На экраны выходит «Служебный роман. Наше время» — ремейк культовой советской картины. Мы решили выяснить, в чем сходства и отличия двух фильмов.


Реакция на новость о том, что вот-вот появится «Служебный роман-2», была неоднозначной. «Служебный роман» – «наше все», как «Ирония судьбы», «Белое солнце пустыни» и «Каникулы Петрова и Васечкина». Даже к ремейку «Броненосца «Потемкина» зритель, кажется, отнесся бы благосклоннее. Но не все так страшно. Новый «Роман» не копирует старый. Это другая история, более современная и актуальная, в которой тем не менее нашлось место и товарищу Новосельцеву, и «самодуре» Калугиной.

Мало кто помнит, что до фильма Эльдара Рязанова была пьеса «Сослуживцы», написанная в 1971 году и поставленная во множестве советских театров. Но народным стал именно фильм, вышедший на экраны в 1977-м. Его моментально растащили на цитаты, его ждали накануне 8 Марта – ТВ-начальство любило показывать «Служебный роман» в этот день. Новая версия тоже выходит в марте: традиция.

Поскольку главной задачей авторов было осовременить сюжет, многое изменилось. Статистическое учреждение советских времен превратилось в рейтинговое агентство, а товарищ Новосельцев получил вполне респектабельную профессию финансового аналитика. Но выглядит он все равно как застенчивый интеллигент. И он по-прежнему отец-одиночка – хотя вместо «мальчика… и еще одного мальчика» Анатолий Новосельцев получил в наследство от первого брака двух девочек.

1 Новосельцева сыграл Владимир Зеленский – он был чуть ли не единственным претендентом на эту роль. Гораздо больше времени искали Калугину – Зеленскому устроили пробы со множеством актрис. Лучше других оказалась Светлана Ходченкова, и это стало большим сюрпризом: «нашу мымру» представляли совсем другой.



2 «Немолодая, некрасивая, одинокая женщина», которая «вообще не женщина, а директор», в новой версии стала классической красавицей. Авторы фильма оправдывают это тем, что современная деловая женщина просто обязана выглядеть хорошо. Что касается возраста – героине Рязанова было всего только 35 лет, Светлане Ходченковой – 28, не такая уж большая разница. Современная «мымра» по-прежнему ездит с водителем – вот только не на «Волге», а на «Бентли» (что тоже отделяет ее от простых смертных, как и в конце 70-х). Она предпочитает аксессуары марки Chanel, и вместо «веника» из чахлых гвоздик получает от Новосельцева шикарные красные розы – все-таки сейчас он может их себе позволить.


3 Правда, теперь Людмила Прокофьевна знает, что такое «блейзер», не стесняется «вызывающих» сапог и не прячет ноги под макси-юбкой. Ей уже не нужны уроки секретарши Верочки, ну, разве что насчет походки – современная бизнес-леди, как и 35 лет назад, «чешет на работу, как сваи заколачивает».

Но и секретарша Верочка стала другой. Она сменила пол: теперь это секретарь Вадик (Павел Воля). Он мечтает быть модельером, носит желтую майку с Че Геварой, болтает по телефону и все так же сплетничает. Взятки остались без изменений – но если в оригинале Верочку подкупали блоком «Мальборо», то теперь это чай и шоколад с перцем известной марки.


4 Вторая пара из «Служебного романа» с куда более прозаической, грустной, историей – Юрий Самохвалов и Олечка Рыжова. В оригинале эти роли исполнили Олег Басилашвили и Светлана Немоляева. В «Служебном романе-2» Самохвалова играет Марат Башаров, Олю – Анастасия Заворотнюк, и их герои существенно изменились. Во-первых, сценаристы лишили Юрия жены (которая, если помните, была «красавицей и прекрасно готовила»). Свободной стала и Оля. Но суть осталась той же. Самохвалов, хотя и холостяк, по-прежнему эгоист и карьерист. Стиль элегантного денди, только что вернувшегося из командировки в Женеву, сменился на эпатажно молодежный: новый Самохвалов носит длинные волосы, серьгу в ухе и приезжает на работу на мотоцикле. Свое повышение он отмечает не дома, а на выездном корпоративе в Турции (половина фильма проходит именно там).


Возможно, авторам нового фильма удастся не только не испортить старую историю, но и придать ей совершенно свежее звучание. В конце концов у шедевра Рязанова, как и у Людмилы Прокофьевны, такая безупречная репутация, что его уже давно пора скомпрометировать.