Отзывы о "Женитьба"
Прошлое воскресенье, 18 марта, вышло очень насыщенным - сперва выступление исполнительниц Владимира Вексельмана в доме-музее Скрябина, а после первого отделения - сразу бегом в такси и по знакомому адресу Казакова, 8.
Но сегодня Театр Гоголя предстал только лишь в качестве площадки для Театра У Моста - активно гастролирующего, широко известного не только на родине, но и в Европе.
Созданный в 1988 году Сергеем Павловичем Федотовым, уже в 1992 году стараниями своего бессменного худрука и основателя, театр получил свое собственное помещение, и уже в нем прошла премьера «Женитьбы» - именно этот спектакль и ждал меня на сцене театра Гоголя.
В этот вечер в большом зале меня ждало невероятное - во-первых, на протяжении всего действия лица зрителей не озарялись мертвенно-холодным светом подсветки телефонов; а во-вторых - невзирая на воскресный вечер, предстоящую рабочую неделю, и большой хронометраж, никто до самого окончания поклонов даже не шелохнулся.
И это очень точный «барометр» действительно качественной постановки - написать после можно что угодно, а реакция зала в моменте максимально беспристрастна.
«Женитьба» была не первой в цикле гоголевских постановок, которые принесли театру первые восторженные отзывы специалистов и рядовых зрителей. Режиссер Сергей Федотов отошел от распространенной практики ставить Николая Васильевича как бытовую комедию или сатиру, вся мистическая составляющая из первоисточника сохраняется и на сцене.
Для меня это было первое знакомство с пермским театром - и теперь жалею, что откладывала его раньше.
Меня привела в восторг работа со светом - ничего лишнего, ничего чересчур, весь акцент на игре актеров.
Всем тем, кто еще не начал знакомиться с постановками Сергея Федотова - рекомендую в ближайший приезд в столицу наверстать упущенное.
И снова Пермский театр "У моста" везет в Москву свою знаменитую классику. Ну как же я могу пропустить?
На этот раз, что очень символично, иду смотреть пьесу Гоголя на сцене Театра имени Гоголя.
Спектаклю "Женитьба" уже 32 года(ого!) а он всё как новенький, смотрится буквально на одном дыхании. Бессменный режиссер и основатель Театра "У Моста" Сергей Федотов может сколько угодно говорить, что боится огромного зала театра Гоголя, но кто ж ему поверит! Его актерам любая сцена и любой размер зала нипочем! Популярность Театра так велика, что в зал Театрального центра на Страстном всех желающих уже было не поместить, да и здесь я что-то ни одного свободного места не вижу.
На сцене, как всегда, максимально аутентичный интерьер и особенный, слегка сумеречный свет. Если стоять вплотную к ней, можно переместиться во времени одновременно в чиновничью и купеческую среду XIX века со штофными обоями, узорными скатертями и мягким диваном, на котором и возлегает наш мечтательный Иван Кузьмич Подколёсин(обожаемый Илья Бабошин) и, раскинувшись максимально вальяжно, размышляет о прелестях женитьбы. Но это на словах, а как до дела доходит - наш герой сразу на попятный! Сваха(Екатерина Пономарёва) уж ходит, ходит, да все зря. За дело берется активный и предприимчивый друг Кочкарёв (роль, просто созданная для Василия Скиданова, он в этом образе, как рыба в воде) Несколько манерной, медлительной природе Подколёсина с его вечными сомнениями и метаниями он противопоставляет бойкий, живой характер, желая не столько помочь приятелю, сколько за себя отомстить: вот его женили, пусть теперь и другой тоже помается. Но расписать все преимущества женитьбы или расхвалить невесту, очернить других женихов или представить перед ними невесту в невыгодном свете ему удается просто блестяще.
Агафья Тихоновна, дородная, уже несколько перезрелая девица с басовитым тембром (Алёна Войтенко), хоть и всего боится, и в таком важном вопросе на опытность тетушки Арины Пантелеймоновны (Регина Шнигирь) надеется, на его уговоры поддается довольно легко: посомневалась слегка, попридумывала, чей нос к чьим губам приставить, да и "пошли вон, дураки!"
А женихи то были как на подбор:
Упитанный Иван Палыч Яичница в довольно неожиданном для меня, но просто блистательном исполнении Владимира Ильина прагматичен и устойчив, приданое только ему подавай, а остальное приложится, Никанор Иваныч Анучкин(Алексей Улановский) вертляв и зациклен на знании невестой "по-французски", а несчастного отставного лейтенента Балтазара Балтазарыча Жевакина(Александр Шаманов) даже как-то жалко становится. Столько усилий, и все напрасно. Уже семнадцатая невеста отказывает. И это после цветастых рассказов о Сицилии и тамошних нравах!
Ну а дальше всё всем известно. Только у Подколёсина и Агафьи Тихоновны всё сладилось, как жених взял, да и сиганул в окошко. Стыд и срам, фиаско Кочкарёва и обманутые ожидания невесты.
Как же здорово им это удается! Примерно через пару минут спектакля начисто забываешь, что ты в театре и целиком погружаешься в матримониальные хроники Петербургских предместий. А чтобы нам еще приятнее было, Сергей Федотов добавляет к своему и без того вкусному блюду щепотку гоголевской мистики. Ящики сами собой открываются, посторонние дамские ручки обнимают размечтавшегося Подколёсина, свеча то неожиданно гаснет, то не гаснет вовсе - фантасмагория, да и только!
Очередная гастрольная удача театра. Я, собственно, и не сомневалась. Уже давно с чистой совестью рекомендую Театр "У Моста" пресыщенной московской публике. Походили на авангард, поудивлялись эффектным трюкам, можно и отдохнуть.
А на федотовской классике душа отдыхает.
Очередные гастроли пермского театра "У моста" в Москве. На сцене Театра Гоголя. По традиции перед спектаклем к зрителям обращается сам главный режиссер Сергей Федотов. Оказывается, театр "У моста" имеет в своём репертуаре все 8 пьес Гоголя, но в Театре Гоголя играют впервые. В общем у нас был Гоголь в Гоголе.
Но если честно, пространство Театра Гоголя всё же несколько отличается от родного помещения театра в Перми. А этот спектакль в репертуаре театра уже 35 лет! В огромном пространстве довольно уютные классические декорации. Сергей Федотов признался, что им и самим несколько неуютно играть здесь, хоть они на гастролях где только не выступали.
Но зато это огромное пространство вокруг компактного нагромождения мебелей-декораций добавлял сюрреализма. А это ведь фантасмагория! Хоть сюжет вроде же вполне себе обывательский, но чертовщинка в постановке присутствует постоянно.
Начиная с освещения. Имитация полумрака ночного свечного освещения (и мы помним - огромной черноты-пустоты над) - и ты прям почувствовал, почему в древние времена всем людям во всех культурах всякие потусторонности мерещились. Вот уж где разгул фантазии! Любой силуэт, даже привычный, обернётся в лучшем случае барабашкой, а то и чёртом... И неудивительно, что повествование практически сразу начинается со странностей. Свечи чудят. Или померещилось? И на протяжении всей постановки какие-то странности чудесные постоянно случались. То Степан материализуется внезапно, а этот эффектный выход с сапогами! То выпивка сама прыгнет в руки из ниоткуда, то из-за дивана собеседник появится. Мне очень эта мистика понравилась! Ну, Гоголь же!
Но и классический сюжет пьесы, конечно, полностью нам показан. Милая главгероиня. Немного наивная, ждущая любви и легко влюбляющаяся! Трепетная барышня. Шустрая сваха - с чудным говором и темпераментом! Ну, так её ноги и хорошо подвешенный язык кормят! Екатерина Пономарева. Приятно было тёткой увидеть Регину Шнигирь. Так-то вроде серьёзная дама, наименее характерная из персонажей, в большинстве своем на грани гротеска, но когда надо было поспорить - отожгла!
Колоритные были женихи! Владимир Ильин уже 35 лет играет Яичницу. Представительный, рассудительный, но почему-то все шарахаются, боясь попасться ему под руку! С чего вдруг? Манерный, вечно получающий ни за что ни про что, обделенный в выпивке прелестный Анучкин - Алексей Улановский. На удивление прониклась Жевакиным. Да, салдафон. Его всегда много. Он шумный, нагловатый, но я бы скорее сказала - увлекающийся. Раз музыка звучит, то почему б не потанцевать?! Душа компании! И прям жалко его в конце - он-то на барышню именно запал, а не на её флигели с санями. А его вновь бортанули...
Но я практически влюбилась в Подклесина - Илью Бабошина. Чаще он в харАктерных ролях, а тут практически герой-любовник. Ну, несколько трусоватый, не ... осмотрительный. Сумлевается, что брак - это счастье. Ну, положа руку на сердце, можно найти тех, кто тоже усомниться. Да хотя бы его "друг" Кочкарев (Василий Скиданов). Более чем очевидно, что он тут закрутил всю эту историю исключительно, чтобы насолить свахе, а также явно успев уже устать от своего собственного семейного счастья, затянуть в это ярмо и своё окружение. А то пока он тут повязан узами брака, то смотреть на свободного приятеля ему невыносимо. При первом приближении даже кажется, что именно Кочкарев тут жертва. Так старался для друга, а тот так его подставил! А с другой - Кочкарев чистый интриган, лишивший невесту женихов, женихов невесты, свахи - зарплаты, ну, разве что Подколесина утвердил в его нежелании жениться (сам того не желая).