Театр «Сатирикон», которым руководит Константин Райкин, в этом году приехал в Санкт-Петербург не просто с гастролями, но на фестиваль, посвященный 100-летию Аркадия Райкина и открытию Театра сатиры, который носит имя великого актера. В обновленном театре Константин Райкин и встретился с журналистами, чтобы ответить на их вопросы.

 

О Театре сатиры

«Волей-неволей все мои первые впечатления о театре все равно были связаны именно с этим Театром сатиры. Сюда, на папин спектакль, меня привели года в 2,5 — 3. И потом я много раз бывал здесь — поразительная атмосфера была в зале на папиных спектаклях!.. Я прошел сегодня за кулисы — там до сих пор столько памятных закутков. Папина гримерка восстановлена. Тогда у папиного Театра миниатюр всего-то и было что два арендованных помещения в Театре эстрады — гримерка и бухгалтерия... А вообще-то здесь замечательный зал: 500 мест, это как раз столько, чтобы видеть всех зрителей, чтобы зритель видел твое лицо из последнего ряда. Хорошее пространство!»

О современном «стебе» и «энергии заблуждения»

«Аркадий Райкин, мой отец, был совершенно не «стебный» человек. Стеб ведь это веточка древа цинизма. А нынешний «обыкновенный цинизм» (да-да, по аналогии с известным фильмом Михаила Ромма, некая производная от «обыкновенного фашизма») - это осмеяние всего и вся дьявольским смешком, ядовитым и безбожным. Это антитрадиция смеха Аркадия Райкина. Он был весь наполнен светом и позитивом, он был абсолютным романтиком, окрыленным «энергией заблуждения». Папа искренне верил, что театр может сделать мир лучше. И выходил на сцену с огромной любовью к зрителю».

О том, что значит «быть сыном Аркадия Райкина»

«Мне уже шестьдесят лет, а я все еще «сын папы». Не то слово как это трудно! А в детстве даже стыдно было: нянька ведет меня за руку, проталкиваясь сквозь толпу, и кричит: «Пропустите, это сын Аркадия Райкина!» Боже, как мне было тогда стыдно! А какая ответственность бесконечная! Я знаю, что никогда не смогу сделать то, что делал отец — он свой жанр собой закрыл. И бессмысленно идти по его стопам. Но я знаю, что и отец никогда бы не смог сделать того, что делаю в театре я. Быть сыном Райкина — это как плохая экология: или застрелиться, или жить с этим».

Об актере в театре и в кино

«В кино главное — технология процесса, в театре актер месяцами ищет свой образ. Кино — это искусство обмана, театр — это единственное царство артиста, здесь ты работаешь на чистом сливочном масле. Но без дисциплины работа актера невозможна. Актер — это поджарое, хорошо организованное существо. Театр организован лучше, чем армия. Когда-то я с маленькой театральной бригадой ездил по военным частям в качестве шефской помощи. Тогда я понял, что мы своей маленькой бригадой легко победим эту большую армию, потому что мы сильнее и дисциплинированнее».

О Юрии Бутусове

«Юрий Бутусов — это отдельная глава в жизни театра, в жизни Петербурга, в жизни нашего «Сатирикона». Это невероятно талантливый человек. Недавно он поставил в «Сатириконе» «Чайку» - казалось бы, все против того, чтобы был успех: самый некассовый драматург, тысячи раз поставленная, «затрактованная», зажамканная пьеса, Москва с «чугуннозадым» театральным зрителем. Но спектакль из четырех актов с тремя антрактами заканчивается в двенадцатом часу, а публика встает в финале в полном восторге и просто орет на весь зал. Я и сам никогда не видел ничего подобного — восторг!»