Первые десять лет советской власти – глазами тех, кто собирался построить идеальное государство. Такова тема новой выставки, открывшейся в Ярославском музее-заповеднике.

Экспозиция, представленная в историческом отделе музея-заповедника, носит довольно длинное название: «Мы свой, мы новый мир построим: первые годы советской утопии». Авторы проекта подчеркивают, что выставка не имеет политической направленности и не претендует на полноту освещения исторических событий, а рассказывает о том, как жили и о чем мечтали граждане страны на заре советской власти. По сути же, все экспонаты – архивные фотографии, плакаты, предметы быта, посуда, одежда, фрагменты документальных и художественных кинолент, театральные афиши, коллекция текстиля – характеризуют искренних адептов нового политического строя, веривших, что именно они «рождены, чтоб сказку сделать былью».

«Даешь новую мораль!», «Даешь новый быт!», «Даешь новое искусство!» – в эти лозунги сто лет назад поверило не так уж мало людей. Построить страну мечты, в которой человек будет жить по-новому – по-новому работать, отдыхать, воспитывать детей, одеваться и так далее – вознамерились всерьез. Строительство этого идеального общества на выставке показано через призму ярославской жизни.

Экспозиция, в частности, включает план Ярославля 1919 года; архитектурные проекты общежития «для бессемейных» и яслей на 100 детей для Ярославской Большой мануфактуры; модель грузовика, выпускавшегося на Ярославском автозаводе с 1925 по 1928 годы, и модель катера нашего судостроительного завода; образцы местных продуктовых карточек, выдававшихся губернским продкомитетом; работы карикатуриста Франца Весели, жившего в Ярославле с 1918 года и рисовавшего для местных изданий, в том числе для газеты «Северный рабочий»…

Музейные предметы сопровождаются кадрами кинохроники и подробными текстами, рассказывающими о реалиях первых советских лет. Например, о попытках утвердить новую веру и соответствующие обряды – в частности, вместо крещения устраивать «звездины». В ходе этого ритуала младенцу давали имя или, используя новую лексику, «звездили», заменяя церковный крестик пятиконечной звездочкой. Взрослые, решившие сменить имя в соответствии с духом эпохи, могли пройти обряд «октябрин», в ходе которых стать каким-нибудь Арленом (от сокращения словосочетания «армия Ленина») или Даздрапермой («да здравствует Первое мая»).

Сами жители нового государства должны были выглядеть как подобает строителям коммунистического завтра – носить удобную и простую одежду, стирающую социальные различия. Один из грандиозных планов предполагал создание униформы для всей страны. В Москве мастерские прозодежды (одежды для производства и повседневной носки) разработали типовой вариант костюмов: жакет и прямая юбка для женщин, жакет и брюки для мужчин – всё из одинакового материала. Уже планировалось начать выпуск, но на складах попросту не оказалось достаточного количества темно-синей ткани.

Не удалось наладить и массовый выпуск агитационного фарфора, сделав его доступным для народа. На практике такая посуда была слишком дорога для простых рабочих и крестьян, к которым непосредственно и обращалась с призывами: «Земля трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Пропади, буржуазия, сгинь, капитал!». Продукция советских фарфоровых заводов выпускалась весьма скромными тиражами и предназначалась главным образом для экспонирования на многочисленных зарубежных выставках в Берлине, Лондоне, Париже, Милане, Венеции…

Подобных любопытных фактов из разных сфер жизни – от особенностей быта простого рабочего, провозглашенного гегемоном революции, до отношения к семье и браку, от истории установления женского равноправия до формирования нового репертуара в театрах – на выставке можно найти немало.

Несмотря на отсутствие прямых оценок происходившего в стране с 1917 по 1927 годы, новая экспозиция, безусловно, романтизирует «революцией мобилизованных и призванных» и оставляет за скобками многие вопросы. И то, какой ценой достигались трудовые и боевые подвиги в Стране Советов, и тему репрессий, и историю массовой высылки «неугодных» граждан, и прочее, и прочее... Почему утопия обернулась кровавой антиутопией? Почему страна, переживавшая в начале ХХ века экономический и культурный подъем, погрузилась в морок беспощадной революционной и гражданской бойни? Почему строительство новой жизни после октября 1917 года вылилось в установление одного из самых страшных тоталитарных режимов? Спустя сто лет больше всего хочется найти ответы именно на эти вопросы. Пока же довольствуемся революционными по содержанию проектами…