В январе прошла премьера продолжения сериала «Молодой папа», в котором нового римского папу Иоанна Павла III сыграл Джон Малкович. Несмотря на то, что Паоло Соррентино, в первую очередь, — визуальный режиссёр, музыка играет для него очень важную роль. Сериал состоит из бесконечного количества отсылок, в том числе музыкальных. Композитор Олег Крохалев рассказывает о нескольких интересных деталях, которые вы могли пропустить.

Также 6 марта в Новом Пространстве Театра Наций пройдет концерт Simple Music Ensemble, которые представят программу из треков, звучащих в первом сезоне «Молодого папы».

Сочетание несочетаемого

У Соррентино есть особенная черта при выборе музыки — для него нет ничего запретного. В соседних сценах встречаются настолько разные треки, что это не может быть случайностью. Режиссёр сознательно работает с эстетикой китча. Достаточно вспомнить две первые сцены «Великой красоты», в которых созерцательно-мрачная красота пения ансамбля Torino на фонтане Аква Паола сменяется клипом-вечеринкой под песню Боба Синклера. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube  

Подбор музыки у Соррентино чаще всего проходит во время монтажа. Композитор, режиссёр и всевозможные ассистенты имеют право предложить подходящую музыку, что отчасти объясняет неожиданные соседства вроде Дина Бланта и Шуберта. Режиссёр впервые начал так свободно работать с музыкой в фильме «Изумительный» (Il Divo). В нём Соррентино выступает больше как диджей, чем режиссёр, и загоняет разные звуковые среды в общую музыкальную форму. Фильм открывает сцена убийства политических деятелей под песню Toop Toop рок-группы Cassius, а одна из самых знаковых сцен фильма — прогулка премьер-министра, разворачивается на фоне «Паваны» Габриэля Форе.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube  

Apple Music | Яндекс.Музыка YouTube  

Патимейкер

В «Молодом папе» (и «Новом» тоже) балансировка между жанрами тоже становится очень важным стилистическим элементом. В первом сезоне сериала звучит около 80 произведений, во втором - около 60. Помимо музыки, специально написанной композитором Леле Маркителли, в сериале используются очень разные сочинения — от пост-рока и электроники до хоралов и современных духовных произведений. В одном из интервью Соррентино говорит, что самым сложным оказался поиск правильной пропорции, потому что возникает риск «банального эффекта радиостанции», когда нужен «микшер для управления эмоциями».

Танцевальная или электронная музыка в сериале выбрана не за смысловую самодостаточность, а за способность точно встроиться в визуальный ряд с минимальным отвлечением внимания. Соррентино нравится, когда музыка почти не меняется и есть лишь легкие вариации. Но даже в этих случаях режиссёр тщательно её отбирает. Такие вот статичные песни с лёгкостью заполняют сцену, и получаются отличные клипы. 

Паоло Соррентино — гениальный клипмейкер. В привычном понимании клипа у него есть только одно музыкальное видео, и то пародийное. Это сцена эксцентричного сна из фильма «Молодость».

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Музыка трейлеров и титров

Кроме выверенных и герметичных музыкальных сцен внутри сериала, Соррентино внимательно продумывает трейлеры и, конечно же, титры. В трейлерах он использует очень простую и яркую музыку, название или текст которой оказывается важнее музыкальной семантики. В проморолике первого сезона «Молодого папы» используется композиция Beat the clock («Обогнать время») Макса Кэмерона, в которой, кроме прямолинейной иллюстрации идущего времени, больше ничего не происходит. 

SoundCloud | YouTube

Второй тизер к «Новому папе» можно назвать лучшим музыкальным трейлером в карьере Соррентино. В нём идеально всё: от песни бельгийско-карибской исполнительницы Charlotte Adigery до точного тайминга кадров и слов. Выбор песни, разумеется, не случаен. Мнемоническая фраза zandoli pa té ni pat переводится с креольского как «у ящерицы не было ног» и ритмически отсылает к западноафриканским танцам gwo ka. Последующий текст исполнительница объясняет сама: «Если вы устали, и у вас не осталось никаких надежд, отбросьте всё, что в конце не будет иметь никакого смысла». Так, тизер через песню почти пересказывает нам сюжетную линию Иоанна Павла III.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Для официального трейлера «Нового папы» режиссёр выбирает песню с очень похожим комфортно-нейтральным звучанием. Текст песни Pleasant французского диджея SebastiAn, зачитанный Шарлоттой Гензбур, — прямая речь (и даже мольба) об отчаянной попытке выбраться из «логова» удовольствий.

Apple Music Яндекс.Музыка | YouTube 

Титры «Молодого папы» уже стали самостоятельным произведением искусства. Медленный экскурс по истории церкви через призму изобразительного искусства (от старинных работ до скульптуры Маурисио Кателлана) поддерживается двойным ремиксом на песню Боба Дилана All along the Watchtower. Первую версию этой песни сделал Джими Хендрикс. Британский рэпер Devlin написал ремикс на кавер Хендрикса. Для Соррентино чрезвычайно важно было найти музыку, пережившую несколько трактовок, поскольку история развития церкви представляется ему историей толкований. Ещё один очень важный и красивый момент в том, что поэтичный текст Дилана как бы теряется и рассеивается в процессе множества пересказов.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

В «Новом папе» эта музыка появляется только после выхода Пия XIII из комы, а до этого в течение нескольких серий мы видим прямо-таки композиторскую работу режиссёра. Из серии в серию Соррентино тасует изначально заявленные элементы: неоновый мерцающий крест, танцующих около него монахинь в ночных рубашках. Если в первой серии камера плавно приближается к кресту, то в следующих сериях мы видим танец с разных ракурсов, количество участников сцены меняется. Подобная смена ракурсов компенсирует исключительно развлекательную заставку второго сезона. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Работа композитора

Внутри сериала всё выстраивается не так эклектично. Режиссёр и композитор продумали систему рефренов, которые помогают воспринимать общую форму как единое целое. Один из таких рефренов — Logan's Loop композитора Эндрю Бёрда. Сам Соррентино в интервью говорит: «Его музыка — комбинация игры и интеллекта, которая мне очень нравится. Он создает умную музыку, в которой есть легкая душа. Это довольно редкое сочетание для современной музыки. Часто легкая песня музыкально не имеет никакого смысла».

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Основную часть музыкального наполнения (а, скорее, заполнения) сериала на себя берёт саундтрек. Музыка Леле Маркителли выполняет функцию «цементирующего раствора», в который вмонтированы другие сочинения. Всё, что хорошо сочетается с остальным, само по себе должно быть или безлико, или иметь в себе уже существующие элементы. В этом смысле композитор идеально выполняет поставленную задачу — он не мешает другой музыке. С другой стороны, в идеальном мире, Маркителли мог бы работать над созданием формы вплотную вместе с режиссёром (или даже параллельно) освобождаясь от необходимости писать «фон для картинки». Может и не получилось бы потом выпустить альбом на iTunes, как это сделали создатели сериала. Музыка могла бы жить такой же сложной жизнью, как сценарий или работа оператора. В «Молодом папе» среди всех написанных треков есть только один намёк на композиторскую индивидуальность. Это тема кардиналов.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Самое интригующее в ней — сами тембры. Композитор использует сэмплы из простой и общедоступной программы для создания музыки — Garage Band, в которой каждый человек, с образованием или без, может что-то написать. Эффект срабатывает только если внимательно вслушаться. Это само по себе уже красиво и открывает возможности для трактовок. Музыка автоматически перестаёт жить, превращаясь в её имитацию. Она только притворяется настоящей. 

Одним из основных рефренов второго сезона становятся части из виолончельных сюит Баха в аранжировках музыканта Питера Грегсона, в первую очередь, жига из шестой сюиты. Это требует уже совсем другой композиторской тактики, поэтому Маркителли меняет инструментарий и от ритмичной электроники переходит к струнным.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Внутренние референсы

С «внешней» музыкой композитор и режиссёр время от времени работают несколько тоньше. Один из самых известных эпизодов «Папы» — флэшбек в детство папы Пия XIII, в котором молодая сестра Мария играет в баскетбол под песню одной из культовых групп эпохи хиппи Jefferson Airplane. С одной стороны, в этой сцене в монастыре режиссёр лишается возможности визуального указания на время, и эту функцию выполняет музыка. Если мы вспомним, что родители Пия XIII были хиппи, а сестра Мария стала его материнской фигурой, то песня приобретёт ещё одну причину для появления. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

В «Новом папе» Соррентино пробует идти дальше в сторону соединения контрастных материалов. В сцене сбора кардиналов на конклав создаёт свой собственный микс из григорианского хорала и «Второго хора прачек» из неаполитанского мюзикла «Кошка-Золушка» (La Gatta Cenerentola) композитора Роберто де Симоне. Мюзикл исполняется на специфическом диалекте, который сами итальянцы в этой песне разобрали бы с трудом. Ну, не любит Соррентино кардиналов, что поделать. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

За духовную, «серьёзную» сторону «Молодого папы» отвечают сочинения Петериса Васкса, Мечислава Вайнберга, Арво Пярта, Габриеля Форе и Джона Адамса. Некоторые произведения оказываются тесно привязаны к образам. Так, Lamentate Арво Пярта, посвященное Анишу Капуру и вдохновленное его скульптурой «Марсий», в сериале становится таким «лейтмотивом размышлений» Пия XIII и звучит в одной из самых важных серий — пятой. В ней папа Пий XIII обращается к кариналам в Сикстинской капелле. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Ещё одно сочинение, Четвертый квартет Петериса Васкса, так же часто появляется в сериале. Он открывает пятую серию, которая начинается с метафорической ночной прогулки Пия XIII по Венеции и «встречи» с уплывающими на пароходике родителями. Несколькими сериями ранее эта же часть квартета сопровождает эпизод, в котором мы наблюдаем за кардиналом Войелло, ухаживающим за своим воспитанником — мальчиком-инвалидом Джероломо. Соррентино делает этот квартет лейтмотивом невыраженной и молчаливой любви.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Вторая часть «Наивной и сентиментальной музыки» Джона Адамса звучит в двух важных фрагментах. Первый — флешбек, в котором молодой Ленни сбегает на поиски своих родителей. Второй раз музыка звучит в последней речи Пия XIII на балконе собора Св. Марко в Венеции, где папа теряет сознание и впадает в кому, а зритель прощается с героем первого сезона. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Финальная претензия

Соррентино довольно трудно упрекнуть в неосознанном или безвкусном выборе музыки для фильмов и сериалов. Однако то, как он с ней работает, часто оказывается не таким продуманным, как другие элементы. У Соррентино не всегда получается работать с музыкой, как с «микшером чувств». Визуальный мир для Соррентино намного важнее музыкального, и, в большинстве случаев, музыка оказывается просто удобной и не раздражающей подложкой. Это касается и китчевых вставок, чаще всего ограничивающихся клубной музыкой, и более сложных треков, граница которых проходит по Пярту, Владимиру Мартынову и Джону Адамсу. 

Выбор Соррентино иногда лавирует на границе с компромиссом, из-за которого музыка теряет способность создавать дополнительный смысловой пласт. С одной стороны, это проблема выбора средств, доступных массовому зрителю и сознательная игра с популярными в культуре референсами. С другой — настолько тонкий автор, как Соррентино мог бы только выиграть от более пристального внимания к сложному звуковому миру, населяющему его работы. 

Финальные титры

Что у Соррентино получается действительно хорошо — работать с музыкой как с саундтреком к видеоинсталляции. В случае финальных титров, Соррентино работает именно как художник, создавая кинетические скульптуры из уже знакомых образов. Подобный приём есть, например, в 8 1/2 Феллини, где все герои фильма в финале танцуют по кругу на съемочной площадке. В первом сезоне самые запоминающиеся титры — танец премьер-министра Гренландии в пустом зале папского дворца. Наверное, Соррентино так понравился этот приём, что в «Новом папе» похожих танцев становится намного больше.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: