На экраны выходит «Воображариум доктора Парнаса». Фильм, в котором классик современного кино Терри Гиллиам рассказывает о своей борьбе с обстоятельствами, Системой и Судьбой.

Терри Гиллиаму никогда ничего не давалось просто, и у него никогда ничего не бывало просто так. Вспомнить хотя бы его знаменитую антиутопию «Бразилия», которую студия Universal вообще не хотела выпускать в первоначальном виде. В рамках фильма режиссер руками своего героя боролся с Системой тотальной бюрократии, а в реальности Система пыталась дать ему сдачи. Лишь после открытого письма студийному начальству Гиллиам добился своего, и фильм вышел в прокат. Бодался с Системой режиссер и во время работы над культовой лентой «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Гиллиам подключился к работе над этой картиной, когда проект уже был запущен. Он заменил другого человека в режиссерском кресле и полностью переписал сценарий. Однако на выходе Гильдия писателей Америки не разрешила убрать фамилии сценаристов, от которых в фильме не осталось ни слова. Задетый глупостью Системы, Гиллиам предварял первые показы роликом, в котором сообщалось, что в картине вообще не участвовал ни один сценарист. Нелегко далось режиссеру и восьмилетнее молчание после этой ленты...

И вот перед нами «Воображариум доктора Парнаса».Очередная веха в борьбе режиссера с драматическими обстоятельствами. Показательно, что Гиллиам сам придумал сюжет, чего с ним не случалось вот уже два десятка лет, со времен «Приключений барона Мюнхгаузена».

Действие происходит в современном Лондоне. Центральная фигура — собственно доктор Парнас. Когда-то он поспорил с дьяволом, выиграл пари и получил бессмертие. Потом таким же образом обрел и вечную молодость. Но за все приходится платить. Передвижной цирк Парнаса — не что иное, как дьявольская ловушка. В течение многих сотен лет доктор Парнас представляет своим зрителям аттракцион с волшебным зеркалом: пройдя через него, любой может перенестись в мир собственного воображения. Подвох в том, что не всем удается оттуда выбраться, — дьявол ловит их души. Кроме того, доктор Парнас обещал черту во время последнего пари собственную дочь. Теперь пришло время расплаты и... нового пари.

История, рассказанная Гиллиамом, разворачивается в двух реальностях. Самой обычной и той, что открывается людям внутри Воображариума. А так как Гиллиам всегда был гениальным визионером, то каждое из этих воображаемых пространств представляет собой неповторимый мир. И более всего эти миры напоминают кино, отдельные фильмы. Раз так, легко предположить, что доктор Парнас — это и есть сам Терри Гиллиам. Верность этой догадки подтверждают и члены съемочной группы: все они утверждают, что герой и его создатель — одно и то же лицо. А если вспомнить главную интригу сюжета — уберечь дочь от рук дьявола — то и участие в съемках в качестве продюсера дочери Гиллиама, Эми, кажется чем-то большим, чем банальный протекционизм. Тем более, что именно Эми — главная сторонница теории о том, что «Парнас» носит явно автобиографический характер.

Мало того, постоянный оператор Гиллиама Никола Пекорини заявляет, что все элементы новой картины в том или ином виде присутствовали в прошлых лентах режиссера. И речь тут не о самоповторе, а о том, что «Воображариум доктора Парнаса» представляет собой концентрат всего творчества Гиллиама. То есть режиссер задумал этот фильм как некое подведение итогов.

Как это водится у Гиллиама, съемочный процесс обернулся борьбой. Отыграв в половине материала, умер исполнитель одной из ключевых ролей Хит Леджер. Съемки остановились. Никто не знал, что делать. Если раньше Терри Гиллиам в основном сражался с Системой, то теперь на его пути встала Судьба. Но Гиллиам принял бой.

Леджер успел сняться в эпизодах, действие которых происходит в реальности. На бумаге остались сцены Воображариума. И режиссер пригласил сразу трех разных актеров, которые сыграли главного героя в воображаемых мирах: Джонни Деппа, Колина Фаррелла, Джуда Лоу. Нельзя сказать, что это была собственная идея Гиллиама: в 2007-м вышел фильм «Меня здесь нет» (с участием того же Леджера), оригинальность которого заключалась в том, что шесть разных актеров играли разные ипостаси одного-единственного Боба Дилана. С фантазией у Гиллиама всегда все было в порядке — придумать что-либо для него не проблема. А вот вызов Судьбы, когда ты снимаешь фильм про самого себя, — это серьезно. И он, надо думать, с этим справился.