Выставка, посвященная Матильде Кшесинской, в Музее политической истории России уже не первая. И это понятно: особняк, в котором расположен музей, был создан и обустроен по вкусам его первой хозяйки — знаменитой петербургской примы.

Однако нынешняя экспозиция будет центральной частью музейного проекта, посвященного примадонне императорского балета. А ее название — «Фуэте судьбы» — как нельзя лучше отражает не только жизнь легендарной балерины, но и судьбы сотен ее современников. Да, впрочем, и всех нас, живущих в России...

32 фуэте

Первые фуэте (виртуозные движения классического танца) «прокрутили» итальянские балерины: так, в России 14 фуэте подряд впервые исполнила итальянская балерина Эмма Бессон в балете Мариуса Петипа «Гарлемский тюльпан» в 1887 году. А 32 фуэте выполнила итальянская прима Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в Мариинском театре 5 декабря 1893 года. Собственно, первой русской балериной, выполнившей 32 фуэте, и была Матильда Кшесинская.

Она не была так блистательна, как ее современница Анна Павлова, — Матильда была скорее невероятно технична и необыкновенно трудолюбива — самодисциплина, бесконечная работа над собой, железная воля... Но и женственность, и чуткость, и страстность, и хрупкость... Друзья говорили, что в ее жилах течет шампанское. А судьба разворачивала с ней такие фуэте, что куда там балетным!

Николя и Маля

Она не случайно оказалась на ужине во время выпускного рядом с наследником престола: лучшую выпускницу балетного училища пригласил сам император. Говорят, что это было одно из самых сильных увлечений Николая II до встречи с будущей супругой. Хотя писал он об этом суховато и сдержанно. Переписку — как свои, так и ее письма, — конечно же, уничтожил, и ни одной совместной фотографии с «маленькой Малей» принципиально не сделал. А вот Матильда была влюблена всерьез. Вероятно, только железная воля и врожденный ум помогли ей отпустить Николая без единого упрека, без единого вздоха. Зато и после расставания она может обращаться к наследнику, а затем императору на «ты» и с любыми просьбами. Никогда не будет иметь отказа. Но никогда не будет этим правом злоупотреблять. Это сделает Малю в театральной среде почти всемогущей...

«Эсмеральда»

На выставке — фотографии самой знаменитой роли Матильды Кшесинской — Эсмеральды — в одноименном балете. Рассказывают, что, когда она попросила у Петипа эту роль впервые, он поинтересовался: «А ты любиль?» Возлюбленная Николя радостно кивнула.
«А ты страдаль?» — снова спросил Петипа. Тогда Матильда только пожала плечами. После расставания с Николаем она уже отвечала утвердительно — и получила эту роль, в которой выразила себя всю — с болью, страстью, любовью... И, конечно, с невероятным мастерством. И Петипа назовет ее «звездой русского балета».

Дом Матильды

Расставаясь с Кшесинской, Николай поручит заботы о ней великому князю Сергею Михайловичу, который безответно, до самой смерти, будет любить балерину. И погибнет от большевистских пуль, сжимая в ладони медальон с ее портретом. Но Матильда будет, в лучшем случае, терпима к Сергею Михайловичу. Зато все силы и страсть вложит в создание своего дома, устраивая в особняке все по собственному вкусу и желанию... Особняк этот в 1917 году отберут и разорят большевики. Продолжат расхищение роскошного дома солдаты Временного правительства. А довершат — опять большевики... Такое «фуэте судьбы»...

А настоящая любовь, после расставания с Николаем, настигнет Кшесинскую, когда на банкете в честь ее 10-летнего юбилея на сцене она окажется рядом с великим князем и кузеном Николая II, Андреем Владимировичем. Великий князь так волновался, что... пролил на праздничное платье Матильды красное вино. А она почувствовала настоящее головокружение. Сомневаться в том, что любовь воцарилась в ее сердце второй раз, не пришлось. Она будет воспитывать их сына и дождется предложения руки и сердца и законного брака. И все-таки станет княгиней. Но уже в эмиграции, вдали от родины, где погибнут и Николя, и Сергей Михайлович, и где в ее особняке откроют Музей революции...


Всё во вкусе Мали:

Проект особняка Кшесинская заказала архитектору Александру фон Гогену.

Внутренние покои сделала в своем вкусе: зал — в стиле русского ампира, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле... Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и... коровник с коровой и женщиной-коровницей.


Легенды о Матильде Кшесинской

  • Мадам «17»

В это число Матильда верила, как в Бога. Ведь именно в 17 лет она встретила Николя... В эмиграции, где жить они будут более чем скромно, она решит испытать судьбу и отыграть в казино хоть какие-то деньги: все, что есть, поставит на «17»... И всё проиграет...

  • «Фижмы»

Как-то в бытность Волконского директором Императорских театров Кшесинская отказалась выходить на сцену в костюме с фижмами, утвержденном дирекцией, считая, что такой костюм только уродует ее. За что была оштрафована дирекцией Императорских театров. Воспользовавшись правом «высочайшей помощи», Кшесинская добилась отмены штрафа, в результате чего Волконский подал в отставку. С тех пор о Матильде ходили легенды, что она меняет директоров как перчатки.

  • В звездных нарядах

Как известно, Кшесинская даже подавала в суд на большевиков, занявших ее особняк. И... выиграла процесс! Что не помешало большевикам не выполнить решение суда. Особняк ей так и не вернули. Более того, приходя в свой дом, Матильда неоднократно видела, как товарищ Александра Коллонтай «выгуливала» во дворе роскошные наряды балерины.