Модные каталоги пестрят морскими полосками, дизайнеры предлагают морской стиль уже не первый сезон, да и море с каждым годом становится ближе. Сегодня провести короткий отпуск под парусом уже не экзотика и часто от турецких пляжей вектор выбора смещается в сторону на сине-зеленой воды, белых яхт и попутного ветра.

Тема моря любима всеми поколениями: одни вспоминают книги Жюля Верна, Джека Лондона, Рафаэля Сабатини, Тура Хейердала, Вениамина Каверина об отважных морских капитанах, бесстрашных пиратах, целеустремленных путешественниках. Другие с завистью посматривают на современных олигархов, приобретающих одну за другой роскошные яхты. Что ж, воплотить свои мечты можно сегодня по-разному.

Спортсмены и бизнесмены

Кто считает, что под парусом на яхтах ходят только спортсмены или бизнесмены — безнадежно ошибается.

Заблуждение: Дескать, спортсменов выращивают с младых ногтей, в каждой команде коллективный парусный опыт больше сотни лет, они профессионалы, и это не только спорт, но и бизнес. Их поддерживают спонсоры, они получают призы за отличную работу. Как и в любом виде спорта. Но в тот же футбол играют не только на больших стадионах, но и в школьных дворах. Также и с яхтами: хочешь ходить — ходи.

Реальность: Есть же отважные мореплаватели современности, которые совершают кругосветки под парусами да на построенных собственными руками яхтах!


Знаменитый российский мореплаватель и путешественник Николай Литау, совершивший три кругосветных экспедиции на яхте «Апостол Андрей», сейчас уже второй сезон ходит на ней в Арктику. Николай захотел ходить под парусом на большие расстояния и приложил все усилия, чтобы этого достичь. Главное — стремиться к своей мечте. Она очень доступна. И даже не обязательно уметь строить лодки, есть много способов, как ходить под парусом, не имея своей собственной яхты.


Море, яхта, девушка

Как ни странно, но под парус я попала абсолютно случайно, когда сезон уже завершился. И вместо первой романтичной прогулки на яхте под лучами солнца я сначала прошла теоретическое обучение и только через полгода ступила на борт деревянной яхты. Было сложно изучать аэродинамику и устройство лодки, запоминать многочисленные незнакомые термины и понимать, благодаря каким силам ходит парусное судно и почему оно не тонет. До этого я никаких дел с техникой и физикой не имела, занималась пиаром, журналистикой и путешествиями. Но втянулась настолько, что паруса затмили все. И понеслось: участие в гонках, международные регаты, морские походы, фестивали и экспедиции, записи аудио-подкастов о доступном яхтинге «Поднять паруса!».

Девушки не только готовят обеды. Мы и с парусами можем управиться, и на руле стоять, и ночные вахты нести, и быть вахтенными начальниками. Для этого требуются только опыт, знания и личные качества. Требуется еще выдержка, иногда приходится преодолевать себя, особенно в штормовую погоду, когда после короткого сна не хочется покидать теплую каюту и выходить на палубу под ветер и брызги волн. Но я выхожу, делаю свою работу и получаю от этого огромное удовольствие. Потому что все земные проблемы остаются там, на суше, а в море мозг очищается и дух становится сильнее. А какая девушка не мечтает о сильном, красивом и таком романтичном морском капитане. Где же, как не на яхте, его можно встретить?

Парусные путешествия и жизнь на яхте

Если для участия в гонках, даже любительских, необходимо иметь определенные навыки, парусный и гоночный опыт, тренироваться в составе экипажа, то для прогулок и легких круизных плаваний этого не требуется.

Сегодня достаточно легко взять лодку в чартер, можно сразу вместе со шкипером (капитаном) на Средиземном море, к примеру. Сезон там начинается с мая и продолжается до начала октября. Погода теплая, а море приятное. Солнце светит, в море при желании тоже можно искупаться, а ветер никто не выключает.

Если вы в первый раз решили отправиться в подобное плавание, то лучше найти в интернете компанию, которая организует подобные круизы. Иногда они бывают тематическими с дополнительными опциями — мастер-классами по фотомастерству или семинарами по бизнесу. Иногда присутствует игровая составляющая, и можно отправиться в пиратский квест под парусами. Также проводятся и любительские регаты, где экипажи под руководством опытных шкиперов устраивают гонки на интерес и ради адреналина.

А почему бы не рискнуть?

  1. Парусный опыт в таких плаваниях не нужен. Наоборот, за время такого путешествия вы научитесь управлять парусами, работать с многочисленными концами, вязать морские узлы и даже управлять лодкой.
  2. В таких плаваниях обычно не бывает ночных переходов, либо они очень редкие. Каждый вечер яхта приходит в порт на стоянку, где экипаж ходит в рестораны, знакомится с городом и ночует на борту судна. На следующий день яхта идет дальше, проходя за сутки около 30 морских миль, это порядка 6 ходовых часов. И в таком размеренном и приятном режиме проходит все путешествие. И морской романтики успеете вкусить, и с береговыми красотами познакомиться.
  3. Современные парусные яхты очень комфортны. Там есть двухместные каюты, гальюны (туалеты) с умывальниками и душем, камбуз (кухня), где экипаж готовит разнообразные блюда, холодильники и просторная кают-компания с мягкими диванами и большим столом, за которым разместится весь экипаж.
  4. На парусной яхте хорошо ходить за границу. Финляндия, Швеция. Прибалтика. Пришедшим морем путешественникам всегда рады, в любом уголке мира их уважают и тепло принимают.

Как прийти «в парус»

  • Очень просто. Нужно захотеть ходить на яхте и прийти в ближайший яхт-клуб. Там найти лодку, которая интересна, поговорить с капитаном и предложить себя в качестве матроса, рабочих рук, помощника по любому направлению. Главное, показать свое желание приобщиться к миру паруса и много работать. Лодки весной готовят к сезону — ремонтируют, шкурят, красят. Экипажу всегда нужны полезные руки. За это вас готовы взять с собой в плавание, обучить морскому делу.
  • Можно начать знакомство с парусом и с волонтерской работы. Для проведения регат привлекаются волонтеры, которые помогают экипажам иностранных судов, координируют различные процессы. Все они получают право совершать переходы на яхтах, не платя за это деньги. Они работают, а в качестве поощрения ходят под парусом. Здорово же!

Море привлекает, белые паруса манят на горизонте. Так зачем же мечтать, когда можно подняться на борт яхты, взять в руки шкот, завязать свой первый морской узел. И кто знает, может быть, через несколько лет вы совершите большое путешествие, самостоятельно управляя красивой парусной лодкой. Или просто будете получать удовольствие от морских прогулок. Главное — захотеть, поставить цель и достигнуть. Это значительно проще, чем кажется.