Новый фильм классика мирового кино Романа Полански получился мощным, напряженным и по-настоящему захватывающим. Как будто режиссер, доделывавший картину под арестом, помолодел лет на двадцать.

Полански уже отпустили из-под ареста в Швейцарии, но заканчивать «Призрака» ему пришлось, сидючи в тюрьме. Пост-продакшн политического триллера сам проходил в захватывающем ключе: продюсеры слали очередные материалы по фильму курьерской почтой на имя адвоката, а тот носил содержательные передачи зеку-постановщику. На фестивале в Берлине, где Роман Полански удостоился «Серебряного медведя» за режиссуру, картину представляли без него. Съемочная группа сокрушалась сиятельным отсутствием главы и не уставала повторять, что перед нами на сто процентов фильм Полански. Могли бы не тратить слов, рука мастера в «Призраке» и так чувствуется во всем. Причем рука того, кто снял не усталых «Пианиста» с «Оливером Твистом», а Романа, сделавшего «Бал вампиров», «Китайский квартал» и «Неукротимого» с «Девятыми вратами». Редкое, почти забытое сегодня удовольствие смотреть кино, где все детали на своих местах, где люди и вещи появляются в кадре и исчезают ровно тогда, когда нужно, где драматическое напряжение оттенено иронией и где тонкий юмор не отменяет горького осадка от всего происходящего.

Сюжет связан с большой политикой и коварной американской разведкой. Поэтому сразу легко допустить, что для главного героя — скромного литературного негра, работающего над мемуарами отставного премьер-министра, — все может кончиться плохо. И все же, как в любом хорошем детективе, интереснее не заглядывать в финал истории. И не читать перед просмотром первоисточник — роман Роберта Харриса. Кстати, работа над фильмом началась еще до того, как произведение было опубликовано, и кинематографический способ изложения в данном случае вполне на равных соперничает с книжным. А в том, что касается некоторых второстепенных фриков и центрального персонажа, даже, пожалуй, превосходит.

Давно мы не видели в столь отменной форме актера Юэна Макгрегора. Его герой нанят закончить жизнеописание бывшего британского премьера. Коллега, который начал манускрипт, погиб при подозрительных обстоятельствах, и за самой рукописью явно кто-то охотится. Новый автор читает и недоумевает, что же в тексте опасного? Детство, юность, университеты. Влиятельная красавица-жена. Политическая карьера — ну да, со скандалами, вплоть до отставки. Премьеру пеняли, что он поддержал американскую войну в Ираке, закрыл глаза на пытки подозреваемых террористов в застенках ЦРУ и вообще вел себя так, словно являлся американским агентом. После отставки британский «экс» укрылся на уединенном острове в Северной Атлантике. Туда-то в гости к политику и едет писатель, надеясь не только дописать труд, но и покопаться в шкафах, где прячутся скелеты. Отрадно, что глобальные международные проблемы не заслонили здесь простые человеческие. Премьер собрался отдаться международному суду. А герой Макгрегора, на свою голову, решил сунуться в террариум с цэрэушниками и расшифровать загадку мемуаров. Вне зависимости от последствий такого выбора для действующих лиц в выигрыше останется зритель этого по-хичкоковски просчитанного интеллектуального триллера с тревожной музыкой Александра Деспла.