Отзывы о "Я убил царя"

Алексей Пенской 19 января 2022, 10:15

"Я убил царя" в постановке Владимира Мирзоева по пьесе Олега Богаева на сцене "Пространства Внутри" начинается как показания обычных жителей Екатеринбурга следователю Соколову после прихода войск Колчака в город. И производит поначалу огромное впечатление, это кажется абсолютно документальным свидетельством, вербатимом по материалам уголовного дела. Но потом постепенно замечаешь вещи, режущие ухо - то официантка (которую гениально играет Елена Коренева) употребляет глагол "трахаться", которого тогда не было в этом смысле, то еще кто-то из персонажей упоминает колготки, которых тогда еще не существовало, и внутри начинает расти недоверие к происходящему, начинаешь понимать, что это просто литературный вымысел автора пьесы. Далее начинается уже какой-то совершенный ад вроде показаний пуделя царской семьи (я испытал просто испанский стыд, мне было больно видеть Кореневу а этой роли) или жалоб одного из убийц царской семьи (не помню точно кого, вроде бы Ермакова), уже покойного, что его похоронили не там. И в результате всё доверие и колоссальное впечатление, которое было в начале, разлетелось как дым. Это мог бы быть сильнейший документальный спектакль, показавший, как в те времена был тот же побеждающий сегодня принцип "моя хата с краю", это бы толкнуло нас к размышлению о том, а куда мы движемся сейчас, а это оказался литературный вымысел, ничего не объясняющий нам про то время, фантазия нашего современника. Вместо фактов мы увидели, как Богаев себе представляет события того времени. Огромное разочарование.

Жанна 22 ноября 2021, 09:03

На одном дыхании! Очень камерная новая площадка, на первый взгляд - минимальные выразительные средства, но только в послевкусии понимаешь, насколько тонкая и глубокая постановка.

нонна 22 ноября 2021, 01:12

Так кто же убил царя? Семь актеров, семь монологов. Лица актеров подсвечены софитами, они совсем близко, на расстоянии вытянутой руки, так, что эмоции не скрыть. Спектакль смотрится на одном дыхании- с первого же монолога замираешь. и выдыхаешь только в конце спектакля. Может быть, потому, что истории рассказывают понятные нам люди- они могли быть нашими соседями, друзьями, да мы и сами могли оказаться на их месте. А еще и потому, что актерский состав великолепный, веришь безоговорочно. Уборщица, водитель грузовика, официантка, гимназистка- никто из них не убивал, все они волею случая, в ночь с 16 на 17 июля оказались рядом и теперь исповедуются перед Страшным Судом. Могли ли они что то сделать, чтобы предотвратить убийство? Зависит ли от каждого из нас выбор дальнейшей судьбы? И где тот рубикон, точка невозврата для каждого? Спектакль Владимира Мирзоева- это разговор со зрителем, очень честный и искренний, такой, что потом долго вспоминаешь про спектакль Обязательно к просмотру, всем рекомендую!

Юлия 22 ноября 2021, 12:29

Из подвалов Ипатьевского дома в подвал Московский, из отшлифованных текущей политикой партии статей в мелочное и подлое перетряхивание панталон с барахолки с фальшивыми «царскими» вензелями. Вереница «хат с краю» образует колоссальную громаду, перемоловшую вместо Царской семьи остатки выстраданной многими веками национальной нравственности.
«Православный(-ая)», не колеблясь рапортует каждый из свидетелей, по мере продолжения рассказа донельзя оскверняя факт веры. Не кради, но если сапоги не добрые, то и кражи нет. Не прелюбодействуй, но если вдове тяжело, то и греха никакого не будет. Не желай дома ближнего своего, ни раба его, ни вола его, ни осла. О Георгиевском кресте и шелковых корсетах ни слова - выходит, благое дело.
Глобальная, всеобъемлющая подлость, безвозвратно развернувшая историю вскрывается в мелочах - крышечки от шкатулочек, безголовые солдатики, капроновые чулочки - в куче бесполезного барахла итог правления целой династии, огромная историческая веха, измеренная дамским бельём. Обыденность, которая пугает до онемения. Бытовой омут легко скрывает в заботах о нехватке керосина и испорченных диванах пожалуй, самую масштабную трагедию прошлого века. Крах отечественной морали происходит даже не под банальный звон монет - под звон закрашенного краской стекла.
«Чтобы жили как рыбы. Ну, как будто как рыбы».
Окна закрашивают царской семье, а слепнет богоизбранный народ. И злости ни в ком ни на грамм - спас бы каждый, не задумываясь бы спас! А задумавшись?
А задумавшись... ну, если пуля шальная? А если Красные? Не Красные, так Белые. То расстрелом стращают, то Царю бошку оторвут, а дома тёща молоком обварилась. Сам понимаешь - не до Самодержца.
От нескладных и нарочито глупых бесед режиссер мастерски уводит спектакль в поле ирреальных психофизических символов и метафор. Маленький человек с рыжей бородкой в костюме из червей приглашает к поминальному обеду. Разумеется, «маленький человек» безусловно и категорично отписан от июньских событий свидетельствами и документами. Да и костюма из червей никакого нет - вполне себе привычный черный костюм. И галстук чёрный, в мелкий светлый горошек. И бородка рыжая сохранилась прекрасно, и от бывшего рабочего места в двух шагах.
Проводником между рациональным и иллюзорным выступает великолепная Елена Коренева, удивительно гармонично сочетающая «старую школу» с абсурдным, почти сатирическим гротеском. «Раньше у меня были кудри» то ли повествует, то ли бессвязно скулит Пудель Джой, заставляя оборваться в грудине чему-то тяжелому. Собачья преданность заканчивается на людском предательстве.
«А я им говорю - это же... люди» - выворачивает наизнанку жалкие остатки человечности в стороже, похожем на человека менее всех, Сергей Беляев. Два его образа - две самых крайних полярности в градации человеческой низости. Сгорбленный юродивый Стрелочник сострадает, следовательно, спасётся. Высокий, статный Маляр с серебряным портсигаром обречён.
Раскалённая, нервная вибрация беспросветной ненависти прошибает зал током ещё при одном появлении тени Александра Доронина, идёт впереди него и въедается под кожу от одного случайного пересечения взглядом с мертвенно-безумными глазами Комиссара Ермакова. «Мне вас всех жалко» - мрачно резюмирует Комиссар, обличая в неизбежности кары каждого.
Эффект неподдельного ужаса достигает апогея на беззвучной молитве убиенного Николая, в исполнении Олега Дуленина. Та степень откровенности, которую сыграть невозможно; шокирующий своей выстраданностью переход из Самодержца в Страстотерпцы в предельной близости к зрителю, отсчитывающему семь ударов-выстрелов. Белый погребальный саван тонет в наступающей темноте, свет гаснет не на сцене - свет покидает души людей. Без Царя на престоле, без царя в голове.
«Так кто же убил?» истерично бьется внутренний голос зрителя, мечется взглядом по кровавому озеру на полу, бурым пятнам на юбке поломойки и с ужасом застывает на собственных руках.
«Да Вы убили, батенька.
Вы и убили-с».
__________________________
* - Так кто же... убил? - спросил Раскольников, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, будто уж так неожиданно он был изумлён вопросом.
- Как кто убил? - проговорил он, точно не веря ушам своим, - Да вы убили, батенька. Вы и убили-с.

Олег 21 ноября 2021, 10:15

Очень сильный спектакль одного из самых моих любимых режиссеров Владимира Мирзоева. Великолепный кастинг - заново открыл для себя Елену Кореневу - три роли кухарка, собачка цесаревича, дама декаданса.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма