На экраны вышел фильм Оливье Накаша и Эрика Толедано «Самба». В одной из главных ролей снялась Шарлотта Генсбур — знаменитая дочь своих знаменитых родителей и просто символ «интеллектуальной красоты».

Если вашего папу зовут Серж Генсбур и он знаменитый шансонье, а маму — Джейн Биркин и она актриса, муза европейских дизайнеров, то ваш жизненный путь предопределен, и любые, самые честные, намерения открыть свою кондитерскую или стать дизайнером штор и жить чинно-благородно, как живут тысячи европейских обывателей, просто обречены. Конечно, история знает примеры, но они скорее смотрятся исключением, чем правилом. Хотя справедливости ради стоит заметить, что Шарлотта — этот замкнутый подросток — вовсе не собиралась становиться актрисой, ей больше нравилась история искусств, а в 11 лет она сама попросила, чтобы ее отправили в закрытый пансион в Швейцарии. Психиатры в таких случаях утверждают, что не совсем обычный образ жизни знаменитых родителей негативно отразился на хрупкой детской психике. Сама Шарлотта отродясь ничего такого не говорила, а, напротив, всегда говорила про счастливое детство, несмотря на запои отца и последовавший, когда ей было 9 лет, развод родителей.

В доме было весело, вечно кто-то пел, что-то репетировали, звучали классика и рок — естественно, яблоку нельзя никак было упасть далеко от яблони.

* * *

В 12 лет девочка попала в кино — в фильме «Слова и музыка» сыграла дочь самой Катрин Денев. А в 14, снявшись у Клода Миллера в «Бесстыднице», удостоилась главной французской кинопремии «Сезар» как самая многообещающая дебютантка. (К слову, номинироваться на эту премию она будет еще не раз.) Папа, к тому времени благополучно женатый на другой (мачеха была старше Шарлотты всего на 11 лет), про дочь не забыл, он ее любил. Он позвал ее в свой фильм «Шарлотта forever» («Шарлотта навсегда»), где выступил в качестве режиссера, автора сценария, композитора и актера — сыграл отца главной героини, в роли которой снялась 15-летняя Шарлотта. По сюжету, отец испытывал к дочери не только родственные чувства — скандал был обеспечен.

А уж клип на песню Генсбура «Лимонный инцест», где Серж пел дуэтом с дочерью, лежа с ней в постели, окончательно добил почтенную публику. Позже Шарлотта скажет, что ни в фильме, ни в клипе не было ничего запретного: там говорилось о нежной, возвышенной любви между отцом и дочерью, что же постыдного может быть в таких чувствах? Нет, она согласна, конечно, что во всем этом была некая провокационность, но папа, считает Шарлотта, был просто очень стеснительным человеком и подобными способами с этой своей слабостью боролся. Генсбур и впрямь был любитель пощекотать пятки, словно испытывал границы чужого терпения, а заодно и свои: мол, насколько далеко я могу зайти. Шарлотте все это было понятно, да, собственно говоря, она и сама такая, вся в папу. И в маму — длинноногая икона стиля Джейн очень любила обнаженной фотографироваться с малышкой Шарлоттой.

* * *

Надо заметить, что окружающие долго думали, что раз она дочь Генсбура и Биркин, значит, пускалась во все тяжкие — ничего подобного. Алкоголь, наркотики — это не про нее. Забавно, но одно издание, подробно описав ее внешность — карие глаза, русые волосы, светлую кожу, тонкие губы, заостренный подбородок, — почему-то особо подчеркнуло: «Татуировок нет», словно это обязательная часть чего-то маргинального. Она не любит косметику, уверяет, что ей не идет макияж, да и вообще ей категорически не нравится собственная внешность. Равнодушна к нарядам. Приятель, бравший у нее интервью, воскликнул: «Как ни встречу тебя, ты все время в ковбойских ботинках». Парировала: мол, и родители не были модниками. В крови у нее застенчивость — от природы и бунтарство — от родителей. И поэтому на красной дорожке высокомерного Каннского фестиваля она может появиться в ковбойских ботинках, джинсах и майке. Как-то сказала: «Убить в себе страх показаться кому-то смешной или нелепой — вот что я хочу больше всего на свете». По ее признанию, она очень любит, когда на ее лице появляется безумное и почти уродливое выражение, свойственное Сержу. Папа Генсбур мог бы гордиться своей Шарлоттой: и через много лет после смерти, он по-прежнему непреклонный авторитет для своей уже 43-летней дочери. Она даже долгое время не решалась исполнить свою давнюю мечту — записать альбом собственных песен, потому что, по ее словам, ей мешал авторитет отца. Теперь, когда за ее плечами несколько альбомов, а в поклонниках ходит сама Мадонна, можно сказать очевидное: Шарлотта — плоть от плоти своей «дьявольской семьи» — так в шутку, с нежностью, она говорит про родителей. Живет, как считает нужным и возможным — безалаберно, непримиримо, презирая буржуазные условности, умудряясь оставаться неуловимой, даже незаметной, что для актрисы такого уровня редкость. И потому в ее парижской квартире много света и вечная свалка из детской обуви.

* * *

Ее хрупкая, неправильная красота — кто-то хорошо сказал, что у нее амплуа «замученного подростка» — привлекала режиссеров. Она работала с Аньес Варда, Бертраном Блие, Жаком Дуайоном, великий Дзеффирелли пригласил ее на главную роль в экранизацию романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», а знаменитый мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту — в фильм «21 грамм», потому что являлся большим поклонником творчества Сержа Генсбура, однако после съемок влюбился в дочь. На съемках фильма Эрика Рошана «На глазах у всех» Шарлотта познакомилась с актером и режиссером Иваном Атталем, который стал ее мужем, отцом ее троих детей и режиссером, посвятившим ей фильм «Моя жена — актриса». Наконец, она первая, если не единственная, актриса, снявшаяся у Ларса фон Триера подряд в трех фильмах — и это предмет ее гордости.

7 лучших фильмов с Шарлоттой Генсбур: