Питер Гринуэй посетил Северную столицу с благотворительной миссией, лично открыл ретроспективный фестиваль своих фильмов и прочитал лекции о кино.

Фото: Александра Гальперина

– чрезвычайно плодовитый артхаусный режиссер (более 20 фильмов, не считая короткометражных лент), художник (в первую очередь он ощущает себя таковым), писатель, организатор различных выставок и перформансов. Как выяснилось, он большой поклонник и исследователь творчества , а считает очень скучным режиссером. Свой путь он начал с того, что получил художественное образование в школе искусств Уолтамстроу, потом долгое время работал монтажером на студии документальных фильмов и, пользуясь студийным оборудованием, стал снимать короткометражные картины. Среди самых известных работ Гринуэйя – фильмы «Отсчет утопленников», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Интимный дневник» и «8 1/2 женщин».

А заявил он о себе в 1982 году, представив костюмированную детективную драму «Контракт рисовальщика» . Кстати, забавным совпадением стало соседство дверей петербургского отеля, где поселился режиссер, с художественной галереей под названием «Контракт рисовальщика».

Петербургские планы

Питер Гринуэй принял участие в благотворительном аукционе, на котором выставил собственные картины. Помимо привлечения внимания и средств на спасение детей, пострадавших в результате ДПТ, режиссер осматривал Петербург как будущую площадку для фильма «Пища для любви» по произведению Томаса Манна «Смерть в Венеции». Съемки планируются на 2014 год.

Еще одна важная цель приезда – это поиск актера на роль С. М. Эйзенштейна для фильма «Эйзенштейн в Гуанахуато». Это художественно-биографическая картина, в которой будут использоваться старые кадры хроник, воплощаться те идеи, которые не получились у советского кинематографиста в свое время.

Юношеская влюбленность

Питер Гринуэй на пресс-конференции увлеченно говорил о работе над этим фильмом и о значении личности кинорежиссера его жизни:

«Я открыл для себя Эйзенштейна, когда мне было 16 лет, и он стал моим героем. Вы знаете, что юношеская влюбленность очень ревнивая, и меня всегда убивало, что кто-то может знать о нем больше чем я. И это обращение к С. М. Эйзенштейну в моем творчестве не случайно – это реализация моей мечты снять фильм о нем…»

«Думаю, что наш фильм станет своего рода манифестом, поскольку я считаю, что кино в том виде, в котором существовало раньше, умерло и надо создавать новое кино».

Местом действия кинопроекта Гринуэя выбрана Мексика и тот период, когда Эйзенштейн приехал снимать фильм «Да здравствует Мексика!», но так и не доснял его – пришла телеграмма от Сталина с предложением вернуться на родину. Вот как комментирует свой выбор режиссер:

«Мне не очень хотелось снимать картину об С. М. Эйзенштейне в России, поэтому я выбрал мексиканский период, имеющий глобальное значение и показывающий его роль в мировой культуре. Он принял предложение работать в Голливуде, и так получилось, что заехал в Мексику... Именно там больше возможностей наблюдать Эйзенштейна в непривычной для него обстановке... Кроме того, мексиканский период символизирует его два самых больших провала творческой жизни: первый – это то, что он не был принял в Голливуде (Кинокомпания Paramount в итоге отвергла сценарий, в основе которого был роман ˝Американская трагедия˝ Теодора Драйзера, уже после заключения договора. – ˝ВД˝); второй – когда ему не дали снять этнографическое кино о доколумбовой Мексике. Всегда лучше и выгоднее показать героя на фоне провала, чем на фоне успеха. Именно они формируют человека».

Ликбез по-Гринуэю

Особое внимание Гринуэй уделяет вопросам кино и живописи, в частности, одна из его лекций называется «Кино умерло! Да здравствует кино».

«Французские критики в 20-е годы писали, что кино объединяет театр, цирк и, в лучшем случае, живопись, поэтому мне кажется, что новые возможности (имеется в виду цифровая революция. – ˝ВД˝), которые перед нами открываются, позволяют вдохнуть в устаревший кинематограф новый смысл, обновить киноязык и будут способствовать визуальной грамотности. Новые образы вернут кино ту новизну, которая так привлекала всех людей. Это главное, что происходит сейчас на этом этапе».

«Я хотел бы сказать с некой долей иронией, поскольку я атеист, что все, что не сделано Богом, сделано дизайнерами и художниками. Все сводится к работе тех людей, которые должны были придумать и создать все окружающее нас, поэтому художники – это самые важные люди на Земле».

Неутомимый Питер Гринуэй в свои 70 лет полон новых идей, вдохновлен и разносторонен, как и прежде. В прошлом англичанин, в настоящем почетный голландец, он счастлив, что живет и творит в Нидерландах вот уже 16 лет, а «свой» Амстердам считает культурной столицей мира.