Безапелляционное возвращение шпионов-пенсионеров в мир оружия и взрывов в комедийном боевике «РЭД».

Роберт Швентке — практически новичок в большом кино. Его путь от малобюджетных немецких фильмов к работе с кинозвездами первой величины оказался весьма коротким. Сняв свои первые полнометражные картины в Германии, он отправился покорять Голливуд. Пригласил в свою «Иллюзию полета» Джоди Фостер и сделал неплохой психологический триллер, критиками, впрочем, встреченный довольно холодно. В 2008-м Швентке снял фантастическую комедийную мелодраму «Жена путешественника во времени», понравившуюся зрителям. Уже следующим его шагом стала экранизация мрачных комиксов Уоррена Эллиса и Калли Хамнера про агентов ЦРУ на пенсии.


Один из них — Фрэнк Мозес — со скрипом принимает тот факт, что карьера одного из лучших шпионов в истории ЦРУ позади, а дальше его ждет только унылая и одинокая старость. Чтобы избавиться от этих гадких мыслей, он целыми днями названивает молодой любительнице приключений Саре, работающей в пенсионном фонде. Однажды посреди ночи к Мозесу врываются неизвестные в масках и превращают его дом в буквальном смысле в решето. «Крепкий орешек» от пуль, конечно, уворачивается, но теперь его терзают сомнения: кому понадобилось его убивать, и как теперь защитить свою подружку Сару. На помощь Фрэнку приходят бывшие коллеги — 80-летний любитель женских прелестей Джо, чудаковатый параноик Марвин, до смерти боящийся техники, и матерая снайперша Виктория.

Внушительный состав актеров, включающий в себя Брюса Уиллиса, Моргана Фримана, Хелен Миррен и их главного антагониста Карла Урбана (Эомер из «Властелина колец») выделяет «РЭД» из общего числа комедийных боевиков про бравых агентов ЦРУ. Актеры с явным удовольствием влезли в образы списанных «крутышей», которых все вокруг воспринимают исключительно как старых развалин, но при этом сохранили такое величественное достоинство, что невольно убеждаешься — старость надо уважать... иначе она достанет огромный пулемет и начнет палить в разные стороны.

Честно говоря, если бы не актеры, сказать о фильме «РЭД» было бы ровным счетом нечего. Вполне предсказуемый сценарий, достаточно интересный, чтобы не нагнать скуку, и достаточно простой, чтобы не засорять мозги зрителям. Головокружительных трюков и спецэффектов ждать не стоит — все-таки речь идет об агентах преклонного возраста, старающихся избегать прыжков с крыш небоскребов. Хотя в первой половине фильма есть поистине шикарный эпизод, напоминающий тот самый впечатляющий момент из бекмамбетовского «Особо опасен», когда герой Джеймса Макэвоя залетает в машину, пока она крутится вокруг своей оси. Не обошлось и без главного штампа практически всех боевиков про ЦРУ. Да-да, речь идет о русском шпионе Иване, глушащем водку не морщась и всегда имеющем при себе меховую шапку.

Несмотря на все эти набившие оскомину банальности, «РЭД» — очень позитивное кино. Не боясь критики поклонников комикса, далеко не такого веселого как фильм, Швентке превратил мрачную и жестокую историю в забавное приключение из жизни крутых ребят. Картина от этого только выигрывает. Невозможно не улыбнуться, глядя на умильного психа Джона Малковича с плюшевой розовой свиньей под мышкой. А ведь на такого персонажа смотреть куда приятнее, чем на реки крови и горы трупов.