По голливудским меркам Джона Кьюсака, не смотря на солидный послужной список, вряд ли можно было причислить к сонму голливудских небожителей. Роль в новом триллере «1408», наконец-то, подарила ему этот статус.

Его долго считали перспективным, подающим надежды, «одним из лучших молодых актеров». Даже если картины с его участием становились блокбастерами, как, например, «Воздушная тюрьма» (1997), кассовые показатели считали заслугой либо других, более именитых актеров, либо приписывали всему ансамблю. Конечно, Кьюсак с его врожденным талантом и приобретенным опытом всегда вносил свой вклад в успех картины. Но если он и солировал, то, скорее, в независимых фильмах со скромными кассовыми показателями, а если и в коммерческих лентах, то со средней величины бюджетами.

В этом году судьба сделала ему по-настоящему звездный подарок. Джон, которому недавно исполнился 41 год (род. 28 июня 1966 года – «ВД»), наконец-то заявил о себе в полный голос. Главная роль в триллере «1408» и успех картины стали во многом неожиданными и для ценителей его таланта. Запущенный в прокат без особой рекламной шумихи фильм в первый же уикенд собрал более $20 млн. при бюджете в 25.

В картине, поставленной по рассказу Стивена Кинга, Кьюсак играет уставшего от жизни писателя Майка Энслина, автора бульварных романов о нечистой силе. Сам он не верит ни в бога, ни в черта, пока не заселяется в номер 1408 ньюйоркского отеля «Дельфин». Тут-то, разумеется, все и начинается…

Джон Кьюсак в фильме «1408»Станет ли Джон Кьюсак стабильным новым героем триллеров или экшена, сказать трудно. Но ему всегда найдется работа в кино. В конце концов, семейная традиция Кьюсаков построена на профессионализме, а не на коммерции. За исключением матери Ненси, в прошлом учительницы математики, все Кьюсаки – актеры. Начиная с отца семейства Ричарда и заканчивая старшим братом Биллом, старшими сестрами Энн и Джоан (дважды номинирована на «Оскар») и младшей сестрой Энн. Актерство у Джона в крови. Ему с легкостью даются различные амплуа - он с равным успехом играет интеллектуалов («Полночь в саду добра и зла») и киллеров («Убийство в Гросс-Пойнте»), и романтических героев («Интуиция»). Сможет ли крепкий профессионал стать настоящей звездой?

Ты лично веришь в паронормальные явления?
Как ни странно, верю.
 
С тобой случалось нечто подобное?

Была пара странных эпизодов. Однажды, например, у меня дома передвинулась сама по себе одна вещь. В квартире никого не было, и землетрясение тоже не объявляли. Потом такое же произошло с другим предметом. А у тебя не было такого, что ты входишь в помещение и чувствуешь некое присутствие, хотя там никого нет? Или вдруг возникает ощущение, что температура резко упала, но никто не включал кондиционер? Со мной такое часто бывало. Так что лично я верю в разные необъяснимые явления.
 
Значит, все, о чем этот фильм, не было для тебя таким уж откровением?

Как раз было. Все необъяснимое, что со мной происходило, не было плохим. Скорее, возбуждающим в хорошем смысле этого слова. Забавным, но не страшным, как в нашем фильме. Я лично никогда бы не отправился в такое место, где мне угрожает опасность. В кино легче – это всего лишь фантазия на тему.
 
Режиссер картины Микаэль Хафстрем говорит, что «1408» фильм не о каких-то там привидениях, а внутренних демонах человека. А что если бы не писатель Майк Энслин, а реальный актер Джон Кьюсак поселился в номере 1408, какие бы демоны его одолевали?

Дай подумать...В какой-то мере я счастливчик, потому что у меня не было особых проблем с моей семьей, с людьми, которых я знал, и которые ушли из жизни. Но я могу представить себя в ситуации, когда существуют неразрешенные проблемы с родителями или родственниками.
 
Джон Кьюсак в фильме «1408» У твоего героя интересная профессия – он автор романов в жанре «хоррор». Тебе самому нравится творчество Стивена Кинга, по рассказу которого снят ваш фильм?

Да, я поклонник Стивена Кинга. Считаю его сильно недооцененным писателем. Он ведь написал столько по-настоящему захватывающих книг. Из-за жанра «хоррор» многие не принимают его всерьез, но Стивен, надо отдать ему должное, блестяще разрабатывает характеры. Мой персонаж Майк Энслин – герой истории всего на 25 страниц. А как богато он прописан!
 
Ты читал произведение Стивена Кинга до того, как получил предложение сниматься «1408»?

Нет, я познакомился сначала со сценарием, а уж потом прочел оригинал для того, чтобы лучше понять своего героя.
 
На площадке страшно не было?

Напротив! А все потому что наш режиссер, Микаэль Хафстрем заботится о своих актерах. Он приходил на съемки отлично подготовленным, знал, чего он хочет от нас. С ним я готов делать новый фильм хоть сию секунду.
 
Обыкновенные люди, не актеры, иногда задаются вопросом: что было бы, если бы я стал адвокатом, врачом, инженером. У актеров есть возможность прожить чужие жизни на экране. Как это влияет на их личность?

Иметь такую возможность – большое счастье! У нас есть огромная привилегия исследовать свое воображение. И если в тебе где-то спрятан некоторый цинизм, нигилизим, ты можешь их отыграть на площадке, не становясь циником или нигилистом в жизни. Вошел и вышел, как замечательно! Ты встречаешься лицом к лицу с разными вариациями самого себя, со своими глубинными чувствами, ты их выставляешь на всеобщее обозрение и выпускаешь на волю. Это своего рода очищение личности. Эдакая терапия.
 
Джулия Робертс, Кэтрин Зета-Джонс и Джон Кьюсак в фильме «Любимцы Америки» Ты от драмы легко переходишь к комедии. Намеренно чередуешь жанры?
Поверь, не специально. Просто, когда сделаешь несколько серьезных работ, хочется отвлечься, сняться в чем-нибудь веселеньком. А после дозы смеха тянет опять на серьезку.

Но больше всего мне нравится комбинировать драму с комедией. Я не думаю о своей работе в терминах жанров. Для меня важен материал, который зажигает мое воображение. А также я люблю работать с людьми, которых я уважаю за их работы в кино. С лучшими в своих профессиях – режиссерами, актерами, операторами.

Ты ищещь материал, или матерал находит тебя?
И то, и другое. Когда что-то ищешь, оно тебя находит.
 
У тебя не первая встреча с отелем в фильме...
...первый был мотель (Identity, 2003), а не отель (смеется). Это большая разница.
 
Как  у актера, который много путешествует по работе, какие у тебя отношения с отелями-мотелями?
Любовь-ненависть (смеется). Отель хорошее место для того, чтобы психически восстановиться или сойти с ума. Это своего рода чистилище, правда? Это место между двумя местами. Ты путешествуешь, ты в Германии, у тебя остановка, но ты просыпаешься среди ночи и не знаешь, где находишься. А на тумбочке у телефона Библия, одна и та же повсюду. В этом что-то есть странное. Номера отелей могут быть довольно пугающими (смеется).
 
Джон Кьюсак в фильме «Быть Джоном Малковичем»У тебя есть что-то такое, что ты всюду возишь с собой?
Интересный вопрос... В последнее время у меня всегда собой Walkman - я люблю слушать музыку. И компьютер, чтобы подключиться к Интернету. Врубишь музыку, войдешь в Сеть - и вроде как дома.
 
Идентификация Джона Кьюсака

Джон Кьюсак очень постарался, чтобы не стать глянцевой голливудской звездой – хотя для этого у него были все необходимые данные. Вместо этого он предпочел амплуа странного, инфернального парня, перспективного пациента психиатра.

• «Быть Джоном Малковичем» (
BeingJohnMalkovich), 1999
В свое время все восхищались Кэмерон Диаз, позволившей себя изуродовать ради этого фильма. Но Джон Кьюсак в роли ее мужа, ничуть не хуже: это слегка безумный кукольник с длинными немытыми волосами, ставящий никому не нужную пьесу об Абеляре и Элоизе. Собственно, это он и открыл портал в голову Джона Малковича.

• «Любимцы Америки» (
America's Sweethearts), 2001
Джон Кьюсак играет самую дорогую кинозвезду Голливуда, который пытается забыть свою давнюю подружку (тоже звезду), но вместо этого влюбляется в ее сестру. Актер явно попал в дамки: главные женские роли – у Кэтрин Зета-Джонс и Джулии Робертс. Интересно, что сценарий писали для Роберта Дауни-младшего, но тот очень «невовремя» ушел в очередной запой.

Билли Боб Торнтон и Джон Кьюсак в фильме «Ледяной урожай» • «Интуиция» (Serendipity), 2001
В отличие от «Любимцев…» эта романтичная комедия – гораздо более камерная, а потому более симпатичная. Джонатан (Кьюсак) влюбляется в девушку из магазина (Кейт Бекинсейл), даже выпивает с ней по чашке шоколада в кафетерии, но потом незнакомка исчезает. Теперь кафе «Интуиция» (Нью-Йорк, 225
East 60th Street) – культовое место, а тот самый шоколад (8, 50$ за порцию) – самый популярный напиток у синефилов.

• «Идентификация» (
Identity), 2003
Своего рода разминка перед «1408». Десять человек набредают дождливой ночью на заброшенный мотель в глубине штата Невада. А потом начинают умирать – один за другим… Внимание, спойлер: герой Джона Кьюсака – настоящий психопат и шизофреник, а все остальные люди – лишь его альтер эго.

• «Ледяной урожай» (The Ice Harvest), 2005
Основательно потолстевший (и ставший, почему-то, похожим на Кевина Спейси), Кьюсак играет здесь провинциального адвоката, который решает смыться из города с приятелем, награбленными миллионами, и звездой местного стрип-клуба (Конни Нильсен). Стоит ли говорить, что у него ничего не получится: Джон Кьюсак идеален в роли обаятельного неудачника.