Новый взгляд на четыре природные стихии в киноверсии культового анимационного сериала «Повелитель стихий».

Ноа Рингер, Никола Пельтц и Джексон Рэтбоун восстанавливают справедливость всеми доступными способами

Долгие годы американский режиссер индийского происхождения М. Найт Шьямалан мечтал запустить настоящую многомиллионную франшизу. Экранизация знаменитого мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге» дала ему такой шанс. Если «Повелитель стихий» оправдает прокатные ожидания, нам следует ждать еще как минимум два сиквела.

Сюжет «Повелителя стихий» основан на популярном анимационном сериале, созданном Майклом Данте Димартино и Брайаном Кониецко. Давным-давно племена Огня, Воды, Земли и Воздуха жили в мире и согласии. И поддерживал эту гармонию Аватар — маг, способный управлять всеми четырьмя стихиями. Но однажды Племя Огня объявило войну представителям трех других стихий. Маги Воздуха пытались было противостоять людям Огня, но были истреблены. Остальным народам не оставалось ничего кроме как повиноваться новым властителям мира. В один прекрасный день маг Воды Катара вместе со своим отважным братом Соккой случайно обнаружили замерзшего во льдах мальчика по имени Аанг. Счастью их не было предела, когда они узнали, что он — пропавший сотню лет назад Аватар. Только он может остановить кровопролитную войну и восстановить гармонию в мире. Помимо выполнения трудной миссии, Аангу приходится много учиться и увиливать от приспешников Повелителя Огня и от его отвергнутого сына, принца Зуко.

Когда в 2005 году на канале Nickelodeon впервые показали сериал «Аватар: Легенда об Аанге», мир сошел с ума. Бритоголовый мальчик и его друзья завоевали сердца миллионов зрителей. Весть об экранизации культового мультсериала необычайно взволновала поклонников «Аватара». Но примерно в то же время начали появляться крупинки информации со съемочной площадки фильма, ставшего самым кассовым в истории кино — «Аватара» Джеймса Кэмерона. У киноманов и киноведов мгновенно возник вопрос: как различать эти два шедевра? Спор разрешился с помощью щепетильного Кэмерона: он приобрел права на название «Аватар», поэтому никакой другой фильм так называться уже не мог. Так появился «Повелитель стихий» (впрочем, русская версия названия далека от шьямалановской «The Last Airbender»).

Основным лейтмотивом «Повелителя стихий» является Вода и управление ею

У «Повелителя стихий» есть своеобразный подзаголовок «Книга Первая: Вода». Там где первая, как водится, должна быть и вторая, а то и третья. Сюжет мультфильма обязывает М. Найт Шьямалана и его команду к съемкам продолжения. Дело в том, что по сюжету Аанг успел обучиться лишь управлению Воздухом, остальные стихии для него — темный лес. Именно поэтому львиная доля «Повелителя стихий» посвящена мукам постижения водной стихии Аангом и юной Катарой, которая является единственным магом Южного племени Воды.

Сцены тренировок и боев поражают воображение: каждый «финт» со стихией сопровождается разнообразными телодвижениями, позаимствованными из всевозможных боевых искусств. Наблюдать за пластикой актеров — истинное удовольствие, тем более, что они работают более чем профессионально: Ноа Рингер (Аанг) и Дев Патель (принц Зуко) — обладатели черных поясов по таэквондо. И хотя маги в большинстве случаев непосредственно не касаются своих врагов, их поединки смотрятся вполне в духе старых боевиков с Джеки Чаном.

Абсолютная фантастичность всего происходящего в «Повелителе стихий» принудила Шьямалана прибегнуть к самым современным технологиям для создания высококачественных и впечатляющих спецэффектов. Гигантскими волнами и драконами в наш век никого не удивишь, поэтому режиссерам приходится все больше изворачиваться, приближая к реальности невероятные вещи. Пламя и вода, извергающиеся прямо из рук героев, живописнейшие пейзажи, великолепные древние храмы Воздуха, сказочный ледяной город Северного племени Воды, удивительные животные — все фантастическое реализовано в «Повелителе стихий» с завидной тщательностью.

Ноа Рингер, играющий Аанга — настоящий «повелитель» боевых искусств

Очевидные достоинства визуального ряда «Повелителя стихий» относят его к разряду фильмов «для глаз». На оригинальность и увлекательность сюжета тоже жаловаться не приходится, но все же это скорее заслуга создателей мультсериала, а не фильма. Однако есть все-таки в «Повелителе» и недостатки, которые коротко можно сформулировать так: зрители ожидали большего. Ощущение недосказанности и даже недоделанности присутствует в фильме. Создается впечатление, что Шьямалан и его команда так спешили выпустить фильм в прокат, что забыли пересмотреть отснятый и смонтированный материал, показав зрителям «черновик». Местами глуповатые диалоги, нерешительные действия героев, «скомканность» повествования... В некоторых сценах кажется, что актеры, делая свою работу, краем глаза поглядывают куда-то за спину оператора, пытаясь угадать, все ли в порядке, но не находят там одобряющего или осуждающего взгляда режиссера. От этого возникают этакие неловкие паузы, заставляющие зрителей конфузиться. Порой даже кажется, что кто-то из персонажей рассказывает тебе с экрана несмешной анекдот, реакцией на который может быть только тишина.