29 мая в Петербурге откроется второй полноценный сезон навигации «водных маршруток». Аквабусы, полюбившиеся жителям и гостям города в прошлом году, вновь готовы к регулярным пассажирским рейсам по рекам и каналам Северной Венеции.

По Неве с ветерком

В конце мае будут открыты четыре маршрута, опробованных и признанных удачными в прошлом году: Центральная линия – от Свердловской до Университетской набережной, Приморская – от «Старой Деревни» до Арсенальной набережной, Невская – от Свердловской набережной до Рыбацкого проспекта, Курортная – от Арсенальной набережной до Кронштадта. Маршрут «Пригородный» – от Кронштадта до Ломоносова – отменят, зато возможно появится новый, в черте города. Путь его следования пока не согласован.

Для остановок аквабусов установят двадцать причалов с павильонами. Стоимость проезда останется такой же, как и в прошлом году: 54 рубля для взрослых и 27 для детей для рейсов в пределе города и 100 рублей для взрослых и 50 для детей за поездку по «Курортной» линии. Если водные маршрутки останутся востребованными, то к 2013 году в городе планируют задействовать несколько новых направлений: «Дворцовую» линию – от набережной Макарова до Ломоносова через Стрельну и Петродворец, «Морскую» – от Дворцовой набережной до пассажирского порта, «Петровскую» – от площади Ленина до Приморского проспекта, «Балтийскую жемчужину» – от площади Ленина до нового микрорайона на южном побережье Финского залива.

Ожидается, что этим летом интервал движения аквабусов будет составлять всего 10-15 минут. График работы – ежедневно с 8:00 до 20:00. Время в пути от начальной остановки до конечного пункта составит примерно 40-45 минут. Кроме того, перевозчики обещали задействовать катера с большей вместимостью – если в прошлый сезон в один аквабус вмещалось 10-12 человек, то на этот раз кораблик сможет возить по 40-50 пассажиров.

Прокатиться в солнечную теплую погоду на катерке с «шашечками» любят и просто гуляющие по набережным петербуржцы, и туристы: цена – приемлемая, времяпрепровождение – приятное. Правда, в качестве замены обычным автобусам и маршруткам, горожане аквабусы пока не рассматривают, хотя признают, что идея им нравится. И вполне возможно, что в результате ее развития и воплощения уже через несколько ближайших лет водные маршрутки станут самостоятельным видом городского транспорта – такого же привычного, как несколько веков назад – гондолы, что кстати вполне логично для города, стоящего на воде.

Наибольшей популярностью пользуется, конечно,  «Центральная» линия. Решившие совершить по ней путешествие, проедут мимо знаковых мест Петербурга, вызывающих трепет в сердцах его жителей, –  Александровского и Летнего садов, Зимнего дворца, Петропавловской крепости. Кстати тех, кто из каких-то соображений опасается водных прогулок, успокоит тот факт, что каждый катер оснащен современной системой навигации, надувными плотами и спасательными жилетами.

Из истории городского водного транспорта

Возможно, сегодня появление аквабусов на петербургских «улицах» покажется кому-то очередным ноу-хау, придуманным для того, чтобы хоть как-то бороться с ненавистными городскими пробками. Однако история их возникновения уходит своими корнями к тем давним временам, когда еще сам Петр I пытался усмирить водную стихию, заставив ее служить на благо обитателей основанного им города. Поскольку Петербург был задуман крупным морским портом и по совместительству «окном в Европу», строился он по образу и подобию таких европейских городов, как Венеция и Амстердам. Стоит ли удивляться, что в XVIII веке по городу курсировали самые настоящие венецианские гондолы...

С целью контроля над наводнениями и для удобства перемещения на территории Петербурга было прорыто большое количество каналов (многие из которых впоследствии засыпали) и  проведено много мероприятий по обустройству городских набережных. В 1715 году император издает указ: «Об окончании Санкт-Петербургскими жителями к будущей весне бития свай против домов своих, по берегам Большой и Малой Невы и протокам, под опасением отобрания тех дворов». Хочешь-не хочешь, а вбить сваи и утрамбовать землю на берегу напротив своего участка придется – иначе земля отбиралась в пользу государства.

Проходили десятилетия, деревянные набережные превращались в гранитные, менялся внешний облик северной столицы. С начала века двадцатого одним из видов городского водного транспорта стали речные трамваи. В народе их прозвали «финляндчиками» – по имени компании «Финляндское общество легкого пароходства», занимавшейся перевозками.

Эволюция прогулочных маломерных судов в конце концов привела к тому, что в наши дни они стали рассматриваться не только как средство развлечения, но и как способ добраться на работу – чем не прекрасная альтернатива переполненному в «час пик» метро? Проект водных маршруток – аквабусов – был реализован в прошлом году. Этим летом жители города вновь смогут воспользоваться аквабусами и прокатиться по привычным маршрутам.