Изразец стал главным предметом на новой выставке Ярославского музея-заповедника.

Эта экспозиция – безусловно, одна из самых изысканных из открывшихся за последнее время в музее. Историческая и художественная, научная и интерактивная одновременно, она представляет изразцы всех видов – от архитектурных до печных, от терракотовых до расписных, от созданных в XVII веке до современного новодела, от российских до зарубежных…

Главное действующее лицо новой выставки, носящей название «Изразцовый город между Западом и Востоком», – конечно, Ярославль. Изразец – одна из отличительных черт ярославского градостроительства, прежде всего, храмов XVII века, в отделке которых яркие керамические плитки стали своего рода архитектурным дресс-кодом. Время расцвета ярославского зодчества – это и время расцвета русского изразца. И именно Ярославль стал центром реставрации фасадной керамики: в середине XX века местные мастера восстанавливали изразцы для всей страны. На выставке можно проследить всю историю ярославских изразцов: от терракотовых красных и муравленых зеленых, использовавшихся в самом начале, а также поливных плиток и черепицы, до многоцветных полихромных изразцов, из которых создавались сложные фасадные композиции.

Украшать здания изразцами в XVII веке было модно во многих русских городах – Владимире, Вологде, Ростове, Угличе… Но Ярославль занимал среди всех особое место. Состоятельное ярославское купечество, зажиточные жители слобод и богатые ремесленники, на чьи деньги возводились храмы, старались не отстать от московских высших кругов в шике и щедро усыпали соборы и церкви многоцветными изразцами. Пышно, избыточно, ярко и дорого – так выглядел ярославский изразцовый декор. Среди фирменных приемов – близость изразца к человеку: в московских храмах большие композиции из изразцов обычно расположены вверху, в Ярославле же изразцовый убор начинается на уровне глаз. Уникальны и изразцовые наличники, которыми украшались ярославские церкви – сегодня такие оконные обрамления можно увидеть в храмах Николы Мокрого и Иоанна Златоуста в Коровниках. На выставке есть и образец плитки для оконного наличника церкви Петра и Павла 1691 года (этот храм до наших дней не сохранился – его взорвали в 1937-м).

Поскольку керамика используется еще и для облицовки печей, в экспозицию включены печные изразцы – от первых, появившихся в России сюжетных гладких изразцов, расписанных по белому фону синей кобальтовой краской, до образцов, выполненных в стиле модерн. Сопровождающие выставку тексты подробно рассказывают об истории печных изразцов в России, где к концу XVIII века в каждом дворянском имении и зажиточном доме можно было увидеть «голландские» и русские печи, облицованные расписными плитками.

…Изразцовое искусство – восточное и западное одновременно. Впервые изразцы появились в конце XIV – начале XV века на юге Европы, и уже оттуда через немецкие княжества, Польшу и Прибалтику перекочевали в Россию. Само же искусство архитектурной керамики существовало еще в Древнем Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. Мотивы и технологии изготовления керамических плиток мигрировали в самых разных направлениях. Техника изготовления многоцветных изразцов была для Московского царства XVII века западной инновацией, при этом изразцовые наряды русских храмов часто напоминали восточные ковры, а в отдельных изразцах отчетливо прослеживались ориентальные мотивы.

Сравнить русскую керамику с западной и восточной – одна из возможностей, которую дает новая выставка Ярославского музея-заповедника. Вазы и ткани (близкие по орнаменту к рисунку изразца) из Италии и Франции XVII – XVIII века, печной изразец XVI века из Германии, сувенирные плитки 2000-х годов из Турции… это и многое другое можно увидеть в экспозиции. В ней также представлены работы современных художников, которые весьма неожиданно интерпретируют традиционное искусство. А дети, да и взрослые тоже, которые любят рисовать (а особенно раскрашивать!) – на этой выставке смогут примерить на себя роль керамиста, расписав увеличенную копию изразцового рисунка, на котором изображен павлин. При этом цветовую гамму здесь каждый выбирает по собственному вкусу…