Отзывы о "Юлий Цезарь"

Оценка редакции
Татьяна Татьяна 30 ноября 2023, 05:10

Юлий Цезарь – одна из самых сложных пьес Шекспира. Может, поэтому её не ставили в России сто лет. Театр "Модерн" и режиссер Юрий Грымов решились воплотить на театральной сцене этот торжественный и мрачный сюжет. И пьеса с успехом идет здесь уже несколько лет.

...Темная сцена, по которой передвигаются толпы людей, крики «Цезарь! Цезарь», споры заговорщиков о том, стремится ли Цезарь стать царем, или все-таки нет – ведь оттолкнул же три раза подносимую ему корону. Предупреждение вождю, звучащее то тут, то там: «Бойся мартовских ид!».

И вот начинается основное действо – Цезарь (актер Петр Ступин) собирается на заседание Сената. Его большое семейство – четыре актрисы, играющие жену Кальпурнию – тревожатся и боятся его отпускать. Авгур, гадающий по внутренностям животных – тоже предостерегает. Но Цезарь все же решает идти. И вот он – маленькая и в чем-то даже трогательная человеческая фигурка – один в окружении давних друзей и единомышленников, которые вдруг выхватывают кинжалы из-под узорчатых ярких тог…

Рассказывать дальше сюжет вряд ли стоит. Он очень хорошо известен, а горестное восклицание «И ты, Брут!» - стало крылатым.
Очень сильный и яркий момент – выступление перед толпой консула Марка Антония (актер Алексей Багдасаров) над телом Цезаря. Буквально в считанные минуты он овладевает мыслями толпы и с ловкостью манипулирует ими, разворачивая в противоположную сторону. И вот уже толпа, только что обожавшая Брута, готова его *****.

Это размышление о природе власти и предательства, о народной любви и ненависти. И современные костюмы, в которых вдруг предстают члены Сената, подчеркивают, что всё это актуально и сегодня. Прекрасный спектакль, рекомендую!

Яна Захарченко 30 июня 2023, 04:26

Спектакль «Юлий Цезарь LIVE» в театре "МОДЕРН"

Спектакль, который оставляет в состоянии шока. Я долго не могла собрать мысли и написать о своем впечатлении. И это именно тот спектакль, который заставляет остановиться в моменте и задуматься о том, что проходят столетия, сменяются эпохи, а человечество не меняется, толпа слепа и легко управляема…
Шекспир остается вне времени и, как всегда, актуален. Интересный факт, что Пьеса Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь» была запрещена более ста лет. Последняя постановка "Юлия Цезаря" состоялась в 1903-м году, ставили Станиславский и Немирович-Данченко, но постановку запретили.
Я шла на спектакль с ожиданием масштабности зрелища, и я его получила. Гигантские иерихонские трубы, которые зритель видит на сцене буквально с первых мгновений спектакля, не меньших размеров флакон духов, которые становятся обелиском в честь Цезаря, богатство убранств персонажей, невероятная сценография и этот список можно продолжать бесконечно. Но знаете, что самое интересное? В спектакле нет привязки к какому-то конкретному времени и это отсылка к тому, что зритель погружается непосредственно в разворачивающиеся события на сцене.

Юрий Грымов является не только режиссером-постановщиком, но еще художником-сценографом, хореографом, художником по свету, и музыкальное оформление спектакля, так же дело рук гения Юрия Грымова. Режиссер говорит нам о том, что «главным героем этой истории в его интерпретации является народ. Это очень важно. Его можно обмануть, и он обманется. Его можно повести не той дорогой, и он признает, а потом осудит, тех, кто вел его». Спектакль Юрия Грымова "Юлий Цезарь LIVE" - это невероятное погружение в историю Древнего Рима, которое заставляет задуматься о человеческой природе и ее последствиях. Режиссер и актеры создали уникальную атмосферу, которая позволяет зрителю почувствовать себя частью событий разворачивающихся на сцене.

Сюжет спектакля основан на пьесе Уильяма Шекспира "Юлий Цезарь". Однако Юрий Грымов добавил в него свои идеи и размышления, что сделало пьесу еще более интересной и глубокой. Одной из главных особенностей спектакля является его атмосфера. Декорации и костюмы, создают ощущение того, что зритель не привязан к какому-то конкретному времени. Я осталась под большим впечатлением от музыкального и светового оформления спектакля, которое помогает передать настроение и эмоции героев, тот дух, который витает в пространстве, заставляет почувствовать себя полноценным участником событий.

Отдельно стоит отметить игру актеров. Все они были на высоте. Особенно впечатлила игра Брута, которого сыграл Александр Толмачев. Его харизма и умение передать всю сложность характера Брута сделали его одним из самых запоминающихся персонажей. Его Брут искренне верит, что действует во имя добра и справедливости. Предает Цезаря из лучших побуждений, живет в муках совести, и ждет его такой же печальный конец.
Кассий (Игорь Яцко) впервые увидела на сцене игру Игоря Яцко и осталась под впечатлением – великий актер. Марк Антоний (Алексей Багдасаров) прекрасно управился с организацией смуты в толпе с фальшивым завещанием.
Цаска (Юрий Анпилогов) предал Цезаря из трусости и великолепно показал нам, как управлять заговором.

В начале спектакля перед нами разворачиваются события в древнем Риме, пред нами предстают персонажи в тогах, соответствующих тому периоду времени. Костюмы актеров в спектакле заслуживают отдельного внимания, каждый из них - это отдельное произведение искусства, создателем которых является художник Ирэна Белоусова (обладательница двух «Золотых масок»). После убийства Цезаря мы уже наблюдаем современные деловые костюмы, словно все участники заговора являются сотрудниками одной глобальной корпорации, только все они запятнаны кровью (на всех рубашки алого цвета) и сцена залита кроваво-красным светом.
А что же толпа? А толпа полностью ведома. Для толпы важно чтобы был идейный вдохновитель…
После просмотра спектакля у меня осталось очень много впечатлений и размышления, много размышлений.

Рекомендую к просмотру – это великолепный спектакль, одного из моих любимых режиссеров Юрия Грымова.

Людмилочка 1 ноября 2022, 05:40

"Я на ноги тебя поставил, смута! Иди любым путем" © Шекспир

28 октября посмотрела спектакль "Юлий Цезарь" в любимом и уже ставшим таким теплым и родным театре "Модерн" под руководством Юрия Грымова. Даже не представляю, каково мне будет, когда я пересмотрю все спектакли любимого театра и придется попрощаться до следующей премьеры.

Спектакль "Юлий Цезарь", как и все постановки Юрия Грымова, многослоен и наполнен символами. Пьеса Шекспира в руках талантливого режиссера обретает дополнительные грани и связь с настоящим. Более того, или мне уже так кажется, но спектакль"Юлий Цезарь" является предшественником трилогии "Антихрист и Христос". Потому что либо я ещё не остыла после первых двух спектаклей трилогии, либо в этой постановке тоже зреет немой вопрос "Кем же был Цезарь - властолюбивым тираном или мудрым правителем?". Кстати, к этому же вопросу неоднократно возвращаются в самом спектакле сначала заговорщики, а потом толпа людей, которую так искусно в нужное русло направляет то один, то другой политический деятель. И тут мы отчётливо видим связь не просто с прошлым, но и с самими собой. Как же мы, простой народ, доверчив и ведо́м, и как удобно нас использовать в политических играх и гонках за властью. Как легко мы создаём себе кумира, и как просто отворачиваемся от него под нашептывание недоброжелателей.

Особое внимание хочется уделить выбору актера, играющего Юлия Цезаря. Лично я ожидала увидеть ни кого иного, как крепкого статного Юрия Анпилогова. Однако есть и такая версия, что Цезарь хоть и был высоким, но обладал худощавым и хилым телосложением. Например, я это узнала только при поиске из любопытства подробной информации после спектакля. Поэтому выбор на главную роль Петра Ступина, мужчины в возрасте и с возрастным животиком, оправдан историческими фактами. Правда, видеть актера на сцене в белом слипе было всё равно как-то неловко, хоть он и присутствовал воочию лишь в единственной сцене перед своим роковым походом на совет. Я бы даже сказала, что главную роль в этой постановке играют заговорщики и народ, а Цезарь присутствует на сцене лишь под конец спектакля как едва зримый символ желанной власти и роскоши.

Декорации, хоть и были скромными, но как нельзя лучше подходили для этой постановки. Шесть бревен, которые перемещали актеры, создавали то эффект городской площади, то превращались в позорные столбы, то в трубы. В самом начале спектакля они превратились в рычаги механизма, приводимого в движение простым людом. Словно этот механизм запускал процесс смуты, заговора, смены власти. Очень символично. Большая красновато-медная стена в качестве фона для всего действия удачно подчеркивала и костюмы, и свет, и происходящее на сцене. На стене находился медальон с изображением Цезаря, похожий на маску, снятую с известного бюста из музея Карьямонти. В процессе заговора его срывает один из заговорщиков. А в конце спектакля на том же месте мы уже видим иное изображение Цезаря на проступившем силуэте флакона туалетной воды Julius Caesar, ставшей символом поп-культуры - неотъемлемой спутницы политики. Одновременно с появлением флакона древнеримские костюмы сменяются современными деловыми костюмами с галстуками, а меч в руках Кассия сменяется на нож-бабочку. В финале современность вновь сменяется древностью, проводя очевидный мост между тем и нашим временами.

Говоря о древнеримских костюмах, то либо я чего-то не знаю, либо в этой постановке костюмы являются символической фантазией, значительно приукрашивающей действительность. Потому что тогу мы видим лишь раз, во всех остальных случаях герои были одеты в роскошные насыщенные кроваво-красные платья. Словно кровь Цезаря запятнала одеяния злодеев. Так и вся сцена порой заливалась красным светом словно кровью беспощадно ******* диктатора. Кстати, сам Цезарь был в платье белоснежном, и кровавые пятна с порезами от мечей на нем смотрелись после убийства особенно пугающе.

Очень хочется отдельно отметить музыкальное сопровождение. В очередной раз восхищена подбором композиций, и отметила это не только я, но и другие зрители, с которыми я успела пообщаться после спектакля. Да и спектакль в целом срежиссирован вполне гармонично и оригинально. А разве кто-то сомневался?

Mari Mari 30 октября 2022, 12:22

Много читала про историю великого полководца и римского императора Юлия Цезаря , но никогда не понимала насколько трагична его смерть и как близка и знакома эта история во все времена и эпохи , пока не прониклась постановкой Юрия Грымова @yuri_grymov «Юлий Цезарь» в театре Модерн @teatr_modern 💥
Я не ожидала , что действия будут не о восхваление личности великого императора , да даже не о заговоре , спектакль о низости , алчности и жадности людей , о тех качествах , которые перешагнули века и встречаются в любую эпоху к сожалению !
Интерес всегда возгорается с отлично подобранно атмосферной музыкой, много играющего света , а так же наводящих на мысли диалоги , смотрели на одном дыхании и всегда чувства колебались между жалостью и ненавистью , непередаваемые эмоции💥
Всю постановку я питала надежду на Брута , уверенна , что если бы он знал о последствиях он изменил бы свое решение , честные люди чаще всего глупы …
Все спектакли этого режиссера заставляют меня задуматься над многими вещами , в том числе о нашем мире , просто браво , это неповторимо 👏

Ирина Ирина 18 мая 2022, 12:12

Глубоко, стильно, красиво, волнующе.
Так я могу выразить свои эмоции после просмотра постановки Юрия Грымова «Цезарь».
Я всегда люблю что-то неоднозначное, что-то выходящее за рамки обычного, поэтому без сомнения эта постановка, просто не могла не войти в мой топ-лист желаний для просмотра.
Само шекспировское название завораживает своей значимостью, а то, что со времён Немировича-Данченко попытки поставить «Цезаря» пресекались аппаратом, говорит об её актуальности.
Конечно же обычно центральное место должно быть отведено главному герою, это классические нотки любого исполнения, но на то мы и оказались в «Модерне», чтобы понять, что существуют и другие приёмы, и способы донесения мысли, идеи, посыла.
Хочется сказать, что «Цезаря» нет, от слова совсем, но это не значит, что мы не чувствуем или не видим того, кто им является или того, кто несёт в себе смысл его персоны.
Да, это как в крылатом выражении про суслика, также и с Цезарем.
Цезаря видишь?
-Нет!
А он есть!!!
Самое главное и интересное действо происходит не с участием исторической персоны, а в не его.
В этом есть уникальность задумки Юрия Грымова. В этом мощь и особенность донесения до нас важных аспектов проходящего события с толкованием, подглядыванием и наблюдением за заговором. Безусловно каждая деталь и каждое действующее лицо заслуживает отдельного рассказа, но я хочу выразить мысль о том, что актуально через века.
Важную острую значимость приобретает смута, народное волнение и стремление власти.
Да, жажда власти часто сопровождается кровопролитием, это страницы истории, которые не найдут оправдания. В этом голая правда трагедии.
В это тщедушном тельце с белом комбинезончике…
Хочу отметить великолепную игру Алексея Багдасарова в роли Марка Антония, именно в нём, на мой взгляд, сосредоточен основной позыв и идея просветления, считаю эту роль Триумфальной.
Ни верный друг Брут (Алексадр Толмачев), ни коварный заговорщик Цаска (Юрий Анпилогов) не смогли полностью показать то, что в итоге выявил и обнажил нам Марк Антоний.
Любовь есть жизнь,
любовь есть боль,
Но без любви нет жизни.
Атмосферная постановка, кричащая, дерзкая, острая.
Костюмы, образы заслуживают отдельной истории, они проработаны до мелочей.
Заставляют провести нас параллель между прошлым и будущим.
Без этого не сложилось бы полноты картины и всего драматизма.
Браво, Модерн, я жду новой встречи.

Елена Елена 16 мая 2022, 11:34

В основе трагедии лежат события, произошедшие в 44 году до н. э. в Риме. Умерщвление Цезаря есть содержание трагедии; на нем и его подготовке и основаны все действия. Самого Цезаря (Петр Ступин) почти и нет на сцене. Он появляется совсем ненадолго. Акцент смещен в стан заговорщиков.
Режиссер хотел сказать своим спектаклем, что за минувшие со времен цезаревского Рима два тысячелетия мир нисколько не изменился. Вопросы и проблемы всё те же. Особенно вопросы, связанные с борьбой за власть, где все средства оказываются «хороши».
Ему очень весомо удалось показать, что народ, который является главным героем пьесы, это просто игрушка в руках власть имущих, и именно он становится жертвой их политических игр.
Грымов может быть немного прямолинейно перенес на сцену персонажей шекспировской трагедии. При этом, мотивы, движущие ими, наглядно переданы. Здесь и находящийся в смятении Брут (Александр Толмачев), выбирающий между искренним, как мне показалось, стремлением не допустить порабощения Цезарем народа Рима и дружбой с ним, и Кассий (Игорь Яцко), захлебывающийся завистью и ненавистью к Цезарю и хитрый и осторожный Цаска (Юрий Анпилогов).
Актеры играют основных участников заговора против Цезаря весьма убедительно.
Очень мощная игра и у Алексея Багдасарова. Толпа становится в «Юлии Цезаре» жертвой коварного красноречия его Марка Антония.
Как всегда у Грымова аскетичное убранство сцены – всего лишь легко перемещаемые актерами бревна создают полное ощущение то городской площади, то распятия.
Спектакль запоминается также фантастическими костюмами (художник Ирэна Белоусова), игрой света и теней, свистом хлыстов и гулом труб и, конечно же, музыкой, подчеркивающей накал страстей.
Очень зрелищный, актуальный спектакль, пробирающий до глубины души и заставляющий зрителя о многом задуматься…

Светлана Валерьевна 9 февраля 2022, 07:54

Спектакль «Юлий Цезарь» Юрия Грымова в театре «Модерн» 🎭 - серьёзный спектакль; идя на этот спектакль будьте настроены на философский лад, возможно, Вы захотите прийти и посмотреть его ещё раз...
Спектакль «Юлий Цезарь» показывает Нам закулисные интриги во власти, что всё не так однозначно во власти: как сюда попадают? каковы цели вершителей власти? так ли Они вольны в принятии решений? или же это маневрирование в сложной игре, где ставки высоки? и кто эти Люди во власти? «Небожители»? или всё-таки Они такие же простые Люди, лишь с той разницей, что Они рискуют и решаются на игру, где ставки высоки?!. Именно, такими простыми Людьми со Своими достоинствами и недостатками, также терзаемые страхами и сомнениями, показывает власть имущих Юрий Грымов; с той разницей, что эти Люди не бояться брать на Себя ответственность за принятие решений, которые повлияют на Судьбы многих Людей; при этом Они тоже находятся в обстоятельствах Настоящего и в постоянном взаимодействии с другими игроками, которые ведут Свою игру. Политика 📜 обеспечивает экономические интересы 💰, а политику обеспечивает пропаганда 📣, которая ловко манипулирует мнением Людей... или же всё-таки Люди Сами легко ведуться на всё, что Им говорят... «Я на ноги тебя поставил, смута! Иди любым путём!» ...и ещё вчерашнего «Небожителя», Сегодня Народ готов поднять на штыки.
А теперь представьте какой Энергетический ресурс Сильные Мира Сего тратят, чтобы маневрировать в Игре 🎲, где ставки Высоки 💸; этот Энергетический ресурс нужно восстанавливать, отсюда и Красивая Жизнь, пышные Пиршества, Плотские Утехи. 🥂🍾🥂🍾🥂
Мне понравилось, как в спектакле «Юлий Цезарь» поставлена сцена римских оргий тех времён, без капли пошлости, но выразительно. Оргию сопровождали какие-то Колдовской танец 💫 и Магическая Музыка 🎶, и это было похоже на ритуал 📿, в котором не поймёшь, что первостепенно: секс сопровождает ритуал?.. или всё-таки секс и есть Чарующая Тайна, наполненная Магией?!.. ✨💖✨
А каково приходится Их Жёнам, которые обеспечивают тыл Своим Мужьям, которые также рискуют и при этом все Взгляды обращены на Них, Они всегда должны выглядеть и держаться безупречно, Быть Достойным Отражением Своего Мужа 🔮.
Всё выше сказанное относится ко Всем Сильным Мира Сего, не только к власть имущим, да и к просто Талантливым Людям; Они тратят Огромный Энергетический ресурс и часто уходят из Жизни рано, сгорают 🕯, так и не научившись восполнять Энергетические потоки и маневрировать в Игре ♟.
Спектакль «Юлий Цезарь» театра «Модерн» погружает Нас в Философию Жизни и напоминает, что Жизнь - Игра, в которой у каждого Своя роль, так Будь Добр включайся в Игру и Играй на Своём поле, там, где нужен именно Ты... ♣️♥️🃏♦️♠️
Чувствуется серьёзное отношение Всех актёров к исполнению Своих ролей и у Них получилось безупречно.
Особенно хочу отметить Впечатляюще Красивые костюмы с богатой вышивкой.
НеВероятный выбор музыки, музыки серьёзной, а порою Магической.
Свет здесь имеет одну из главных ролей, именно свет подчеркивает и завершает все Образы!

Приходите и Вы в Театр «Модерн» 🎭на спектакль «Юлий Цезарь» за Своим Взглядом на Жизнь. 💝🧚🏻‍♀️

lisusha84 23 сентября 2021, 12:05

Это было мощно! Настоящее погружение в эпоху: музыка, костюмы, декорации, игра актеров, их речь. Давно я не уходила так далеко в прошлое, а именно - на две тысячи лет назад! Написанная Уильямом Шекспиром трагедия актуальна и сегодня: алчность и зависть, свержение власти и удар исподтишка от самого близкого друга - люди не меняются никогда! ("И ты, Брут?" - помните? Это отсюда.) А главное история основана на реальных событиях, что я очень люблю. Ведь часто реальная жизнь бывает куда запутаннее, чем вымышленная. А уж постановка Юрия Грымова всегда привносит что-то новенькое в трактовку классических произведений. Особенно эффектно здесь выглядела смена костюмов из эпохи римского императора на современное время в сцене предательства (да и флакон парфюма Julius Caesar все время присутствующий на заднем плане и завешенный кровавой робой Цезаря после его гибели отсылает нас в настоящее). Контраст эпох умело соединённый в одну и дающий нам вечную тему для размышления. Браво!
Спасибо актерам Александру Толмачёву, Игорю Яцко, Петру Ступину, Юрию Анпилогову и Алексею Багдасарову за тонны шекспировских слов, которые они выучили. Я вообще не представляю как это возможно.

Анастасия 18 апреля 2021, 01:36

Вне времени

Имя Гай Юлий Цезарь точно знают все, я думаю. Это такая персона, которая на многие века актуальный и яркий символ власти и той высокой цены, которую готовы платить за эту власть некоторые правители. 2000 лет прошло с того времени, а все повторяется и при нас.

Известно, что трагедия «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира была хитом при его жизни. Но... Конечно же, такое нельзя было ставить на сцене советского и российского театра. Эта пьеса была запрещена к постановке более 100 лет, только подумать!

В наше время все меняется с творческим потенциалом и смелостью Юрия Грымова - на сцене театра «Модерн» мы теперь можем увидеть, как думали, говорили и поступали сильные мира сего в лице Цезаря и его окружения.

В постановке «Юлий Цезарь» мы наблюдаем за теми чертами человека, которые четко проявляются у властьимущих - корысть, умение управлять толпой, определённое подхалимство или наоборот излишнее упорство.

Пожалуй, политик должен быть не только грамотным, но ещё и мудрым. Но не каждый именно такой, к сожалению. От сюда и войны, и революции, и другие проблемы. Все это на сцене до нас доносят своей блестящей игрой артисты, в том числе и заслуженные. Каждый в своей роли был великолепен!

Очень четко здесь показана и дружба на том уровне. Эх, чего только там не происходит. Даже убийство «во благо» вполне нормальный поступок...

А как можно ловко управлять толпой всего лишь правильной подачей информации - это нечто! Я всегда знала, что определённые приемы действую на толпу просто волшебно. Но здесь это так ярко показано, браво!

Я уже говорила, отдельный восторг театра Модерн для меня это шикарная подборка музыки и света. Этот спектакль не исключение - в некоторые моменты одна только музыка вызывала во мне такие эмоции, что до мурашек

Екатерина Екатерина 4 января 2020, 11:07

"Юлий Цезарь" - это невероятный и потрясающий спектакль Юрия Грымова. Игра актеров захватывает, интересные волнения и терзания перед убийством Цезаря. Костюмы настолько интересные и красивые, что завораживают и придают атмосферы того времени. Это глубокая историческая драма. Она заставляет задуматься о многом, о судьбах людей, о предательстве, о том, как жилось народу. Декорации также впечатляют! Спасибо всем актерам и Юрию Грымову! Я получила колоссальное удовольствие.

Екатерина Екатерина 4 января 2020, 11:07

"Юлий Цезарь" - это невероятный и потрясающий спектакль Юрия Грымова. Игра актеров захватывает, интересные волнения и терзания перед убийством Цезаря. Костюмы настолько интересные и красивые, что завораживают и придают атмосферы того времени. Это глубокая историческая драма. Она заставляет задуматься о многом, о судьбах людей, о предательстве, о том, как жилось народу. Декорации также впечатляют! Спасибо всем актерам и Юрию Грымову! Я получила колоссальное удовольствие.

Анжелика Лукина 16 ноября 2019, 10:31

Личность Юлия Цезаря известна каждому школьнику. Но спектакль рискует быть непонятым даже теми, кто помнит, чем знаменит этот человек, потому что постановка вовсе не про личность, не про то, что происходило в последние дни его жизни. Всё гораздо сложнее и... проще, когда вдруг понимаешь, какие аналогии с современностью здесь проводятся.
Спектакль не для свидания, а для глубокого понимания. Поэтому не ходите сюда для развлечения. Это не тот случай. Зато как на лицо политические алгоритмы и роли, которые может сыграть одна личность. А они тут разные, как и в истории. Такими их запомнило человечество. Такие ли они на сцене театра "Модерн"? Вот тут можно обсуждать, как кого увидел режиссёр и показал артист.
Ещё получила большое эстетическое удовольствие от костюмов! Так красиво складывается общая картина, что хочется каждую сцену запомнить, сфотографировать. Костюмеры молодцы!

inessa 11 ноября 2019, 11:25

На «Юлия Цезаря» в Театр «МОДЕРН» я собралась почти внезапно. Вечер был свободен, и я решила посвятить его знакомству с нечитанной мною пьесой Шекспира.

Шекспир назвал своё произведение «Юлий Цезарь», но самого Цезаря (Юрий Ступин) в нем, по факту, практически нет: он появляется только в начале 1 акта и умирает в его конце. Великий римский император тут - скорее просто декорация к трагедии других персонажей. Действие крутится вокруг приближенных Цезаря и показывает подготовку к заговору и убийству.

Центральная фигура – Брут (Алексей Гиммельрейх), близкий друг и любимец Цезаря, которого обуревают моральные терзания. Да, зреет заговор, против старого императора злоумышляют все патриции, и все по разным причинам. Кассий (Игорь Яцко)считает себя не хуже и завидует, Цаска (Юрий Анпилогов) и другие присоединяются из трусости. И только Брут собирается предать Цезаря потому, что хочет добра римлянам - для свободы им нужна республика, а пока Цезарь у власти, это невозможно.

Конечно, предать друга ради общественного блага тяжело, очень тяжело. И как же больно наблюдать за стариком Цезарем, когда при убийстве он произносит знаменитую фразу «И ты, Брут?».

Если в первом акте действие происходит в древнем Риме и артисты одеты в тоги, то после убийства Цезаря мы перемещается словно бы в современный мир - и перед нами уже бизнесмены в костюмах. Постановка существует словно вне времени. Кассий не зря опасался правой руки Цезаря, Марка Антония (Алексей Багдасаров). Он ещё сыграет свою роль, воспользовавшись возможностью прочитать речь над телом Цезаря и настроить толпу против убийц фальшивым завещанием.

Толпа также играет в спектакле важную роль: слепая масса, они то превозносят Цезаря, то Брута-освободителя, то, после оглашения «завещания» Цезаря – снова императора. Колебания настроения людских масс так зависимы от навязываемого им мнения, а большое скопление народа – страшная сила. Ситуация живо напомнила толпу в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», которая сначала восхваляла Иисуса, а потом отреклась от него.

Да и Брут чем-то похож на Иуду, предательство друга «из лучших побуждений», муки совести, и такой же печальный конец. Не считаю спойлером, потому что историю в школе должны были проходить все :) Сюжеты повторяются, они цикличны, и в мире столько похожих историй. Тем страшнее становится.

Надежда 11 ноября 2019, 07:54

После Станиславского только Грымов осмелился показать этот спектакль в Москве, хотя сюжет с политическими интригами актуален до сих пор. Более 100 лет Шекспировского «Цезаря» не ставили в театрах, но теперь его можно лицезреть в «Модерн».

К некогда запрещённой трагедии подошли ответственно, немного купировали, но не переписывали и не добавили ни одного слова. Художник Ирэна Белоусова (дважды лауреат «Золотой маски») создала костюмы, условно относящиеся ко временам действия пьесы, к дизайнерам современности отсылают облачения героев во втором действии. Сцена же преваращается то в Сенат, то в подиум для моделей, то в Форум в центре города; висящий на стене лик Цезаря оказывается этикеткой на флаконе парфюма, а в руке героя оказаваются одновременно меч и микрофон — так получается, что история вне пространства и времени.

В борьбе за трон против Юлия Цезаря организован заговор завистником Кассием, к нему примыкает и друг Цезаря — Брут, который возможно стал бы преемником Юлия, но не смог, а может и не хотел, противостоять патрициям. Великий полководец чувствует нарастающее волнение и может избежать расправы, но всё равно идёт к ней. Возможно ценой своей жизни он хочет защитить народ, который является главным героем пьесы, жертвой политических игр, игрушкой в руках заговорщиков.

Очень понравился актёр Игорь Яцко, исполняющий роль завистливого Кассия, он как паук, выбирающий чуть потемневшие души, опутывающий их своими сетями и впрыскивающий яд. А его опасная игра с ножиком-бабочкой словно предупреждение, что приближаться не стоит. Пётр Ступин — это Цезарь, которого я никогда не представляла таким: уставший, готовый отказаться от власти, но доверяющий. Интересно режиссёр показал образ Кальпурнии (жены Цезаря), женщину играют сразу четыре актрисы, они со всех сторон окружают супруга заботой и переживают. Юрий Анпилогов своей харизмой поразил меня ещё в спектакле «Nirvana», здесь у него тоже большая и сильная роль, он сомневающийся и мечущийся Цаска.

Спектакль запоминается игрой света и теней, свистом хлыстов и гулом труб, которые через секунду становятся столбами для распятья; в первом отделении много диалогов, второе кажется более динамичным. Стоит посмотреть этот могучий диалог величайшего классика с современным зрителем, сюжет которого будет перекликаться ещё тысячи лет, ведь людские пороки едва ли удастся когда-либо искоренить, а народ — это толпа, она карает или превозносит, но ею всегда кто-то руководит.

Вера 10 октября 2019, 11:26

Какой же великолепный театр "Модерн".
Не перестаю им восхищаться.

Очень вам советую сходить в этот театр. Почувствовать особую магическую атмосферу,  насладиться классической музыкой в антракте и увидеть великую трагедию убийства Цезаря.

Итак, Шекспир "Юлий Цезарь".

Имя Цезаря у многих на слуху, но много ли мы знаем о его смерти? Кроме фразы -  "И ты, о Брут", - что вы ещё добавите!?

А сказать есть что! Трагедия Шекспира о государстве, которое ведут к тоталитаризму; о человеке, который вознёс себя выше всех и хочет венчать себя короной; о предательстве во имя народа и зависти; об окровавленных руках и революции народа.

Стиль, мощь, глубина - добро пожаловать в мир политики и жизни простых людей.
Спектакль с первых минут давит на зрителя необычной  сценографией. Спецэффекты, показ мод и яркая массовка, кровавый и мерцающий свет, многословные деревянные брёвна смотрят на зрителя как штыки.

Так сложно передать вам мои ощущения! Я была на "Аиде" в МАМТе, где по сути, на сцене не было Египта, а только намёки, полутона, геометрические фигуры, но ты 100% ощущала себя в Египте. Вот здесь тоже самое - без нарочито римских декораций и одежд, просто намёками и лаконичными декорациями, но ты -  внутри этой мощной империи.

Есть спектакли, в которые я погружаюсь вся, с эмоциями и мыслями;  а есть, которые смотрю со стороны. "Юлий Цезарь" однозначно спектакль-погружение, поиск.
Точка входа - Рим; точка выхода - современный мир.

Отличная игра актёров, особенно во втором акте. Спасибо!

Я плакала...плакала, когда убивали Цезаря (Пётр Ступин), хотя его Цезарь - не великий Тиран, он мелкий человечек с падучей болезнью, заботящий о народе.
За что убили Цезаря - великого правителя?

Восхищалась, когда Кассий (великолепный Игорь Яцко - браво), так нагло и зло играл ножичком, и тонко плёл заговор, склоняя всех на свою сторону.
Кто первый нанёс удар Цезарю?

Злилась, когда Марк Антоний (Алексей Багдасаров) подговорил народ восстать против заговорщиков.
Как умер Брут?

Это суровый, мощный, цельный и стильный спектакль - моя рекомендация!

Ольга Сорокина 10 октября 2019, 07:57

Этот спектакль, как и, собственно, пьеса, о заговоре против Цезаря и его убийстве. Казалось бы. Но не всё так просто. Потому что на первый план выходят люди. Люди и обстоятельства, которые сначала привели к убийству, а затем и более масштабным последствиям.

И да, смысл происходящего безусловно вне времени. На что режиссёр намекает уже в первые минуты спектакля. Когда происходящее на сцене больше похоже на роскошное светское мероприятие в мире, где правят деньги. В общем, смотрите, оценивайте, примеряйте к сегодняшнему дню.

Да и я, если честно, вообще не припомню ничего из известного мне у Шекспира, что потеряло бы свою актуальность. Шекспир гений, И он всегда вне времени.

Но что же дальше? А дальше люди. Элита римского политического "олимпа"!

Где как вершины магического треугольника: Цезарь, Брут и Марк Антоний.

Холёный, осознающий свою силу Брут. Как удачно высвечены все стороны его личности в одной лишь сцене с Порцией. Очень мне понравилось, как это сделано!

Цезарь. Могучий, но предстающий почти нагим и оттого ещё более беззащитным. Обречённый Цезарь.

И Марк Антоний, виртуознее всего демонстрирующий всем нам умение управлять кем угодно, будь то соратники, противники или толпа простых людей.

И страшнее всего в итоге не сцена убийства, хоть и она страшна, а осознание, что и тобой вот так же легко кто-то может легко управлять.

И не только тобой, но даже самим фактом твоей смерти.

Ах, этот модный подиум на фоне меча, торчащего из ещё не остывшего тела Цезаря!

Грымов, следуя своей излюбленной манере, создал целый калейдоскоп ярких картинок-образов, которые цепляют где-то на уровне подсознания. А потом выныривают из подсознания уже на ином уровне понимания.

Сходите в театр!

Анна Мартынюк 26 октября 2018, 12:27

Историю про то, как Брут предал Цезаря, наверное, знает каждый. И сакраментальную фразу : «И ты, Брут».

Сюжет нашел своё отражение во множестве произведений самых разных жанров . А великий английский классик Шекспир написал об этом пьесу.

На театральной сцене историю Цезаря я смогла увидеть впервые в театре Модерн в прошлые выходные.

Спектакль очень увлекательный. И он не только , и не столько о Цезаре (Петр Ступин). Здесь на первом месте не величие Императора , а людские пороки, жажда власти, безмолвствующий и легко ведомый народ. Все то, что создаёт Цезаря и цезарей и потом их же смахивает с шахматной доски .

Спектакль , как и другие, виденные мною в Театре Модерн, очень зрелищный и эффектный сценически . Декорации решены интересно, и совсем не так , как мы могли бы ожидать .

В первом действии основной декорацией служат огромные «деревянные» брёвна. Они легко становятся тем, чем захочет режиссёр . При их помощи нам показывают детей, резвящихся на качелях, забор, отгораживающий простой люд от власти, столбы, к которым привязаны неугодные люди.

Во втором же действии мы вместе с декорациями переносимся в современный мир, в котором смерть сразу превращается в товар - это демонстрирует нам огромный флакон духов с изображением великого правителя. Глядя на этот флакон парфюма на сцене , о многом задумываешься : как часто человек после смерти становится удобным в использовании брендом , теперь уже послушным воле окружения .

Отдельно хочу сказать о работе художника по костюмам Ирэне Белоусовой. Костюмы великолепные! В первом действии - это безупречные сияющие тоги, невероятные золотые платья у дам, во втором - бордовые лаконичные современные костюмы. Одежда не меняется лишь у толпы, они так и остались в своём чёрном облачении, это отличное решение - показать таким образом, что толпа неизменна во все времена .

Много интересных режиссерских находок , заслуженные аплодисменты режиссеру Юрию Грымову. Мне очень понравилась сцена, в которой Брут (Алексей Гиммельрейх) оказывается замкнут в кругу заговорщиков. Он до последнего сопротивляется им, но... Потом сдаётся и принимает их сторону. Она стала моим явным фаворитом, хотя сильных и интересных моментов в спектакле очень много.

Ещё очень интересный момент, когда Брут в гневе сражается с огромным медальоном, на котором изображён Цезарь. В полном отчаянии, потерянный под давлением своего окружения, он бросается на этот портрет в надежде, что тот подскажет ему, как поступить.

Главного героя, как такового здесь нет. Тут важен каждый персонаж, его действия и поступки. Если в первом действии мы больше внимания обращаем на группу заговорщиков (Кассия , Цаски, Цинны, Требония, Лигария и др), то во второй части несомненным «лидером» становится Марк Антоний (Алексей Багдасаров).

Свет словно живой, он чётко вырисовывает линии, расставляет акценты. Больше всего я оценила тот момент, когда свет погас, было освещено только лицо Кассия (Игоря Яцко).

Большое спасибо режиссёру Юрию Грымову за прекрасный спектакль. Не устаю восхищаться его мастерством, ведь он занимается не только режиссурой, но и подбором музыки, постановкой света, хореографией, сценографией.

Спектакль неоднозначный, во многом неожиданный .
Но ведь за то мы и любим театр, что часто он заставляет нас взглянуть с другой стороны на давно знакомые сюжеты и понятия.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма