Победителем премии «Национальный бестселлер 2012» стал роман Александра Терехова «Немцы». Голосование и вручение премии состоялось 3 июня — традиционно, в гостинице «Астория». Может, поэтому оно и вызывало у автора некоторые  гастрономические ассоциации.

Процедурой, как и церемонией, «Нацбест» назвать трудновато: это отдельная тусовка — нет, лучше собрание — любимого для Питера формата и поэтому долгожданная, со своим порядком, своими героями и ведущими, каждый из которых играет свою, знакомую и в чем-то новую роль, своей публикой и, главное, всегда качественной литературой. Этакий обед для литературных гурманов всех мастей — от интеллектуалов до светских тусовщиков. Кухня традиционная, петербургско-московско-читательская, ингредиенты меняются, рецептура повторяется, приправы всевозможны, результат — непредсказуем.

На закуску

Предваряет церемонию традиционное выступление Виктора Топорова — ответсекретаря премии и по большому счету шеф-повара этой кухни. На этот раз Топоров был не слишком многословным и довольно нервным, отметив в традиционном вступительном спиче изначальную «левацкую» суть литературы, из чего можно было сделать далеко идущие выводы о некотором «постороннем давлении» на «Нацбест». Ведущий церемонии Артемий Троицкий был, как всегда, обаятельно-многословен, весь в белом, политически некорректно-однозначен и культурно многогранен. Тем более что праздник этого воскресенья (помимо «Нацбеста») оказался для него просто «личным» — троицким. Бессменная, наряду с Троицким, ведущая церемонии актриса Юлия Ауг — нежно-женственна и трогательно-пафосна. Блюда, они же номинанты, были представлены, аппетиты читающей публики разгорались.

Ингредиенты (они же номинанты) и приправы (они же оценки ведущего)

  • Владимир Лидский «Русский садизм»

А. Троицкий: «Написано все очень затейливо, писателю нравится писать от имени разных людей разным стилем. Но меня это перегрузило...»

  • Владимир Лорченков «Копи царя Соломона».

А. Троицкий: «Я бы назвал эту книгу роман в жанре «карантино» – от Тарантино и карантин. Книга полна всяческих фобий, автор педалирует свою политнекорректность — и имеет к этому все основания... Но вообще-то очень попсовая книга...»

  • Сергей Носов «Фрасуаза, или Путь к леднику»

А.Троицкий: «Из всех книг эта наиболее личная — у меня тоже естьбеспозвоночная грыжа. И не одна! Но если серьезно, отличная книга, хорошая беллетристика, я получил удовольствие».

  • Анна Старобинец «Живущий».

А.Троицкий: «Это не хорор, это качественная фантастика. Добротная и умная антиутопия. Страшная, потому что это пророчество про нашу жизнь: все люди подключены к гиперинтернету и управляются этим гиперинтернетом».

  • Марина Степнова «Женщины Лазаря»

А.Троицкий: «Отличная женская проза, не хуже Рубиной, Улицкой, Толстой. Такая семейная сага о кармических корнях. Отличный стиль, здорово и узнаваемо слеплены характеры! Очень убедительная и чувственная книга».

  • Александр Терехов «Немцы»

А.Троицкий: «Реальный хорор. Лужковская Москва накануне думских выборов. Все написано правильно и от этого жутко: от этих людей, от этих зомби зависит наша с вами жизнь. Жуткие, тупые и безгранично алчные нелюди. Зря автор назвал роман «Немцы»: Терехов, конечно, намекает на то, что это оккупанты, но у самих немцев нет такой коррупции, взяточничества и цинизма».

Рецептура и приготовление

Малое жюри в этом году было традиционно разносторонним и многогранным: публицист Дмитрий Ольшанский, общественный деятель Женя Отто, писатель Захар Прилепин, музыкант Михаил Родионов (в бегах от армии не добравшийся до церемонии и замененный адекватно — Артемием Троицким), ректор РГПУ им. Герцена Валерий Соломин и режиссер Карен Шахназаров (приславший видеообращение взамен себя, лично отбывшего на «Кинотавр»). Выступления жюри были также разнолики — от отличного и очень личного писательского оценочного суждения Захара Прилепина до горячечно-юного выступления Жени Отто и суховато-выверенного — Валерия Соломина. Кстати, слушать все, что говорят со сцены (и из зала) на вручении этой премии, — удовольствие особое и в наше «ограниченно-языковое» время исключительное.

Однако после выступления третьего члена жюри все стало ясно — интрига (особая приправа «Нацбеста») угасала: «Немцы» Терехова, как и должно было случиться, побеждали. Реверанс Валерия Соломина в адрес блистательного стилиста Сергея Носова и симпатии Карена Шахназарова к вполне годного на сценарий «Живущего» Анны Старобинец картины не изменили. Почетному председателю жюри Сергею Шнурову определять судьбу премии не пришлось. Лавры Ксюши Собчак, которая в прошлом году в той же роли решила судьбу премии, проголосовав за Дмитрия Быкова, а не за Фигль-Мигля, остались невостребованными. Финал, к счастью, был, скандала, увы, не было.

Главное блюдо, с ужасом и горчинкой

Надо сказать, что главый победитель «Нацбеста 2012», определенно, блюдо с горчинкой, если не сказать — с горечью. Не случайно Леонид Юзефович, выступивший как номинатор «Немцев» Терехова вместо Сергея Шаргунова, заметил: «Это книга не о коррупции и не о путинских чиновниках, эта книга сквозь них, это книга об ужасе нашей сегодняшней жизни. И книга, конечно, замечательная». Добавить к этому можно только еще более жесткую оценку «Немцев» Захаром Прилепиным: «Книжка Терехова проехала по мне бульдозером: она раздавила меня, и я лежу, разбросав кишки и прочие органы, — очень тяжелое ощущение... А написана она за пределами возможностей русского языка — блистательно». Впрочем, не только роман-победитель был на этот раз «с горчинкой», сама обстановка была, несмотря на призывы ответсекретаря «сохранить атмосферу праздника», тревожной и «с горчинкой». Почему-то смутно подумалось: а случится ли наш «Нацбест» в следующий раз? Как будто в унисон мрачноватому настроению высказался и Захар Прилепин о книге-победителе: «Никакой надежды нет, если будем так себя вести, как себя ведем, — нас ждет полный, кромешный ад. И я отдаю свой голос Александру Терехову». Такая вот «дюжина ножей» в финале литературной премии «Национальный бестселлер».