Финны — наши ближайшие соседи. Но много ли мы о них знаем и много ли финны знают о нас? Приоткрыть завесу тайны и помочь обеим сторонам лучше узнать друг друга попытались два выставочных пространства — это галерея Борей и Институт Финляндии в Санкт-Петербурге.

Здесь проходят выставки финских дизайнеров Ааму Сонг и Йохана Олина «Секреты России» и «Секреты Финляндии» соответственно. Выставки проходят с 15-го мая по 1-е июня. VashDosug.ru побеседовал с Ааму Сонг и выяснил у неё все секреты обеих экспозиций.

— Расскажите, пожалуйста, немного о выставках.

— Вообще-то мы очень любим разные «Секреты»: у нас были «Секреты Бельгии», «Секреты Кореи» (я сама родом из Кореи). Обычно, мы делаем так — выбираем страну, договариваемся с фабриками народных промыслов, едем туда, изучаем производство, пытаемся сделать на его основе что-то свое. Допустим, работая над «Секретами Кореи», мы создали туфли на двух каблуках, иронизируя над любовью кореянок к модной обуви.

Сейчас мы работаем над проектом «Секреты России» — ездим по городам, где есть народные производства, и, как обычно, пытаемся творить. Мы уже посетили Тобольск, а так же хохломскую и гжельскую фабрики. Проект длится уже три года, и, надеемся, продлится еще столько же, а может, и больше.

Работая над «Секретами Финляндии», мы пытались выяснить: что же такое настоящая финская душа? Мы опять же ездили по фабрикам и смотрели, что там производят, пытаясь создать что-то на основе увиденного. Чтобы понять, что и как у нас получилось, приходите на нашу выставку в Институт Финляндии.

— Кто является основными потребителями и покупателями вашей продукции: молодые люди, люди постарше, мужчины, женщины?

— В нашем магазине «Salakauppa» (Тайна)  в Хельсинки ведется статистика: наш продавец записывает в специальную тетрадь возраст и род занятий покупателя. Среди наших клиентов, люди разного пола, возраста, религозных убеждений... Но, почему-то среди покупателей довольно много архитекторов. Почему — сами не знаем. Может, им наши вещи для работы нужны?

— В одно издании написано, что вы провели археологические раскопки с целью лучше изучить финскую душу. Что это за раскопки?

— Что за раскопки? Я думаю, это скорее метафорическое выражение. Когда мы работаем с фабриками, то мы, как археологи, раскапываем и изучаем их историю. Когда настоящие археологи раскапывают древние поселения, то по сохранившимся вещам  людей они пытаются определить, как те жили, что ели, пили. Так же и мы, работая с фабриками, пытаемся определить, как фабрики жили раньше, что производили, чем занимаются сейчас.

— Сейчас ваша выставка проходит в России. А часто ли в Финляндии проходят выставки русских дизайнеров?

— Никогда не видели, если честно, таких выставок. Кстати, если бы русские дизайнеры выставлялись бы в России, это очень облегчило бы нам работу. Ведь, пока мы работали над «Секретами России», нам пришлось пройти через множество культурных организаций. К сожалению, они не смогли обеспечить нас первыми контактами русских дизайнеров. Но вот если бы что-то выставлялось….

— Какой основной орнамент преобладает в финском национальном дизайне, и что он символизирует?

— Ответим так — никакой. В финской национальной традиции орнаменту нет места. Мы работаем только с материалом. Я очень серьезно изучала этот вопрос, и пришла к выводу  что это вопрос религии. В какой-то момент своей истории Финляндия оказалась захвачена лютеранством (это одно из направлений протестантизма). В этой религии цвет и орнамент — излишки, которые считаются грехом. Играют роль только материал и его функция.

И в России и в Финляндии любят делать вещи из дерева. Но делают по-разному. К примеру, в Финляндии очень любят подчеркивать саму сущность дерева, а в России ее принято прятать. Поэтому финские деревянные вещи неокрашены, малодекорированы; в то время как в России деревянные вещи украшают росписью и орнаментом.

— В чем вы видите сходство и различие русского и финского менталитетов?

— Хотелось бы отметить различие скорее не в менталитете, а в культуре финнов и русских. Русские очень берегут свою культуру. На многих фабриках народных промыслов живы все традиции производства — до самой последней завитушки! В России по-прежнему жива, так же как и много веков назад, традиция иконописи. В Финляндии же все наоборот. Финны все время пытаются анализировать опыт предыдущих поколений, улучшить и осовременнить. Но на наш взгляд, это «что-то» редко является улучшенным, ведь прерывается цепочка поколений, ломаются традиции, и ты уже не знаешь, что было вначале.

— Вы не считаете, что в Советское время было прервано немало традиций в искусстве?

— К сожалению (или к счастью) мы пока не изучали этот период. Но мы не считаем, что Советский Союз нанес сильный урон ремеслам. Хотя, когда в фабричных музеях нам показывают то, чем занималась фабрика со дня основания, дойдя до советского периода, встречаются народные изделия с изображениями Ленина, Сталина и других политиков. Но большинство фабрик существуют так давно, что этот период для них — как маленькая песчинка, отколовшаяся от небоскреба. И песчинка эта, как мы считаем, все-таки не смогла задавить традиций, которые веками складывались в русских ремеслах.

— Планируются ли еще в Петербурге совместные русско-финские выставки?

— Мы не строим далеко идущих планов, но это было бы так здорово! Но пока мы заняты совсем другим — мы хотим изучить народные промыслы Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, других дальневосточных городов. Это так интересно!

— Какие еще «Секреты» Вы хотели бы осветить?

  — Может, Саудовской Аравии? (Смеется.)