В понедельник в Москве прошла церемония вручения кинопремии «Ника». Абсолютным триумфатором стал «Географ глобус пропил» Александра Велединского.

«Географ глобус пропил»

 

Лучший фильм; лучшая режиссура; лучшая музыка; главная мужская роль, главная женская роль

Закономерный триумф фильма, сам факт появления которого внушает надежду, что дела в российском кинематографе могут пойти на лад. Не эстетическая революция, и не новое слово в жанре, экранизация повести Алексея Иванова — скорее уж старомодна, поскольку интонацией напоминает поздне-советские рефлексирующие драмы вроде «Полетов во сне и наяву». Картина подчеркнуто камерна, по-хорошему беспонтова и никого не хочет кассово победить (в отличие от лязгающего гусеницами «Сталинграда», который получил призы в технических номинациях — тоже, впрочем, заслуженные), не обещает счастья, но и не погружает нас в  тотальный мрак, как это любят и умеют делать режиссеры условной «новой русской» волны. Грустно-оптимистической, морально небесспорной истории пьющего провинциального учителя Служкина как будто свободно могло и не быть, и тем ценнее, что она-таки есть. Объективно лучший фильм режиссера Велединского и лучшая же за последние годы роль Хабенского.

«Горько!»

Лучший дебют

Фильм-рекомендация, как ни в коем случае нельзя отмечать свадьбу (по сюжету предлагаются два, не уступающих друг другу в апокалиптичности, варианта). Самое смешное русское кино года — не только шуточки, но скорее уж трагикомедия; в бездонную душу русского народа создатели вглядываются почти по-гоголевски, со смесью любви и отвращения. Кто-то увидел в дебюте Гоши Крыжовникова угольно-черный пасквиль, кто-то — первый образец российского экранного мейнтстрима, худо-бедно пересекающийся с реальностью. На рупор дефицитной национальной идеи «Горько!» не тянет, но аудиторию консолидирует будь здоров: когда в финале едва не поубивавшие друг друга герои в милицейском автозаке затягивают «Утоли мои печали, Натали», что-то екает в груди и у условного простого зрителя, и у рафинированного эстета, который прежде факт существования русского коммерческого кино не замечал в упор.

«Роль»

Лучший сценарий

В отличие от «Географа» и «Горько!», психоделическую историю русского актера, в первые дни революции бежавшего за границу, а затем вернувшегося в Россию, чтобы не на сцене, а в жизни сыграть роль убитого красного командира, своего мистического двойника, никак не отнесешь к категории «кино для всех». Награда, впрочем, заслуженная: сценарий Павла Финна и Константина Лопушанского не по-сегодняшнему добротен, затейлив и изобретателен. А что картина получилась несколько не жизнеспособной, так это для такого рода изящных и хрупких вещиц — явление вполне обыкновенное. 

«Труба»

Лучший документальный фильм

Как и «Горько!», «Труба», в общем-то, тоже от том, что всех нас объединяет — о трубопроводе «Уренгой — Помора — Ужгород» и формах русской жизни, что так или иначе лепится вокруг главной экономической артерии страны. Не очернительство, избави бог, но и не парадная презентация: бедность худо-бедно органично соседствует с богатством, добро со злом, веселие с горем: с похорон да на концерт песни и пляски, с коровьих родов — в крематорий. Скорее уж государственник, чем оппозиционер, Виталий Манский в глазах зрителей по-прежнему остается самым лучшим российским документалистом. По крайней мере, самым известным.