Мистическая история, придуманная Оскаром Уайльдом, вернулась в репертуарную афишу Ярославского театра кукол.

Свой 91-й сезон Кукольный театр открыл спектаклем «Кентервильское привидение». Это возобновление инсценировки режиссера Елены Борисовой, ушедшей из жизни шесть лет назад. Многие до сих пор вспоминают ту постановку, которая в 1998 году была представлена на Национальной премии «Золотая маска» сразу в двух номинациях! Помнит ее и главный режиссер театра Алексей Смирнов. Он и восстановил спектакль Елены Тадеушевны, наполнив его современной световой партитурой и пригласив на все роли новых актеров.

Материалистически-идеалистическая история в двух действиях – так обозначен жанр этого сценического действа – одинаково захватывающа и для детей, и для родителей. Здесь множество смыслов и уровней восприятия. «Если, конечно, понимать Уайльда», – шутит Алексей Смирнов…

Мастер эпатажа в искусстве и в жизни, Оскар Уайльд в своей новелле «Кентервильское привидение» сумел парадоксальным образом соединить сатиру на приземленность и ограниченность обывательского общества с сентиментальной историей о любви к ближнему.

С едким сарказмом в произведении, которое было написано Уайльдом в 1887 году, представлена семейка практичных американцев Отисов, прибывших в Лондон и купивших здесь старинный английский замок рода Кентервилей. Весьма смехотворно выглядят и тривиальная до оскомины миссис Отис (в ее роли Ирина Климушкина), и ее супруг мистер Отис (Никита Тимошин) – типичный толстосум, претендующий на роль законодателя жизни, но изрекающий сплошь и рядом банальности или глупости: «Мы воспитаны в строгих правилах республиканской простоты», «Америка – оплот мировой демократии в монархической Англии», «Мы не можем ущемлять чьи-то права, даже если это права привидения!».

Ничуть не меньше иронии достается и живущему в замке призраку лорда Кентервиля (Александр Кузнецов) – сэру Симону, убившему свою супругу. Он страшно гордится голубой кровью своего древнего рода, чуть ли не буквально полагая ее голубой, и с каким-то маниакальным упорством старается сохранить память о старой доброй Англии. Такой, какой он ее себе представляет – с семейными склоками, а также убийствами жен, братьев и прочих представителей этого изысканного высшего общества, с непременными следами пролитой при этом крови. Он мнит себя чуть ли не героем шекспировской трагедии и, конечно, жутко расстраивается, когда «невоспитанные люди» предлагают ему то машинное масло для смазки цепей, то микстуру от несварения.

И только дочь Отисов, трогательная и искренняя Вирджиния (Ольга Тимошина), с ее сочувствием к привидению, которое более трех столетий скитается по замку, и готовностью помочь этому несчастному – вызывает у автора и, как следствие, у зрителей теплые чувства. Нерациональность Вирджинии, ее беспечность по отношению к самой себе абсолютно непонятны родителям и младшим братьям. Как можно, забыв про всё на свете, ночью, в дождь и грозу отправиться спасать какого-то призрака?! Но, тем не менее, и старшие, и младшие Отисы не могут не признать превосходства маленькой девочки, которой присущи такие, многими давно позабытые, качества как сострадание, способность жертвовать собой и любить…