В Доме актера открылась выставка работ Валерия Полуновского «Автобиография в картинках». Поздравляя художника, Константин Учитель сказал: «Я написал бы о нем книгу». Полуновский его опередил, ведь эту выставку интересно не только смотреть, но и читать.

 

Эскизы декораций и костюмов, пейзажные наброски, плакаты, портреты, акварели, гуашевые этюды – все здесь смешалось, но не перепуталось. Полуновский в красках и словах рассказывает о себе в жизни и в творчестве. К раме каждой картины прикреплен, кажется, наспех вырванный из школьной тетради листок с подписью-воспоминанием. О чем-то написано больше, о чем-то меньше, где-то конкретнее, где-то абстрактнее. Полуновский в соответствие со своей художественной логикой ведет зрителя по творческой биографии, дозировано выдает ему факты, пояснения, ассоциации. И чем навязчивее этот маршрут, чем искусственнее он эту биографию конструирует, тем интереснее это путешествие. Особенно для тех, кто давно знает художника. Даже старые друзья ахали, понимая, сколько же еще неизвестного, нового и интересного таит в себе этот обаятельный и скромный человек.

Валерий Полуновский давно и успешно работает в театре. Ученик Сотникова, он много ставил и в провинции и в обеих столицах. Современному зрителю Полуновский известен в первую очередь, пожалуй, по работам с Небольшим драматическим. Сценограф довольно востребованный, обладатель Золотой маски (за «Вассу Железнову» в МХТ им. А.П. Чехова) он, впрочем как и многие его коллеги по театральному цеху, мало известен как станковист. Вот почему такого рода выставки всегда так интересны.

Неожиданностью для многих стало, например, то, что Полуновский давно занимается парашютным спортом – на выставке представлен блок работ на эту тему.

Большую часть экспозиции занимают города: родной Кривой Рог, Симферополь, Петербург. В украинских видах Полуновский сочетает удивительно конкретный взгляд на город, его природу и ландшафт с тонким образом, с глубоко личным его восприятием. Смешанные материалы для южной ночи или осени в Сочи, грубый коллаж для Петербурга – для всего находится своя техника, свой способ выражения.

Отдельное место заняли плакаты. По признанию самого художника, он очень любит их делать. Да это и видно. Результатом многолетнего сотрудничества с Еврейским культурным центром стали десятки плакатов к Хануке, Дню еврейской книги и другим культурным и религиозным праздникам. Все они очень разные, несмотря на то, что из года в год фестивали и концерты повторяются, все остроумные и образно точные.

Интереснейшим открытием для меня стали портреты Полуновского. Рисунок дочки Любы (теперь уже тоже художницы) очаровывает спокойствием и нежностью. А Константин Учитель, почти в натуральную величину представший на огромном куске крафта изображен умно, ироничный, сделан мастерски точно.

Пожалуй, единственное направление интересов Полуновского, не представленное на выставке – его педагогическая деятельность. Художник несколько лет был вторым педагогом на курсе Сотникова. Четыре года назад, после ужасной трагедии, он неожиданно сам стал мастером, возглавил курс своего учителя. В этом году впервые набрал без него. Его ученики и студенты, как финальный аккорд открытия выставки, запустили в зал десятки разноцветных бумажных самолетиков. Такому мироощущению, ощущению себя в жизни и в профессии, пожалуй, и учит их Валерий Полуновский. Он и сам такой – легкий, яркий, неожиданный.