Мастерская Петра Фоменко
Один из лучших театров Москвы, который носит имя своего основателя Петра Фоменко.
Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» был основан в июле 1993 года указом Мэра города Москва. Однако сами «фоменки» (как с легкой руки журналистов называют актеров театра не только в Москве, но и в Европе) ведут отсчет своей биографии с июля 1988 года. Тогда Петр Наумович Фоменко набрал группу студентов в свою учебную мастерскую на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне — Российская Академия Театрального Искусства).
Выпускники мастерской Фоменко 1993 года составили костяк молодого театра, который еще дважды пополнялся учениками мастера. На сегодняшний день в труппе театра три поколения «фоменок».
В начале своей жизни театр несколько лет вел «бездомное» существование. Пока в 1997 году постановлением Правительства города Москва театру не было передано в хозяйственное ведение помещение, ранее принадлежавшее кинотеатру «Киев» по адресу: Кутузовский проспект, д. 30/32.
Однако два маленьких тесных зала, в которых работала труппа «Мастерской», не могли в полной мере соответствовать тем задачам, которые стремились воплотить на сцене режиссеры театра. Постановлением Правительства города Москва было решено построить театру новое, отвечающее всем современным техническим требованиям здание. И теперь у Театра есть еще один дом — на набережной Тараса Шевченко.
Отзывы о «Мастерская Петра Фоменко»
«1923» (18+) — история запоздалой молодости по мотивам романа Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск». Действие происходит в Германии 1923 года, в эпоху гиперинфляции и всеобщего разочарования после Первой мировой *****. Главный герой, Людвиг, работает в фирме по продаже надгробий, пишет стихи, влюбляется, пьёт коньяк с друзьями и пытается сохранить человечность в мире, где всё потеряло ценность. Это не просто историческая драма — это размышление о том, как остаться собой, когда реальность рушится.
Я зачитывалась Ремарком в юности, и «Чёрный обелиск» был для меня особенным. Сюжет почти стёрся из памяти, но осталось чувство — глубокая, пронзительная грусть, переплетённая с иронией и светлой печалью. Это была книга не о смерти, а о жизни — настоящей, сложной, но такой ценной.
И вот я впервые на новой сцене Мастерской Фоменко , на спектакле «1923».
С первых минут — узнаваемый ремарковский мир: кафе, где философствуют ветераны *****, похоронное бюро, где торгуют памятью, любовь, смешанная с горечью — та самая, ремарковская, где нежность граничит с отчаянием, а в каждом прикосновении сквозит страх потерять последнее, что ещё связывает с жизнью. С удивлением вспоминаю забытых героев, но главное — вновь ощущаю те самые эмоции. Это ли не высшая оценка постановки?
Я прожила эти три часа на одном дыхании. Когда занавес закрылся, я сидела, не в силах осознать всё, что произошло со мной за это время. В горле стоял ком, а перед глазами всё ещё стояли, сменяющиеся со скоростью света цифры курса марки и три плиты, которые за время спектакля стали для меня целым миром.
Каждый герой постановки — как целый мир, раскрывающий свой образ и меняющий отношение зрителя на протяжении всего спектакля. Однополчане, пастор, доктор, мясник и его жена, Герда, Ризинфельд, Железная Лошадь... Каждый образ отыгран безупречно, актёрский состав выше всех похвал.
Людвиг в исполнении Юрия Буторина, бесподобен — вечный мальчишка с глазами старика, ищущий смысл среди надгробий...попадание поразительное.
Но для меня особенно трогательной стала линия Людвига и Женевьевы (Елизаветы), блестяще сыгранная Дарьей Коныжевой — хрупкая, как стекло, и такая же пронзительная. Их диалоги, полные недосказанности, их попытки любить в мире, где даже чувства стали роскошью... где сложно отличить сумасшедшего от нормального человека. Их встречи — как тихий разговор двух одиноких душ, нашедших друг в друге иллюзию любви, которая никогда не станет реальностью.
А три плиты, использованные как декорации! Сначала я не поняла их гениальности, решив, что это просто необычная авторская задумка. Но оказалось:
-красная — кафе, где топят горе в коньяке,
-жёлтая — больница, где лечат души, сломанные ******,
-чёрная — кладбище, где хоронят надежды.
И вдруг — о ужас — они складываются в то, что нельзя не узнать... Немецкий флаг. Мурашки бегут по коже до сих пор, от осознания, что я не поняла этого на самом спектакле.
Режиссёр Евгений Каменкович сделал ставку не на пафос, а на человечность.
Сцены сменялись, как кадры старой киноленты, а диалоги звучали так естественно, будто это не театр, а жизнь — та самая, где говорят о Боге, деньгах и бессмысленности бытия.
«Деньги ничего не стоят, но без них ты — никто»— эта фраза Людвига резанула, как дежавю. За окном 2025 год, прошло больше ста лет, но ничего не меняется. Гиперинфляция 1923-го, когда кусок колбасы ценился дороже чемодана денег... Всё это казалось таким далёким, пока не понимаешь, что за цифрами — судьбы людей, таких же, как мы.
Новая сцена театра поразила меня современными линиями, арт-объектами, выставкой внутри. Вид на Москва-Сити добавляет особый шарм и контраст между тем, что происходило на сцене, и этим блестящим настоящим... Ещё один повод задуматься.
Если вам нужен театр, после которого хочется жить, любить и помнить — вам сюда. Только приготовьтесь: он не оставит вас равнодушным. Как не оставил меня, мне кажется, что у меня появился ещё один фаворит, среди театров.
"– Каково ваше мнение о жизни? – спрашиваю я. Он задумывается: – Утром другое, чем вечером, зимой другое, чем летом, перед едой другое, чем после, и в молодости, вероятно, другое, чем в старости."
© Эрих Мария Ремарк, роман "Черный обелиск"
Смело и актуально, - это я про спектакль "Двадцать третий" в Мастерской Фоменко режиссера Евгения Каменьковича по роману Эриха Марии Ремарка "Черный обелиск". Я не читала этот роман и на спектакле была поражена его пронзительностью. Он режет, словно острие осколка зеркала, разбившегося сто лет назад не здесь и не сейчас. Осколка зеркала, фрагментами отражающего нашу действительность из двадцать третьего в двадцать третий. Так кто мы, где мы, и что от нас остается завтра, когда заканчивается очередная *****?..
Добро пожаловать в 1923 год, время "потерянного поколения", инфляции и попыток как-то наладить жизнь, где политические разговоры переплетаются с несбывшимися надеждами и любовными интригами, где стоимость доллара с завтрака до обеда может увеличиться в триста раз. Здесь сложно оставаться человеком, а потому все зарабатывают как могут, не осуждая друг друга. Ну и что, что одних кормят смерти, а других посетители ночных клубов? Всем хочется просто жить, а жить хорошо - еще лучше. Поэтому перед нами одновременно появляются такие персонажи как владельцы похоронной конторы Георг и Генрих Кроль, спекулирующие на смерти, вышедшая замуж за колбасу жена мясника Лиза, безумный Лотц, до конца дней оставшийся погребенным под руинами прошлого, проститутка "Железная лошадь", смело берущая быка за рога, душевнобольная Изабелла, заблудившаяся среди нескольких своих личностей, акробатка Герда, без зазрения совести прыгающая из койки в койку в поисках практической пользы от любви, и, наконец, потерянный Людвиг, - олицетворение честности и справедливости в поисках настоящей любви, верного жизненного пути и своей стремительно убегающей молодости. Где в итоге все они окажутся и с чем?
Не часто можно встретить такие удачные, оригинальные и продуманные до мелочей декорации, которые одновременно можно назвать и стильными, и вызывающими ужас одновременно. В дальней части сцены - "Черный обелиск", словно надгробный камень для каждого, дожившего до окончания *****, персонажа, но не справившегося с послевоенными реалиями. В передней части сцены - очень широкая деревянная ширма белого цвета, на ней написано число 1923. На ней же ведется курс доллара по отношению марке. За ней ширма черного цвета, символизирующая похоронную контору братьев Кроль. В ней открываются дверцы, створки, достаются телефон, фужеры и бутылки. А в нужный момент она поднимается, и мы видим еще одну широкую деревянную ширму, но уже яркого красного цвета. Она символизирует ночной клуб "Красная мельница". Когда приходит время смены декораций, эта ширма поднимается, и за ней еще одна. Угадайте цвет? Желтая, символизирующая лечебницу для душевнобольных. Все ширмы имеют интересные геометрические перемычки, окошки и дверки, и в совокупности с роскошными цветными костюмами смотрятся весьма стильно. Но самое главное, когда они выстраиваются над сценой друг под другом с первой до третьей, из них получается германский флаг величиной со стену. Художник-постановщик - Александр Боровский, художник по костюмам - Мария Боровская, художник по свету - Дамир Исмагилов.
Весь актерский состав играл великолепно. Как жаль, что я еще мало знакома с актерами Театра и не могу узнавать их без помощи программки. Естественность в речи и движениях, словно это не игра на сцене, а реальная жизнь, отсутствие головных микрофонов придают спектаклю особую изюминку реалистичности, жизненности. Особенно впечатлил Людвиг в исполнении Юрия Буторина, - со спокойствием стороннего наблюдателя ежедневно собирающий пазл своей жизни, не озлобленный и не требовательный, плывущий по течению и какой-то безвозрастный, словно несбывшаяся молодость его пока не отпускает. Очень запомнилась жена мясника Лиза в исполнении Ксении Кутеповой, самый, пожалуй, яркий персонаж спектакля, и многозначительно гарцующий по сцене в нарядном образе, и стыдливо пробегающий по сцене с фингалом под глазом. Украшала сцену своей нежностью и легкостью Изабелла в исполнении Дарьи Коныжевой. Приз за лучшую пару и лучший танец в спектакле отдаю Эдуарду и Герде в исполнении Павла Яковлева и Полины Айрапетовой.
"Двадцать третий" отпускает не сразу во всех смыслах. Благодаря таким спектаклям мы можем через призму времени заглянуть в собственное настоящее, посмотреть на самих себя и, возможно, сделать правильные выводы. Ну или хотя бы научиться смеяться над собой, как это делают герои спектакля. Ведь что еще делать, если ситуация безвыходная?.. Поистине Мастерская Фоменко является моим фаворитом среди других московских театров. Уровень режиссуры, декораций и актерской игры всегда превосходит ожидания и стремится к бесконечности. Браво!
Будучи студенткой факультета экономики и менеджмента, изучала в университете период гиперинфляции в Германии, пик которой пришелся на 1923 год. Это когда люди, имеющие утром чемодан денег в руках были вынуждены немедленно хоть что-то на них приобрести, потому что к вечеру эти деньги полностью обесценивались. Причиной данного экономического кризиса послужили огромные репарации, которые правительство Германии выплачивало союзникам после проигрыша Первой мировой *****. Для покрытия расходов было принято решение напечатать большое количество новых банкрот, не поддерживаемых золотом. Что привело к быстрому падению стоимости марки.
Начало моего увлечения творчеством Ремарка также пришлось на студенческие годы. Я прочла довольно много его произведений, люблю и уважаю этого автора по сей день. У Ремарка свой особый довольно размеренный стиль повествования. При отсутствии залихватского сюжета практически в любую его фразу хочется вслушиваться, над ней хочется думать. В связи с этим, как мне кажется, произведения Ремарка не легко поставить на сцене. Недавно мне посчастливилось увидеть первый на моём счету спектакль по произведению Эрих Марии Ремарка. Посчастливилось, потому что, на мой взгляд, режиссеру совместно с актёрами удалось очень точно передать стиль автора, его ёмкое слово, обрамлённое в действие.
Это спектакль "Двадцать третий", поставленный Евгением Каменковичем на сцене "Мастерской Петра Фоменко" по роману Ремарка "Чёрный обелиск". События в романе разворачиваются как раз во времена гиперинфляции в Германии, следовательно, в 1923-ем году.
"Смерть одного человека - это смерть; смерть двух миллионов - только статистика".
Два миллиона - именно столько человек потеряла Германия в Первой мировой *****. И ещё раз в пять больше вернулись с неё искорёженными, истерзанными, израненными если не физически, то душевно.
Герои спектакля "Двадцать третий" - фронтовики, пережившие ужасы ***** на полях сражений. Они выжили, не потеряли человеческого обличия, они знают что такое честь. Они научились ценить дружбу, человеческую жизнь. И главное, что они говорят со сцены на протяжении всего спектакля, что пытаются до нас донести:
"Нет *****! НЕТ *****!! НЕТ *****!!!"
Людвиг в исполнении Юрия Буторина: прекрасный, добрый, чуткий Людвиг.
Это он нам неоднократно напоминает о том как ужасна *****, сокрушается о постоянном участии Германии то в одной *****, то в другой. Вместе с друзьями он ценит эти годы инфляции и даже радуется им! Почему? Да потому что это время передышки от *****, островок между той, что закончилась и той, что пока не началась.
В спектакле на примере Мясника (героя Тагира Рахимова) очень точно показано как зарождался фашизм, мы видим и понимаем, что немец - это немец, а фашист - это фашист! И ни в коем случае не надо в каждом немце видеть фашиста!
Упомянув Мясника, нельзя не вспомнить его жену. Эту роль восхитительно сыграла Ксения Кутепова, просто бесподобно! Когда она только вышла на сцену, я даже не узнала Ксению ))
Режиссер задействовал в качестве декорации три сменяющие друг друга металлические пластины: чёрную, красную и жёлтую. Чёрная олицетворяет похоронное бюро, в котором работает Людвиг; красное - ночной клуб "Красная мельница", в котором работают его друзья и любимая девушка; жёлтое - лечебница для душевнобольных. А соединяясь они составляют флаг Германии...
Спектакль получился настолько ёмким, целостным, философским, что его подобно любому произведению Ремарка хочется весь разобрать на цитаты! Затронуто огромное количество тем! Герои говорят о Боге, о жизни и смерти, о любви, опять же о бессмысленности войн и борьбе с зарождающимся фашизмом.
Такие спектакли нужны, обязательно нужны в любые времена! Чтобы знать и учиться на ошибках истории!
А тем более этот спектакль идёт в таком замечательном театре и играют в нём просто великолепные актёры!
С Мастерской Фоменко у меня случилась любовь с первого взгляда, после посещения спектакля "Пугачев". Меня так сильно впечатлила эта постановка шикарным актерским составом, стилистикой, музыкой и декорациями, что я непременно захотела вернуться сюда снова. И вернулась. Для своего посещения я выбрала спектакль "Двадцать третий".
Сюжет спектакля основывается на романе Эрих Марии Ремарк "Черный обелиск".
В спектакле нет главных или второстепенных героев. Он о поколении, которое выжило в *****, но так и не смогло забыть. Действия происходят в Германии 1920-х, в эпоху гиперинфляции, когда деньги обесценивались за час, а люди теряли не только сбережения, но и веру в будущее. На протяжении всего спектакля часто появлялось электронное табло, на котором мы наблюдали как доллар растет буквально на глазах.
Особенность постановки заключается в том, что трагический сюжет “Черного обелиска” представлен в контрастной атмосфере веселья и юмора. Даже самые серьезные диалоги наполнены элементами кабаре и иронии.
Спектакль "Двадцать третий" в Мастерской Фоменко меня зацепил и заставил очень много размышлять над увиденным. В этом спектакле отражена вся боль человечества, пережившего *****, показаны последствия, которые, несомненно, несут за собой эти страшные события и уроки, которые мы все должны усвоить.
Театр Мастерская Фоменко находится на высоком берегу Москвы реки, на набережной Тараса Шевченко, в колоритном районе времён сталинской застройки, напротив красуется Москва- Сити, впечатляющий изобилием высотных небоскребов!
Именно здесь я побывала сегодня на премьере спектакля 1923 или "Двадцать третий".
Здание театра имеет три этажа, амфитеатр, выставочное пространство, наполненное театральными трофеями, фотографиями, афишами, зрительный зал небольшой, но уютный с хорошим подъемом и удобными креслами ( а это особенно оказалось важным, учитывая хронометраж постановки).
Опечалил меня занавес затмевающий вид на панораму Сити и Москва реку... А как хотелось бы полюбоваться урбанистической картинкой из столь удачной локации.
Спектакль 1923 поставлен режиссером Евгением Каменьковичем по мотивам романа "Черный обелиск" Эриха Мария Ремарка.
1923 год был весьма непростым для Германии... Последствия Первой мировой 1923-1931гг. отразились в многократном обесценении национальной валюты, повышении налогов, повсеместных забастовках и конфликтах, связанных с силовыми попытками ******* власти...
Вначале спектакля перед зрителем предстает декорация 1923, огромные буквы на фоне трёх полотен в цвете флага Германии, статичность обыгрывается оригинальным решением с открыванием-закрыванием дверей, встроенных в полотнище. Это решение напомнило мне игру в пятнашки, где клеточка меняется в силу логической задачки.
Эпоха 30-х читается: в нарядах и танцевальных номерах, в дамах без возраста, в сводках из газет, в хореографии и музыке.
*****, кризис, жизнь, смерть, любовь! Именно такие темы проживаются актерами за 3 часа на сцене! З часа! Представляете?
Игра актеров произвела на меня невероятное впечатление:
✨ Ксения Кутепова, очаровательная фрау Лиза!
✨ Александр Моровов, харизматичный Альфред!
✨ "банда" однополчан конторы "Кроль и сыновья" Владимир Топцов, Дмитрий Захаров, Вениамин Краснянский!
✨Олег Нирян, неподражаемый Ризенфельд, роль небольшая, при этом яркая и запоминающаяся!
✨и конечно Юрий Буторин и Полина Айрапетова, то сближаются навстречу друг другу, то отталкиваются в поиске своей судьбы!
✨Меня очень тронула роль ветерана Лотца - Виталий Метлин, как же трагично было наблюдать за стариком, чье сознание травмировала *****, ощущение уязвимости и непредсказуемости, сменяемое комичными ситуациями с участием этого героя.
Кризисы случаются, а жизнь продолжается... Именно во времена перемен выживают те, кто способен адаптироваться к обстоятельствам и не сойти с ума... Жить, любить и наслаждаться не смотря ни на что, мужественно переносить испытания, уважать права других, управлять своими эмоциями и желаниями, мудро принимать важные решения, а ещё благодарить жизнь за шанс стать чуть-чуть счастливее!
Благодарю театр Мастерская Фоменко за незабываемый спектакль, рада была побывать у Вас в гостях!👏
Я очень много слышала хороших отзывов про спектакли Мастерской Фоменко и давно уже хотела познакомиться с их творчеством. И вот наконец-то я доехала до этого театра. Для своего первого посещения я выбрала спектакль "Пугачев"
Спектакль поставлен по поэме Сергея Есенина "Пугачев". Мы стали свидетелями того, как Емельян Пугачев из простых казаков сделал разбойников и организовал восстание, которое вошло в историю. Выдавая себя за Петра III, он стал самым известным самозванцем.
Владимир Свирский, исполнивший роль Пугачева прирожденный бунтарь. Он и его шайка показали на сцене диких, необузданных безумцев способных нагнать страху на всех, включая зрителей. То, что они творили было одновременно жутко и завораживающе красиво. Актеру удалось превосходно передать образ Емельяна Пугачева - именно таким я его себе всегда и представляла. Пугачев - весьма противоречивый персонаж. С одной стороны – он безжалостный бунтовщик, готовый на крайние меры ради своей цели, с другой – человек, способный на искреннюю доброту и милосердие. Он изначально понимал, что его миссия обречена на провал, но все же пошел этим путем, за что в итоге и поплатился.
На протяжении всего действа мы наблюдали на сцене только мужчин и лишь однажды после проигранного боя, появились плакальщицы. Облаченные во все белое, они выглядели настоящими ангелами, сошедшими в самое пекло.
В это же время Пугачев сталкивается с предательством своих верных товарищей и это становится одним из самых тяжелых ударов. Удивительно наблюдать как многие, кто были действительно убеждены в своей правоте, боролись за свободу и были готовы умереть за свои идеалы в самый критический момент, когда чаша весов склонилась не в их пользу, сделали свой выбор в пользу самосохранения.
В спектакле Мастерской Фоменко в каждом моменте чувствуется ритмичность. Она везде: выбивается посохами бунтарей, в игре музыкальных инструментов в умелых руках актеров, взмахами кос крестьян, в странных танцах, в каждом движении персонажей.
"Пугачев" -это спектакль не развлекательного формата, а довольно серьезная постановка, которая затрагивает тематику власти, верности, предательства и человеческой природы. После просмотра остается чувство сопричастности к истории и долгие размышления об увиденном.
Как только началось действие спектакля "Пугачев", поставленного Фёдором Малышевым на сцене театра Фоменко, в моем мозгу начала биться пушкинская фраза "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". И эта мысль так и сопровождала меня до финала. Но спектакль Фоменок поставлен вовсе не по "Капитанской дочке" Александра Сергеевича, а по драматической поэме Есенина. Художник-постановщик Евгения Шутина выстроила на полутемной сцене подвижную конструкцию, сложенную из бурелома, а в руки каждого бунтовщика вложила толстую кривую палку как будто из этой стены вытащенную. На стене будут вешать и распинать, палками будут убивать и защищаться. А чего вы хотели от спектакля о русском бунте? "Приветствую тебя, мятеж свирепый!".
Начинается спектакль и мы сразу же оказываемся во власти есенинской поэзии, ошеломляющей ярчайшей образностью и напором страстей. В воздухе витает ощущение трагической вспышки мятежа, дикое необузданное ****** ждет своего предводителя, и он возникает почти из ниоткуда. Пугачев Владимира Свирского как дикий зверь, всегда готовый к прыжку, привыкший, что опасность может крыться за каждым кустом, не расслабляющийся даже во сне. Этот мятежный казак, почуял вдруг зов судьбы, увидел вдруг свое предназначение в назревшем бунте.
Драматическая поэма - не историческое исследование. У Есенина в поэме нет ни одной женской роли - пугачевщина не бабий бунт. Спектакль театра Фоменко абсолютно мужской, но авторы постановки вывели на сцену плакальщиц. В тяжелые времена всегда есть о ком поплакать, а когда на Руси времена были легкими...
Движения всех персонажей спектакля точны и выверены, хореограф Виталий Довгалюк поставил сметающую все и вся лавину ненависти восставших, силу их "озлобленных сердец". И в каждом слове вчерашнего каторжника Хлопуши (Тагир Рахимов), слышится такая же душевная мощь, такая же эмоциональная энергия. В спектакле физически чувствуешь невероятное напряжение страстей, чувствуешь наивысший взлет человеческих переживаний, чувствуешь ужас, гнев, благородство и низость героев постановки.
Существует мнение, что Есенин писал образ Пугачева с себя, оделив его обнаженным восприятием жизни. Драматическую поэму "Пугачев", можно назвать Евангелием от Есенина.
Бунтовщики готовы вернуться под гнет властей, лишь бы остаться в живых. Плата за возвращение - жизнь Пугачева, спасавшего их от беспредела. Емельян понимает, что его сподвижников, которые отчаянно хотят жить, смерть уже победила. И потому в момент смерти он не о себе думает, а жалеет своих убийц: "Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...".
"И тогда Иисус сказал: “Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят”.
"Пугачева" у Фоменок смотреть нелегко. Этот спектакль создан не для того, чтобы зрители могли приятно провести вечерок. Этот спектакль создан, чтобы заставить вашу душу трудиться и сопереживать.
Спектакль поставлен очень динамично, очень радует, что в этом театре молодые актеры играют молодых персонажей. Особенно понравилось первое действие.