Профессор Преображенский из обычной дворняжки создал Шарикова и получил массу проблем. Профессор Хиггинс из уличной девчонки сотворил прекрасную Элизу и влюбился. Ученый-экспериментатор Франкенштейн из различных органов умерших людей сконструировал Существо и ужаснулся. Киноверсию европейской театральной сенсации прошлого года – спектакля «Франкенштейн» лондонского Королевского национального театра – до конца августа можно посмотреть в кинотеатре «Аврора».

Время Франкенштейна

Вот уже три года Королевский национальный театр осуществляет поистине фантастический проект – National Theatre Live. Цель – делать лучшие постановки доступными для зрителей во всем мире. За то время, что проект существует, почти двести кинотеатров в разных странах показали киноверсии «Федры», традиционных для британцев «Короля Лира» и «Гамлета», а также «Вишневый сад». Россия, видимо, по причине собственной театральной гордыни (как-никак мы – родина Станиславского и Михаила Чехова) в число участников попасть не пожелала.

Теперь – «Франкенштейн». Тот самый «Франкенштейн», на который ежедневно в течение шести месяцев ломилась искушенная лондонская публика, привлеченная именами оскароносного режиссера и мегазвезд и , прямую трансляцию которого британцы прошлой весной устроили в кинотеатрах по всему миру, включая даже Африку (и, разумеется, исключая Россию). Тот самый «Франкенштейн» ради которого 100 тысяч зрителей в разных странах не пожалели ни денег, ни времени. Спасибо прокатчикам-энтузиастам, договорившимся с щепетильными англичанами о хоть и ограниченном, но все же прокате киноверсии спектакля в обеих российских столицах.

Возвращение Бойла

Ради этой постановки Денни Бойл рискнул после пятнадцатилетнего перерыва вернуться к истокам, то есть на театральные подмостки, с которых и начинал свою карьеру.

Возвращаться – плохая примета. Это известно всем. Но в случае Денни все вышло с точностью до наоборот. Его «Миллионер из трущоб» получил «Оскара». Его фильм «На игле» был признан лучшей британской лентой за последние 60 лет. Наконец, он был приглашен режиссировать церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне. Казалось, сиди и почивай на лаврах.

А он ставит в театре пьесу Ника Дира, написанную по мотивам романа Мэри Шелли, и производит фурор. Потому что просто триллер, пусть даже и классический, ему не интересен. Готические ужастики – это, конечно, здорово. Но тогда Денни Бойл не был бы Денни Бойлом. Говорят на премьерных показах публика немало смеялась. По рассказам очевидцев, происходило это примерно так.

  • Франкенштейн: «Я поеду в Шотландию. Говорят, это ужасная страна». (Смех в зале.)
  • Элизабет, невеста Франкенштейна (про Швецарию): «Здесь красивые горы. Красивое озеро. Но так скучно! Люди такие скучные!» (Смех в зале.)

Как говорится, истинный англичанин никогда не упустит возможности подшутить над шотландцем или швейцарцем. Но юмор – всего лишь завеса. Приоткрой ее – и там…

Меняясь телами

Бойла ослепленный собственным гением Виктор Франкенштейн интересует далеко не в первую очередь. Он меняет акценты, делая центром внимания несчастное Существо, тщетно ищущее любви и понимания и отовсюду гонимое за свое уродство. Для режиссера это повод поразмышлять о человеческой гордыне, об ответственности ученого перед своим творением, об одиночестве, обществе, готовом уничтожить любого, в ком видит отступление от принятой нормы. Зло порождает зло. Ненависть – ненависть. «Я многому научился у людей: я научился лгать – я стал человеком» – шокирующее признание измученного и озлобленного унижениями Существа.

Простой констатации Бойлу, мастеру нестандартных решений и ходов, мало. Он зовет на главные роли Бенедикта Камбербэтча, чья слава резко взметнулась ввысь после мини-сериала «Шерлок», и Джонни Ли Миллера, прославившегося, между прочим, в его же ленте «На игле». И вместе с ними ставит по сути две версии (смотреть, между прочим, стоит обе) одного спектакля: актеры меняются ролями, попеременно играя Франкенштейна и монстра. «Франкенштейн и чудовище в самом буквальном смысле творят друг друга, ежевечерне меняя тела», – так объясняет свой замысел режиссер. Критики и публика до сих пор спорят о том, кто лучше сыграл монстра – Камбербэтч или Ли Миллер? Чей Франкенштейн тоньше, изощреннее? Сравнение – вещь бессмысленная. Оба актера универсальны и уникальны. Оба играют восхитительно. Оба за эту работу удостоены театральной премии Лоуренса Оливье, выше этой награды – только поцелуй Господа.

Мир ли такой плохой?

Почему спектакль Денни Бойла стоит смотреть? Хотя бы для того, чтобы запомнить наконец, что Франкенштейн – это фамилия ученого, а вовсе не название созданного им монстра. (То, что это обстоятельство подзабыто нашей даже читающей публикой, проверено стихийным опросом). Смотреть стоит уже и потому, что когда еще представится случай побывать, пусть и заочно, на спектакле знаменитой британской труппы.

Смотреть стоит и потому еще, что киноверсия транслируется с субтитрами и оригинальным звуком – редчайшая возможность услышать голоса актеров.

Ну и, наверное, потому еще, что наши режиссеры – даже «модные» и продвинутые – по какой-то причине не догадались, не рискнули (варианты возможны) осуществить постановку подобного рода. Хотя где как не в России, в стране тотальной нелюбви всех ко всем, – стариков к молодежи, молодежи к старикам, продавцов к покупателям, кондукторов к пассажирам, врачей к пациентам, жильцов к дворникам – впору поразмышлять о том, мир ли вокруг нас такой плохой или мы сами…