Отзывы о "Юлий Цезарь"
Юлий Цезарь – одна из самых сложных пьес Шекспира. Может, поэтому её не ставили в России сто лет. Театр "Модерн" и режиссер Юрий Грымов решились воплотить на театральной сцене этот торжественный и мрачный сюжет. И пьеса с успехом идет здесь уже несколько лет.
...Темная сцена, по которой передвигаются толпы людей, крики «Цезарь! Цезарь», споры заговорщиков о том, стремится ли Цезарь стать царем, или все-таки нет – ведь оттолкнул же три раза подносимую ему корону. Предупреждение вождю, звучащее то тут, то там: «Бойся мартовских ид!».
И вот начинается основное действо – Цезарь (актер Петр Ступин) собирается на заседание Сената. Его большое семейство – четыре актрисы, играющие жену Кальпурнию – тревожатся и боятся его отпускать. Авгур, гадающий по внутренностям животных – тоже предостерегает. Но Цезарь все же решает идти. И вот он – маленькая и в чем-то даже трогательная человеческая фигурка – один в окружении давних друзей и единомышленников, которые вдруг выхватывают кинжалы из-под узорчатых ярких тог…
Рассказывать дальше сюжет вряд ли стоит. Он очень хорошо известен, а горестное восклицание «И ты, Брут!» - стало крылатым.
Очень сильный и яркий момент – выступление перед толпой консула Марка Антония (актер Алексей Багдасаров) над телом Цезаря. Буквально в считанные минуты он овладевает мыслями толпы и с ловкостью манипулирует ими, разворачивая в противоположную сторону. И вот уже толпа, только что обожавшая Брута, готова его *****.
Это размышление о природе власти и предательства, о народной любви и ненависти. И современные костюмы, в которых вдруг предстают члены Сената, подчеркивают, что всё это актуально и сегодня. Прекрасный спектакль, рекомендую!
Спектакль «Юлий Цезарь LIVE» в театре "МОДЕРН"
Спектакль, который оставляет в состоянии шока. Я долго не могла собрать мысли и написать о своем впечатлении. И это именно тот спектакль, который заставляет остановиться в моменте и задуматься о том, что проходят столетия, сменяются эпохи, а человечество не меняется, толпа слепа и легко управляема…
Шекспир остается вне времени и, как всегда, актуален. Интересный факт, что Пьеса Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь» была запрещена более ста лет. Последняя постановка "Юлия Цезаря" состоялась в 1903-м году, ставили Станиславский и Немирович-Данченко, но постановку запретили.
Я шла на спектакль с ожиданием масштабности зрелища, и я его получила. Гигантские иерихонские трубы, которые зритель видит на сцене буквально с первых мгновений спектакля, не меньших размеров флакон духов, которые становятся обелиском в честь Цезаря, богатство убранств персонажей, невероятная сценография и этот список можно продолжать бесконечно. Но знаете, что самое интересное? В спектакле нет привязки к какому-то конкретному времени и это отсылка к тому, что зритель погружается непосредственно в разворачивающиеся события на сцене.
Юрий Грымов является не только режиссером-постановщиком, но еще художником-сценографом, хореографом, художником по свету, и музыкальное оформление спектакля, так же дело рук гения Юрия Грымова. Режиссер говорит нам о том, что «главным героем этой истории в его интерпретации является народ. Это очень важно. Его можно обмануть, и он обманется. Его можно повести не той дорогой, и он признает, а потом осудит, тех, кто вел его». Спектакль Юрия Грымова "Юлий Цезарь LIVE" - это невероятное погружение в историю Древнего Рима, которое заставляет задуматься о человеческой природе и ее последствиях. Режиссер и актеры создали уникальную атмосферу, которая позволяет зрителю почувствовать себя частью событий разворачивающихся на сцене.
Сюжет спектакля основан на пьесе Уильяма Шекспира "Юлий Цезарь". Однако Юрий Грымов добавил в него свои идеи и размышления, что сделало пьесу еще более интересной и глубокой. Одной из главных особенностей спектакля является его атмосфера. Декорации и костюмы, создают ощущение того, что зритель не привязан к какому-то конкретному времени. Я осталась под большим впечатлением от музыкального и светового оформления спектакля, которое помогает передать настроение и эмоции героев, тот дух, который витает в пространстве, заставляет почувствовать себя полноценным участником событий.
Отдельно стоит отметить игру актеров. Все они были на высоте. Особенно впечатлила игра Брута, которого сыграл Александр Толмачев. Его харизма и умение передать всю сложность характера Брута сделали его одним из самых запоминающихся персонажей. Его Брут искренне верит, что действует во имя добра и справедливости. Предает Цезаря из лучших побуждений, живет в муках совести, и ждет его такой же печальный конец.
Кассий (Игорь Яцко) впервые увидела на сцене игру Игоря Яцко и осталась под впечатлением – великий актер. Марк Антоний (Алексей Багдасаров) прекрасно управился с организацией смуты в толпе с фальшивым завещанием.
Цаска (Юрий Анпилогов) предал Цезаря из трусости и великолепно показал нам, как управлять заговором.
В начале спектакля перед нами разворачиваются события в древнем Риме, пред нами предстают персонажи в тогах, соответствующих тому периоду времени. Костюмы актеров в спектакле заслуживают отдельного внимания, каждый из них - это отдельное произведение искусства, создателем которых является художник Ирэна Белоусова (обладательница двух «Золотых масок»). После убийства Цезаря мы уже наблюдаем современные деловые костюмы, словно все участники заговора являются сотрудниками одной глобальной корпорации, только все они запятнаны кровью (на всех рубашки алого цвета) и сцена залита кроваво-красным светом.
А что же толпа? А толпа полностью ведома. Для толпы важно чтобы был идейный вдохновитель…
После просмотра спектакля у меня осталось очень много впечатлений и размышления, много размышлений.
Рекомендую к просмотру – это великолепный спектакль, одного из моих любимых режиссеров Юрия Грымова.
"Я на ноги тебя поставил, смута! Иди любым путем" © Шекспир
28 октября посмотрела спектакль "Юлий Цезарь" в любимом и уже ставшим таким теплым и родным театре "Модерн" под руководством Юрия Грымова. Даже не представляю, каково мне будет, когда я пересмотрю все спектакли любимого театра и придется попрощаться до следующей премьеры.
Спектакль "Юлий Цезарь", как и все постановки Юрия Грымова, многослоен и наполнен символами. Пьеса Шекспира в руках талантливого режиссера обретает дополнительные грани и связь с настоящим. Более того, или мне уже так кажется, но спектакль"Юлий Цезарь" является предшественником трилогии "Антихрист и Христос". Потому что либо я ещё не остыла после первых двух спектаклей трилогии, либо в этой постановке тоже зреет немой вопрос "Кем же был Цезарь - властолюбивым тираном или мудрым правителем?". Кстати, к этому же вопросу неоднократно возвращаются в самом спектакле сначала заговорщики, а потом толпа людей, которую так искусно в нужное русло направляет то один, то другой политический деятель. И тут мы отчётливо видим связь не просто с прошлым, но и с самими собой. Как же мы, простой народ, доверчив и ведо́м, и как удобно нас использовать в политических играх и гонках за властью. Как легко мы создаём себе кумира, и как просто отворачиваемся от него под нашептывание недоброжелателей.
Особое внимание хочется уделить выбору актера, играющего Юлия Цезаря. Лично я ожидала увидеть ни кого иного, как крепкого статного Юрия Анпилогова. Однако есть и такая версия, что Цезарь хоть и был высоким, но обладал худощавым и хилым телосложением. Например, я это узнала только при поиске из любопытства подробной информации после спектакля. Поэтому выбор на главную роль Петра Ступина, мужчины в возрасте и с возрастным животиком, оправдан историческими фактами. Правда, видеть актера на сцене в белом слипе было всё равно как-то неловко, хоть он и присутствовал воочию лишь в единственной сцене перед своим роковым походом на совет. Я бы даже сказала, что главную роль в этой постановке играют заговорщики и народ, а Цезарь присутствует на сцене лишь под конец спектакля как едва зримый символ желанной власти и роскоши.
Декорации, хоть и были скромными, но как нельзя лучше подходили для этой постановки. Шесть бревен, которые перемещали актеры, создавали то эффект городской площади, то превращались в позорные столбы, то в трубы. В самом начале спектакля они превратились в рычаги механизма, приводимого в движение простым людом. Словно этот механизм запускал процесс смуты, заговора, смены власти. Очень символично. Большая красновато-медная стена в качестве фона для всего действия удачно подчеркивала и костюмы, и свет, и происходящее на сцене. На стене находился медальон с изображением Цезаря, похожий на маску, снятую с известного бюста из музея Карьямонти. В процессе заговора его срывает один из заговорщиков. А в конце спектакля на том же месте мы уже видим иное изображение Цезаря на проступившем силуэте флакона туалетной воды Julius Caesar, ставшей символом поп-культуры - неотъемлемой спутницы политики. Одновременно с появлением флакона древнеримские костюмы сменяются современными деловыми костюмами с галстуками, а меч в руках Кассия сменяется на нож-бабочку. В финале современность вновь сменяется древностью, проводя очевидный мост между тем и нашим временами.
Говоря о древнеримских костюмах, то либо я чего-то не знаю, либо в этой постановке костюмы являются символической фантазией, значительно приукрашивающей действительность. Потому что тогу мы видим лишь раз, во всех остальных случаях герои были одеты в роскошные насыщенные кроваво-красные платья. Словно кровь Цезаря запятнала одеяния злодеев. Так и вся сцена порой заливалась красным светом словно кровью беспощадно ******* диктатора. Кстати, сам Цезарь был в платье белоснежном, и кровавые пятна с порезами от мечей на нем смотрелись после убийства особенно пугающе.
Очень хочется отдельно отметить музыкальное сопровождение. В очередной раз восхищена подбором композиций, и отметила это не только я, но и другие зрители, с которыми я успела пообщаться после спектакля. Да и спектакль в целом срежиссирован вполне гармонично и оригинально. А разве кто-то сомневался?