«Московская премьера» – первый московский фестиваль отечественного кино, который пройдет с 29 апреля по 6 мая. На самом деле российское кино в Москве показывают регулярно. Фильмы выходят в широкий прокат, демонстрируются в рамках ретроспектив и мини-фестивалей. Но только «Московская премьера» решает вопрос концептуально, в сжатые сроки, на нескольких площадках. Ее главная цель: показать «наше кино» разом и много. Уже на первом фестивале – «все как у больших»: конкурсная программа, «Арт-линия», специальная программа «Наше новое детское кино» и еще куча ретроспектив вдобавок. Правда, число фильмов в каждой программе пока весьма скромное. Организаторам понравилась цифра семь: семь дней, семь фильмов. Среди названий программ: «Великолепная семерка», «Великолепная семерка «МК»: Семь лет спустя»…

 

Великолепная семерка

Так называется конкурсный показ. На этот раз выбирать лучшего из лучших поручено не умудренным академикам или почтенному жюри, а самим зрителям. Итак, из чего же выбирать будем?

На открытии покажут «Фото» Александра Галина – второй фильм (дебютом был «Плащ Казановы») известного драматурга. Мужская история о «виннерах» и «лузерах» в условиях быстроразвивающегося российского капиталистического общества. Жили-были два друга, когда-то вместе подрабатывали фотографами в городе Саратове, а потом каждый пошел своим путем. Один уехал в Москву и стал миллионером, другой остался в Саратове и потерял все, что имел. Однажды судьба снова свела их…

Следующие две картины конкурсной программы заслуживают особого внимания – «Лунные поляны» Игоря Минаева и «С любовью, Лиля» Ларисы Садиловой. Обе успешно прошли «сертификацию» международными фестивалями, обе получили призы. Обе ленты – по-настоящему новое русское кино, имеющее типичную склонность отечественного кинематографа к психологическим историям и одновременно предъявляющее абсолютно соразмерный времени стиль повествования. «Лунные поляны» – история о влюбленных друг в друга брате и сестре. «С любовью, Лиля» – мелодрама о провинциалке, которой «уж замуж невтерпеж».

Для любителей традиционных зрелищ на «Московской премьере» тоже есть выбор. Прежде всего можно порекомендовать авантюрную комедию «Тартарен из Тараскона» Дмитрия Астрахана. Никаких неожиданностей не предвидится: автор сценария, как всегда у Астрахана, Олег Данилов; в главных и второстепенных ролях толпа знаменитостей (Николай Караченцов, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Елена Захарова). В основе сценария – одноименный роман Альфонса Додэ. Место действия – провинциальная Франция. Главное действующее лицо – толстяк Тартарен, который мечтал о Большом путешествии, но при этом еще ни разу не покинул свой родной городок…

Столь же традиционна комедия «Ключ от спальни» Эльдара Рязанова. С лентой Астрахана ее роднит не только жанр, но и тысяча других мелочей. Куча звезд: Евгения Крюкова, Сергей Маковецкий, Николай Фоменко, Сергей Безруков. Устоявшийся, немного старомодный взгляд на кино вообще. «Ключ от спальни» – фильм-анахронизм. Милая и одновременно вызывающая сочувствие комедия.

 

Повторение пройденного

Ряд картин конкурсной программы уже можно было видеть в кинотеатрах. Еще до фестиваля в прокат вышли «Кармен» Александра Хвана, «Шик» Бахтиера Худойназарова и «Русский ковчег» Александра Сокурова. Наличие их на «Московской премьере» не может не вызвать легкое недоумение. Хотя с российским кино в ситуации весьма ограниченного проката любое повторение пройденного только на пользу.

Итак, для тех, кто еще не видел непремьерных фильмов «Московской премьеры». «Кармен» – знаменитая новелла Мериме на новый лад: роковая цыганка становится заключенной женской колонии, а Хосе – милиционером Сережей. «Шик» – история трех друзей, мечтающих о костюме из бутика как о заветном пропуске в достойную взрослую жизнь. И, наконец, «Русский ковчег». Картина Александра Сокурова в комментариях не нуждается: полтора часа съемок в питерском Эрмитаже – акция в истории кино беспрецедентная.

 

Нелюбимое кино Хрущева

Главные внеконкурсные программы – «Арт-линия» и «Наше новое детское кино». По подбору фильмов ситуация здесь напоминает конкурс: несколько действительно премьерных картин разбавлены уже шедшими в прокате лентами. Для детей приготовлены девять выпусков «Ералаша» и шесть полнометражных фильмов. Из повторения прошлого – «Вовочка», «Повелитель луж», «Спартак и Калашников». Кроме того – еще три фильма из детского житья-бытья: «Радости и печали маленького лорда» – картина о восьмилетнем мальчике, мечтающем узнать побольше о собственном отце; «Сверчок за очагом» – вольная экранизация повести Чарльза Диккенса; «Челябумбия» – история обыкновенного парнишки из Челябинска, ставшего актером детского кукольного театра.

«Арт-линия» – кино для продвинутых. Здесь можно будет увидеть «Гололед» Михаила Брашинского, «Смеситель» Александра Шейна, «Цветущий холм среди пустого поля» Андрея Эшпая и сразу всю фильмографию (состоящую из двух картин) Натальи Погоничевой – ленты «Как я провела лето» и «Теория запоя». Любителю подлинных кинематографических редкостей можно посоветовать сосредоточиться прежде всего на дебютных картинах. Их в программе четыре. «Кострома» Валерия Сурикова – жизнь сибирского края глазами и ушами стриженой деревенской девки. «Накануне» Рамиля Салахутдинова – день искушения престижной высокооплачиваемой работой, пережитый одним рядовым врачом из захолустья. «Оторви да брось» Жанны Соколовой – черно-белая короткометражка о пятилетней девочке, взявшей на себя ответственность за целую семью. «Практика» Андрея Макарова – мелодрама об отношениях пациента психбольницы и студентки-практикантки.

И, наконец, ретроспективы. Любителям старого кино на большом экране посвящается! Самая оригинальная из представленных тематических подборок – программа «Московский адрес». Оказывается, выбирать кино можно по карте: «Дом на Трубной», «Застава Ильича», «Красная площадь», «Страстной бульвар»… Ткнули пальцем в клубок московских улиц и площадей, купили билет и все узнали. Например, об одной очень знаменитой советской картине, по поводу которой Никита Сергеевич Хрущев в свое время проворчал: «И что за фильм: три парня и одна девушка все время ходят и ничего не делают».