Антиглобалистский фарс от режиссера «Деликатесов» и «Амели».

Дэни Бун

Бэзил (французский комик Дэни Бун) — человек неопределенного возраста и смутных занятий. Мы знакомимся с ним, когда он сидит в видеопрокате и невинно уминая сырок, повторяет каждую фразу за героем Хамфри Боггарта в «Большом сне». Тут неподалеку начинается перестрелка и случайная пуля попадает Бэзилу прямо в лоб. Оперирующий героя хирург решает от греха подальше там ее и оставить — у Бэзила будет побаливать голова, но зато он не станет овощем. Выйдя из больницы, герой обнаруживает, что квартира его занята, вещи все растащены, в родном кинопрокате ему тоже не рады, и отправляется бомжевать. Во всех своих бедах он обвиняет изготовителей злосчастной пули. У него с производителями оружия давние счеты: много лет назад отец Бэзила подорвался на противопехотной мине где-то в Африке, и травма детства прекрасно наложилась на новые беды. Приноравливаясь к уличной жизни, но не теряя достоинства, он знакомится с благородным бродягой по прозвищу Кичман (у того своя странная история — он является один из двух людей в истории, при казни которого сломалась гильотина). Кичман вводит Бэзила в коммуну эксцентричных уличных жителей — среди них: кокетливая женщина-змея, девочка-очкарик, обладающая удивительными вычислительными способностями, амбициозный, но неудачливый человек-пушечное ядро и еще несколько персонажей в том же духе. Бэзил решает поднять своих новых друзей на борьбу с торговцами смертью. Они начинают всячески изводить двух конкурирующих оружейных баронов — как и положено антиглобалистам, используя в своей борьбе за мир довольно беспощадные методы.

«Неудачники» — первый фильм Жана-Пьера Жене за пять лет. И он вполне отвечает затянувшимся ожиданиям. Тут уже привычный странный взгляд — будто бы глаз вылез на затылке или в ухе, те же причудливые, злобновато-нежные персонажи (даже вечный Доминик Пиньон на месте — играет человка-ядро), те же странные механизмы, часто перетягивающие на себя одеяло у героев. И, конечно же, «Неудачники» — гораздо больше уютный конструктор, чем антиглобалистская проповедь. Сделав вместе с Марком Каро, гениальные «Деликатессы» и «Город потерянных детей», Жене стал последовательно превращать в умную безответственную игрушку разные серьезные жанры: фильм ужасов — в «Чужом: Воскрешении», мелодраму — в «Амели», военную картину — в «Долгой помолвке». Теперь Жене добрался до социально-значимой тематики, но волшебный механизм будто бы немного заржавел. То есть честнее было бы сказать так: «Неудачники», как всегда у Жене, довольно виртуозны — но тут появляется ощущение чересчур отработанного фокуса — будто гимнаст идет по канату, а сам думает об ужине