Арт Москва — когда-то крупнейшая ярмарка современного искусства в Восточной Европе, которая ежегодно проходила в ЦДХ с 1996 по 2013 год. В прошлом году ее возродили, переименовав совместную выставочную программу Российского Антикварного Салона с Ассоциацией Галерей современного искусства. С 13 по 17 апреля ярмарка прошла в выставочном зале Гостиного двора под патронажем Министерства Культуры РФ. В огромной экспозиции, как и в прошлом году, ужились представители антикварных салонов, ювелирных домов, дизайнерских студий и галерей современного искусства. Екатерина Чернова рассказала о том, что на ярмарке представили последние.

Сегодня современное искусство в России столкнулось с недостатком институциональной определенности. Работа с зарубежными художниками и коллекционерами приостановлена — международные проекты стали убыточными, а логистические сложности зачастую непреодолимы. Однако есть исключения: например, Полина Аскери в ходе дискуссии на форуме Арт Москвы сообщила, что галерея «Askeri» продолжает работать со всеми зарубежными резидентами.

Несмотря на сложные обстоятельства, требующие анализа, обсуждения и прогнозов, центральным объектом внимания организаторов и посетителей остается искусство. Наиболее ярким доказательством служит недавнее обвинение Олега Кулика со стороны Госдумы (апдейт: художник проходит как свидетель дела). Безусловно, этот инцидент скажется на активности коллекционеров, но пока непонятно, как именно — мнения о росте или снижении востребованности современного искусства на рынке и ранее были резко поляризованы.  

В самом конце выставочного зала был представлен проект «Русская античность» Николая Полисского, скульптора и основателя крупнейшего арт-парка в Николо-Ленивце. Серия скульптур представляет собой опорные конструкции, собранные из прутьев орешника. Художник, таким образом, переосмысляет античную ордерную систему, переводя ее «на русский язык». Работы также можно было увидеть на персональной выставке Полисского в галерее ГУМ-Red-Line в прошлом году.  

Среди крупных художников, старожилов совриска, представленных на ярмарке Арт Москва, Константин Латышев, участник группы «Чемпионы мира» (коллективная выставка проходила в ММОМА в начале этого года). Художник работает с образами массово тиражируемой продукции — его многочисленные остроумные принты напоминают марки, сувенирные наклейки, уличные граффити и советские плакаты.

Большая часть художников, чьи работы были представлены на ярмарке — молодые, пока известные в узких кругах. Художник Алексей Азаров, представленный галереей 11.12,также работает с образами массового производства. Его сатирическая манера напоминает соц-арт, работы Виталия Комара и Александра Меламида. Фигура вождя здесь тоже очень актуальна.

Александр Жерноклюев обращается к наследию гораздо более традиционного искусства, но делает это достаточно свежо. В серии «Исследования старых мастеров. Веласкес», из которой три работы были представлены в павильоне «Planz.gallery», художник сталкивает глубокое историческое прошлое с опытом современности или недавнего прошлого. Смело «кадрируя» композиции старых мастеров, Жерноклюев демонстрирует то, как видит их современный зритель — выхватывая из потока информации.

Художница от галереи «Syntax» Наташа Стручкова использует похожую тактику, сталкивая привычное обрамление живописного полотна и эффект 3D-изображения, созданного в технике лентикулярной печати. Имя художницы уже крепко утвердилось в пределах арт-рынка и галерейного дела. Еще в 1990-е она увлеклась постинтернет искусством, и сегодня продолжает менять свой стиль и экспериментировать. 

Екатерина Емельянова, художница с искусствоведческим бэкграундом, представила несколько работ из проекта «Unlocked» в павильоне «Askeri Gallery». Каждая представляет собой лайт-бокс высотой в человеческий рост, вместо традиционного экрана лицевая поверхность покрыта ситом — так объекты, изображенные в технике полиграфической печати и расположенные внутри бокса, трансформируются в зависимости от передвижений зрителя. Таким образом художница постулирует возможность свободы восприятия и суждения.

Егор Остров (галерея «a-s-t-r-a») в своей практике исследует поле взаимодействия зрительского взгляда и внутреннего ритма изображения — будь то живописное произведение из эпохи ренессанса или классицизма или тиражируемая журнальная картинка. Художник работает в авторской технике, в основе которой лежит линейный растр, преобразованный с помощью компьютерных технологий. Особенно важная деталь исполнения — сохранить неискаженное изображение. Такой перфекионистский подход связан с попыткой соединения прошлого и будущего без потерь с обеих сторон. 

А вот Мария Казун использовала традиционный ремесленный способ создания произведения, поработав совместно с венецианскими мастерами стекольного дела, сотрудниками завода Мурана. Две скульптуры из серии автопортретов 2005 года, представленные галереей Е. К. АртБюро, суть выражение самоощущения художника — восприимчивого, хрупкого, подобного оголенному нерву. Множество ветвей этого «нерва», подобно антеннам, направлены в реальный мир. 

Художник Владимир Григ использует стекло в авторской живописной технике: в его работах изощренные или плоские формы из стекляруса приобретают роль в геометрической и цветовой композиции. Сюжеты наследуют опыту советской школы иллюстрации — сновидческие, мечтательные. Серия небольших работ Грига была представлена галереей Гридчинхолл.

Серия «Тактильных скульптур» Елены Артеменко (галерея Е. К. АртБюро) можно отнести к редкому виду искусства, рожденного на пересечении с кинестетическим и гоптическим восприятием. Мягкие податливые формы (самолетик или фрагмент человеческого лица) отсылают в лучшим образцам скульптурной пластики и в то же время предполагают гораздо более интимный контакт. Само условие прикосновения (все еще редкое для выставочной практики) открывает возможность зрителю повторить жесты моделировки объема — иными словами, почувствовать опыт художника иначе, не так, как мы все привыкли. 

Интерактивная и как бы приватная работа художницы Аси Заславсякой «Я не знаю, что будет завтра / Календарь» от галереи МассАрт — пример многослойного концептуального искусства, которое при всей своей сложности позволяет войти внутрь, понять замысле на интуитивном уровне. Композиция очень простая: минимально обрамленное зеркало отмечено небольшим красным прямоугольником на поверхности — это отметка текущего дня в календаре. Зритель, внимание которого зацепила эта работа, становится ее участником. Художницы стремится таким образом каждому, кто увидит эту вещь, задать вопрос: насколько хорошо мы осознаем, какой процент нашей жизни занимает длительность одного дня? 

В павильоне галереи «a-s-t-r-a» была выставлена небольшая скульптура из алюминия, фарфора и каменной массы — работы художницы Дишон Юлдаш, по совместительству основательницы галереи «Issmag». Дишон работает с новой эстетикой, с очередным крупным этапом переосмысления безобразного в искусстве — в ее работах прослеживается связь с биоморфными формами, цифровыми багами и всем тем, что мы чаще всего воспринимаем как досадный раздражитель глаза. И этим она безумно интересна.

Художник Павел Бушуев (галерея «a-s-t-r-a») работает чаще всего в черно-белой графике. Он находит предмет для художественного исследования в «междисциплинарной» области — на пересечении академической графики и современной эстетики. Его работы фокусируют внимание на границах «нормальности», субъективного суждения и нередко уводят в мистицизм, область метаморфозы и глубинной деформации человеческого «Я».

Яркие живописные работы Кирилла Кипяткова были представлены галереей современного искусства «ЛУЧ». Художник выбирает самые обыденные сюжеты из области реализма: спортивные игры, корабли, сенокос, бабушкин сарафан, цветочная клумба. Однако почти каждая композиция рождается в диалоге с опытом фовизма, исторического авангарда и сурового стиля. Отдельные приемы из супрематистских композиций и сцен современного производственного быта насыщают графичный стиль Кипяткова и придают его работам особое эстетическое качество. 

Особая рубрика в экспозиции Арт Москвы в этом году — павильон, отобранный представителями международного аукционного портала «Bidsprit 22». Здесь расположены, в том числе, несколько работ дуэта Надежды Козининой и Виталия Мартыненко — серия на злобу дня, в которой главными героями выступают опилочный медведь или ватные игрушки.

На ярмарке были представлены в том числе работы зарубежных художников (совсем немного). Галерея «Триумф» представила публике две картины южнокорейской художникцы Ли Чинчжу. Художница наследует технику традиционной корейской живописи на хлопковом полотне с использованием животного клея, привлекая внимание к теме памяти и травмы. Ее работы детализированы, полны символов и аллегорий, которые можно разгадывать часами (с энциклопедией).

Frolov Gallery представила две работы всемирно известного фотографа Ральфа Касперса — они были созданы после визита в Москву в далеком 2008 году. Фотографии Кремлевской стены и неба над Красной площадью напечатаны так, будто монументальная кирпичная кладка по высоте спорит с небосводом. В серии были и другие работы, но для экспозиции в павильоне остались только две.

Несколько статуэток Федора Петрика были представлены в павильоне галереи «Askeri» — серия «Челобреки», отличный пример переосмысления массовой продукции в поле эстетики. Каждый «Челобрек» уникален — по мысли художника, он должен служит отражением или персональным сопровождающим каждого человека. Глобальный замысел также предполагает, что у каждого человека должен быть свой «Челобрек» — как символ неповторимого характера личности. 

Наконец, галерея «Е. К. АртБюро» представила на выставке несколько тиражных работ из серии «Balloon Dog» Джеффа Кунса (который, кстати, в прошлом году объявил о намерении отправить одну из своих работ на Луну; случай беспрецедентный, особенно учитывая то, что на Земле она будет выставлена на продажу в формате NFT).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: