Люди готовы смотреть любую чушь при условии, что в нее не надо верить. Американец Мэттью приезжает в 1968 году в Париж учить язык, влюбляется в кино, становится завсегдатаем Синематеки и другом двойняшек Изабель и Тома, таких же синефилов, как и он. В день, когда власти прикрыли Синематеку, жизнь троицы круто изменилась: в знак протеста ребята разыгрывают в реальности эпизоды из любимых фильмов и вскоре от игр переходят к сексуальным оргиям…

Бертолуччи умеет соединять камерную «лавстори» с эпическим размахом и политическими лозунгами. Рассматривая мельчайшие детали «Мечтателей», можно медитировать часами, заражаясь киноманией героев. Медитировать, не принимая сам фильм близко к сердцу, поскольку даже от самых откровенных сцен веет холодком. За холод в ответе Гилберт Адэр, по роману которого поставлена картина.

Гении кино нередко вдохновлялись романами средней руки. Но в данном случае посредственная книжка не привела к киношедевру, как цитаты из великих мело-драм не превратили секс героев в любовь. В «Мечтателях» бунт вписался в рамки фривольного каникулярного сочинения.

Зато те, кто посмотрел эту картину, больше никогда не будут путать киноманов с фанатами Бергмана и Антониони: от простых смертных синефил отличается тем, что помечает в программе то, что он уже видел, а не то, что стоит посмотреть. Потому что для киноманов любой фильм достоин просмотра, их даже прозвали «синематечными крысами» – за всеядность. Кем бы вы ни были, напротив «Мечтателей» крестика не ставьте.