На протяжении двух месяцев в Строгановском дворце проходит выставка фотографий обнаженной натуры, в которой нашло свое отражение развитие жанра «ню» в работах именитых фотомастеров и снимках неизвестных авторов в период с 1900 годов до первого десятилетия XXI века. После просмотра более чем 100 фотографий экспозиции, непременно задумываешься — почему ее название сформулировано в форме вопроса — «Красота без гламура?»
С момента признания этого факта, изображение обнаженного тела уже не смущает, и становится неотъемлемой частью искусства. Естественно, в его непростой истории, были свои тонкости, например, изображение нагих женских тел на время уступило пальму первенства воспеванию совершенству мужского тела в скульптуре и живописи, а в период Средневековья и то и другое было под запретом. Эпоха Возрождения все расставила по местам, вместе с модой на мифологические сюжеты в искусство вернулась актуальность изображения обнаженного тела. Кажется, что дальше будет достаточно только перечислить имена художников, творивших в жанре «ню»: Сандро Боттичели, Джорджоне, Корреджо, Тициан, Рафаэль, Рубенс, Мане, Модильяни, Дюрер, Пикассо…и это далеко не все.
Эдуарда Мане, «Олимпия», 1863 год.
Точно назвать, когда жанр «ню» появился в фотоискусстве, непросто, однако, известно, что с 40-ых годов XIX века во Франции, одним из пособий для художников были дагеротипы с изображением обнаженной натуры. Такое обучение оставилj определенный отпечаток на творчестве многих художников, но главным из них стал известный французский живописец Гюстав Курбе.
Уже в 60-е годы жанр «ню» окончательно занял свое место в развитии искусства фотографии. Отношение к таким работам было неоднозначнным: кто-то оценивал красоту момента, запечатленного на фотографии, кто-то называл это непристойным, ну а кто-то сумел на этом неплохо заработать, демонстрируя свои фотоработы за отдельную плату. Именно благодаря последним, многие по-настоящему талантливые фотографы, взывающие к прекрасному в изображении обнаженного женского тела, были преследуемы за свои творения.
Самым главным спорным моментом стало определение фотографии в жанре «ню» и поиск ответа на вопрос: может ли документальность считаться искусством? Решением стало использование для снимков сюжетов и приемов из классической живописи. Именно поэтому, ранние работы, представленные на выставке «Красота без гламура?» в Строгановском дворце вызывают наибольший интерес.
Еще одним примером становления фотографии обнаженной натуры в рамках экспозиции является классик советской фотографии Александр Гринберг. Фотографии 20-х годов XX отличаются особым взглядом на модель: поза и декорации в кадре полностью соответствуют эстетике высокого искусства и идее «чистой фотографии», сформулированной самим фотографом. Несмотря на это, в 1936 году, Гринберг был арестован и обвинен в порнографии, его все же выпустили через несколько лет, а реабилитировали и того позже.
К концу 20-х - началу 30-х годов фотографы начинают экспериментировать, играя не только со светом в кадре, но и с моделью, они добавляют работам динамики, благодаря ндвижению тела и света, перенося съемки на свежий воздух. Хронологический порядок выставки, представляет рядом работы таких художников фотографии, как Григорий Зимин, чьи работы 20-х годов могли бы украсить и современные глянцевые журналы, благодаря особому шику и элегантности моделей и невероятному искусству владения светом, Николай Свищев-Паола, мастерски создающий на снимке эффект движения обнаженной натуры, наделяя ее образ чертами актрисы немого кино, Макс Пенсон и Борис Смирнов, изображающие модель как натурщицу для художественного полотна.
С наступлением «оттепели» в стране, ситуация с развитием искусства стала меняться, естественно, на возможность открытой демонстрации работ с изображением обнаженной натуры или организаций выставочных проектов, рассчитывать не приходилось, но все же этот период можно назвать самым интересным с точки зрения поиска новых художественных форм в развитии жанра «ню» и появления талантливых авторов — Генадий Приходько, создающий целый художественные серии, воспевающие природу женской красоты, Анатолий Громов, вспоминающий в своих работах эпоху расцвета жанра.
Среди черно-белых работ привлекают внимания, выполненные в цвете, фотографии из коллекции «Летающие женщины», созданные фотографом Леонидом Лазаревым в начале 60-х годов XX века. Лазарев, являясь фотокорреспондентом журнала «Советская женщина», в своих сериях представляет совсем не тех советских женщин, участвующих в коммунистических строительстве и пропаганде, привычных глазу, его героини современны, чувственны и сексуальны.
Сегодня в жанре «ню» можно наблюдать большие перемены, роль и характер героини кадры изменились, благодаря современным технологиям и методам игры с фотографией: со снимка уверенным взглядом смотрит женщина с идеальными пропорциями, являющаяся объектом желания, или, наоборот, модель, обладательница хрупкого тела и наивного лица. В борьбе этих двух начал и возникает вопрос — «Красота без гламура?»