До Киры Муратовой были “маленькие” и “лишние” люди. После появились “второстепенные”. Наш лексикон обогатился. Хотя, по сути, смысл понятия остался прежним, изменилось только время.

Муратова (“Короткие встречи”, “Астенический синдром”, “Три истории”) любит новые лица и легко идет на эксперимент. На этот раз она сделала ставку на актрису комик-труппы, театрального администратора, модельера и кинорежиссера. Всем им пришлось сыграть в черной-пречерной комедии с элементами нашего российско-украинского доморощенного абсурда.

Доктор вляпался: поехал по вызову, а пациент отдал концы. Хотел домой вернуться, но не тут-то было. По дороге привязалась к нему женщина, попросила “цыкнуть” на “почти мужа”-пьяницу. Доктор даже помочь не успел, как “почти муж” взял и умер. И вот уже засунули покойника в сумку на колесиках и повезли…

После просмотра муратовских “Второстепенных людей” остается устойчивое ощущение дежа вю. При всей экстравагантности формы, искусственной нарочитости актерской игры, ныне столь модной в авторском кино, и ершистости сценария фильм производит впечатление своего рода энциклопедии. Муратова не творит, а коллекционирует. Коэновский черный юмор, бенексовские похождения покойника, триеровский “идиотизм”…

То, что на Западе подается как раздельное питание, у нас сливается в одну кастрюлю. То ли урок для молодых кинематографистов, то ли гуманитарный паек. Такое впечатление, что мы все еще живем за “железным занавесом”, а выездная Муратова нас просвещает. В своем фильме она рассказывает, какое кино у них там бывает, демонстрирует тысячу и один способ показать абсурдность жизни да плюс к этому слегка подтрунивает над современной жизнью Украины “тире” России. Иконы в окладе из елочных гирлянд, дачные поселки с многоэтажными виллами, вырвавшаяся на свободу свинья… Не жизнь - мечта периода постсоциалистического кошмара.