Театр Юных Зрителей им. А.А. Брянцева представил новый спектакль для всей семьи — «Бедный рыцарь».

В этом спектакле каждый зритель найдет что-то свое – кому-то будут интересны рыцарские турниры, битвы с драконом, кому-то любовная линия благородного рыцаря и красавицы-принцессы, кому-то будет интересно решение пространства, кому-то комические сцены, а кому-то заданные философские вопросы и ответы на них.

Фотограф – Стас Левшин, сцена из спектакля

Спектакль погружает в отдельную реальность, действующую по своим законам. Герои облачены в современные одеяния, которые лишь отдельными элементами стилизованные под эпоху Средневековья. Здесь нет каменных тяжелых сооружений, пространство вокруг нарисовано черным по белому и оживает благодаря слаженной работе осветителей. Перед зрителями возникают то руины замка, то темный лес, то драконья пещера, то богатое сказочное королевство. Над стенами возвышаются полотна, на которых цитируются строки бессмертной поэзии вагантов, а также из творений поэтов девятнадцатого и двадцатого веков. Их же цитируют Трубадуры реального времени, одетые в джинсы и футболки, они комментируют все происходящее в жизни главного героя. Трубадуры одновременно становятся и отдельными персонажами-рассказчиками, и частью истории – героями, которые двигают сюжетную линию.

Не будь добросердечных Кузнеца (Сергей Азеев), Крестьянина (Никита Остриков или Борис Чистяков) и Трактирщика (Олег Сенченко), любезно предложивших помощь Бедному Рыцарю, разве он отправился бы на бой с Драконом? Не будь такого важного персонажа, как Летописец (Владимир Чернышов), разве бы мы узнали всю эту занимательную историю?

Режиссер спектакля, Владимир Богатырёв, акцентирует внимание на том, что пьеса не похожа на классические сказки, и дает своему спектаклю оригинальное жанровое описание – «игра в фэнтези-комикс»: «Там есть психологическое существование, а с другой стороны усеченное, игровое. Оно требует изобретение какого-то языка. Отсюда и пошел комикс, не буквальный, конечно, мы играем в комикс. Здесь преувеличены оценки, ситуации, а значит мы, сохраняя правду, должны были нащупать что-то другое».

Казалось бы, такой жанр должен придать спектаклю исключительно развлекательный характер, но за счет заложенных в него идей, за счет характеров и стиля жизни его героев, он «развлекая, обучает»: «Говорить, что театр должен развлекать – это не солидно и не серьезно, это пустая трата времени. Поэтому, в том числе ставятся и педагогические, и воспитательские задачи, но не буквально, а в плане воспитания души, то есть облагораживание её, пробуждение лучших чувств. Душа должна расти, должна «трудиться день и ночь», иначе мы никуда не двигаемся, а остаемся на неандертальском уровне развития».

Фотограф – Стас Левшин, сцена из спектакля

Важнейшие темы, затрагивающиеся в спектакле – это благородство и доброта, добропорядочность, бескорыстие, человечность. Главный герой – Бедный Рыцарь (Иван Батарев) — средоточие всех этих качеств. Он спокойно принял удар судьбы, когда оказался лишенным наследства, предпочел забыть свое благородное имя, обозначив свое положение прозвищем, плотно приросшим к нему. Бедность сделала его еще благороднее, он открыт душой и сердцем всему миру, он восхищается им и хочет сделать его лучше.

В отличие от своего слуги (Никита Остриков или Борис Чистяков), для которого важнее всего набить свой живот, который стремится к обыденной мещанской жизни, для Бедного Рыцаря важно достичь идеала и гармонии. Его можно назвать мечтателем, чудаком, походящим на Дон Кихота. Но, он не только мечтатель и мыслитель, он, прежде всего, человек действующий. Например, эпичная сцена битвы с Драконом (засл. арт. России Сергей Жукович): головы чудища появляются одновременно во всех окнах и дверных проемах декораций, Бедный Рыцарь нещадно рубит их, отмечая маркером на дорожном знаке с изображением дракона степень своей победы над чудищем; нам показывают не только сам процесс битвы, но наглядно доказывают то, как важно быть знакомым с теоретическим материалом (к битве Бедный Рыцарь готовится по книге) и быть подготовленным к любым неожиданностям (в арсенале у него есть не только щит, копье и меч, но и противогаз с огнетушителем).

Настоящий герой никогда не сворачивает при виде опасности, настоящему герою не нужна слава, ему нужны сами совершения подвигов, возможность помогать людям. На дракона шли и кузены Бедного Рыцаря (слаженная комическая работа Андрея Слепухина и Кирилла Таскина) – они олицетворяют собой лишь внешний лоск, покрывающий ничтожность, лицемерие и трусость. Они шли совершать подвиг во имя славы и денег, а вовсе не из желания помогать простому люду. Трусость и жадность порицается, благородные помыслы помогают главному герою не только победить в схватке с жутким чудовищем, но и получить причитающиеся награды от Короля Роз (нар. арт. России Николай Иванов или Георгий Шибанов) в виде руки прекрасной Принцессы (Ольга Семенова). Спектакль доказывает непреложные истины – любовь и чистота помыслов побеждают все напасти.