27 января в Большом зале филармонии состоится концерт «Ко Дню памяти жертв Холокоста».

В то время, как в других залах и на сценических площадках Петербурга пройдут концерты, посвященные «Дню полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками» (в Концертном зале Мариинского театра Андрей Петренко продирижирует «Реквиемом» Моцарта, Театр музыкальной комедии в серии общедоступных концертов представит песни о блокаде и фрагменты из репертуарных оперетт периода блокады, а Владислав Чернушенко в Капелле даст тематический концерт с участием хора и симфонического оркестра), филармония сверит свои часы с европейскими и отметит День памяти жертв Холокоста, так как именно в этот день 27 января 1945 года советскими войсками был освобожден Концентрационный лагерь Освенцим.

На сцене филармонии выступят Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика» под управлением дирижера Александра Канторова — создателя, художественного руководителя и главного дирижера оркестра; солист — виолончелист Сергей Ролдугин, художественный руководитель Санкт-Петербургского «Дома музыки». В концерте прозвучат сочинения, так или иначе связанные с темой Второй мировой войны.

Открывает концерт Камерная симфония Дмитрия Шостаковича — оркестрованный дирижером Рудольфом Баршаем Струнный квартет № 8 (1960 г.), посвященный памяти жертв фашизма и войны (хотя на самом деле сочинение автобиографично, и отражает размышления композитора о собственной судьбе).

Также в концерте — Чакона для струнного оркестра, фрагмент «Польского реквиема», «долгостроя» Кшиштофа Пендерецкого, над которым композитор работал более двадцати лет; самая поздняя из написанных частей монументального произведения, траурная и скорбная Чакона быстро завоевала популярность как отдельная пьеса, несколько раз записывалась (в т.ч. дирижером Антони Витом и самим композитором Кшиштофом Пендерецким в качестве дирижера).

Сергей Ролдугин исполнит сольную партию в пьесе «Кол Нидрей» (1881 г.) для виолончели с оркестром немецкого композитора Макса Бруха. По форме «Кол Нидрей» — вариации на две еврейские народные мелодии, название одной из которых, молитвы «Кол Нидрей» («все обеты» — объявление отказа от обетов) и дало имя всему сочинению. Мелодичную и напевную выразительную кантилену «Кол Нидрей» Бруха относят к наиболее вдохновенным образцам позднеромантической немецкой музыки.

Самой важной и оправданной частью концерта станет исполнение произведений Павла Хааса и Гидеона Кляйна, чешских композиторов еврейского происхождения, погибших в нацистских концлагерях. Павел Хаас (1899-1944; автор оперы, симфонических и камерных сочинений) и Гидеон Кляйн (1919-1945, ученик Алоиса Хабы, автор преимущественно камерной музыки) некоторое время были узниками «образцового» лагеря Терезиенштадт, отличавшегося от Освенцима и других лагерей смерти более мягкими условиями содержания (в Терезиенштадте узникам-композиторам было позволено даже писать музыку), затем их перевели в Освенцим, где они погибли. Хаас и Кляйн во многом отталкивались от традиций музыки немецкого экспрессионизма и творчества крупнейших чешских композиторов конца XIX-начала XX века Леоша Яначека и Алоиса Хабы. В последние годы имена композиторов-жертв Холокоста все больше на слуху (в том числе и в нашей стране), чаще всего благодаря тематическим выборкам — фестивалям, записям. Список имен этих композиторов, включая Эрвина Шульхоффа, Лео Смита, Виктора Ульмана, Ганса Красу и десятка других (помимо упомянутых Павла Хааса и Гидеона Кляйна) составляет целую панораму европейской музыки и страшный памятник трагическим судьбам и упущенным возможностям, несозданным шедеврам и непроложенным путям музыки ближайшего будущего, творцами которого они могли быть.