарисовки на тему мужской «любвеобильности», которые никак не собираются в единую картину. В чем-то герои комичны, в чем-то неуместно драматичны, а в какие-то моменты просто жалки, да и в целом слишком примитивны, чтобы быть интересными. Во Франции картину начали обсуждать задолго до выхода в прокат – общественность возмутил откровенный рекламный постер, оскорбляющий достоинство женщин. В результате в Париже висели другие плакаты. А в Петербурге – те самые, скандально известные...

«Каникулы на море»

Недавно вышел на экраны новый атмосферный фильм актрисы, сценариста и режиссера «Каникулы на море» («Le skylab»). Большая французская семья съезжается в Бретань на 67-й день рождения бабули. Это 1979 год, когда вот-вот должен упасть спутник NASA. В ожидании конца света проходят шумные бесконечные застолья с песнями и спорами о политике, деревенские танцы и расслабленные разговоры под палящим солнцем по соседству с нудистским пляжем. Многое мы видим глазами смышленой 11-летней Альбертины, дочери прогрессивных леворадикалов, которая переживает первую влюбленность и другие стадии взросления. Кстати, выжившего из ума дедушку, собравшегося повеситься в сарае, играет актер Альберт Дельпи – отец режиссера фильма.

Картина поражает невероятно реалистичной актерской игрой абсолютно всех «членов семьи». Герои настолько естественны, а ситуации и споры так узнаваемы, что зрителю удается перенестись и оказаться по ту сторону экрана за шумным столом в окружении родных.

Отличная работа Жюли Дельпи, которая дарит отменное удовольствие и искренний смех. В январе этого года состоялась мировая премьера ее следующего фильма – «Два дня в Нью-Йорке», но дата российской премьеры пока неизвестна.

Если звезды зажигают

Недавно киноманы смогли увидеть фильм «Нежность» с Одри Тоту. В основе одноименное произведение Давида Фонкиноса (он же и режиссер проекта), ставшее в 2009 году национальным бестселлером. А в конце мая можно будет увидеть в картине с детективным сюжетом «Встречный ветер».

Новая лента режиссера («Молодая Виктория», «Братья C.R.A.Z.Y.») – «Кафе де Флор» – пронзительная психологическая драма о мучительном выборе, родственных душах и всепобеждающей любви. Два разных временных пласта мистически переплетаются в фильме: Париж 60-х, измученная одинокая мать (), воспитывает сына с синдромом Дауна; и Монреаль наших дней, в котором живет востребованный диджей, решивший изменить судьбу и уйти от своей семьи к любимой женщине.

Постаревший и появятся на экранах в гастрономической комедии «Шеф». Шеф-повар Александр добился больших успехов на профессиональном поприще, заработал себе имя, но новые идеи перестали приходить к нему. А молодой повар Джек вдохновенно создает кулинарные шедевры, но не в тех заведениях (закусочные и бистро), где это бы ценилось. Их непростой творческий тандем на кухне должен принести общий успех.

Фильм «Любовь живет три года» – дебютная режиссерская работа Фредерика Бегбедера, писателя, литературного критика и публициста, созданная по роману Бегбедера о журналисте, уверенном в том, что чувства не длятся больше трех лет и за это время преодолевают три стадии: любовь, теплую дружбу и, в конечном счете, скуку. Бегбедер хорошо знаком читателям и зрителям по книге «99 франков», экранизированной в 2007 году (главная роль досталась Жану Дюжардену).

Это далеко не все фильмы французского производства, которые ожидают нас в скором времени. Несмотря на жанровые особенности каждого фильма, их объединяет неуловимый французский стиль кино, который наполнен оптимизмом, добротой, иногда иронией, иногда драматизмом, но главным всегда остается живая актерская игра и свойственное этой удивительной стране чувство вкуса.