Отзывы о "Как важно быть серьезным"
Оскар Уайльд пожалуй мой самый любимый автор, я трепетно отношусь к его творчеству, а потому с трудом решаюсь смотреть постановки по его пьесам. Обычно сначала читаю отзывы, рассматриваю фотографии и только после этого соглашаюсь идти в театр. Вот так я и оказалась на спектакле "Как важно быть серьезным" театра Мост: отзывы были невероятно восторженными, а минималистическое, но очень выразительное оформление сцены на фотографиях мне очень понравилось. В результате впечатление об этом спектакле у меня сложилось довольно сложное, но попробую его описать. С одной стороны я никак не ожидала, что пьеса, задуманная Уайльдом как изящная безделица, написанная как виртуозная комедия положений, отмеченная блистательными, легкими, живыми, непринужденными и динамичными диалогами, может быть поставлена как эксцентрическая, бурлескная комедия. Но, с другой стороны, я выходила из театра в прекрасном настроении, от души насмеявшись и прекрасно проведя время. Так есть ли здесь противоречие? В определении бурлескной комедии, (англ. screwball comedy, буквально — «сумасбродная комедия») , написано, что это поджанр комедии, для которого свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом и зачастую неправдоподобном направлении, сопровождаемое множеством сюжетных перипетий и это, как ни странно, полностью соответствует содержанию и духу пьесы Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным". Эта пьеса богатая на каламбуры, неологизмы и метафоры, написана драматургом с исключительным блеском и остроумием, почти каждая реплика комедии – вечно актуальная эпиграмма на людские нравы - и все это чудесно отражено в постановке Георгия Долмазяна. Действие на сцене разворачивается стремительно, каждый предмет, размещенный на маленькой сцене, виртуозно обыгрывается, помогая лишь при помощи пары штрихов создать дух великосветского дома или загородной усадьбы. А вот исполнители ролей , по моему мнению, зачастую переигрывали и пережимали там, где достаточно было донести до зрителей легкий слог автора. Возможно я придираюсь, но только Фамиль Велиев, исполнитель роли Джека Уординга, полностью соответствовал моим критериям. Фамилю Велиеву удалось создать образ денди, обладающего утонченностью манер, тонко мыслящему и любящему примерять новые маски. Но, тем не менее, изящные костюмы Екатерины Алексашиной, неожиданный подбор музыки от Доминик Фронтир, до Битлз и Ролинг Стоунз, мастерская постановка Георгия Долмазяна, создают яркий и веселый спектакль, дарящий зрителям хорошее настроение.
Очень приятный спектакль. «МОСТ» - камерный театр, 80 мест в зрительном зале. Но на крошечной сцене зрители увидели ту самую добрую старую Англию, которую так любили и любят у нас в стране. Благовоспитанные леди, больше всего озабоченные соблюдением приличий, и джентльмены, пытающиеся всеми способами сбежать из дома, где им скучно. Образованные мисс, строчащие день и ночь в своем дневнике, и слуги, преисполненные сознанием собственной важности. Вот просто «Овсянка, сэр!» и «Что это, Бэрримор?!»
В основе сюжета – история о том, как два великовозрастных оболтуса, Джек и Элджернон представились очаровательным мисс Гвендолин и Сесили по именем Эрнест. Почему? Так получилось. Один придумал непутевого брата Эрнеста, чтобы под предлогом наставления его на ум ездить в Лондон из поместья, второй решил использовать ситуацию и познакомиться таким образом с девушкой. И вот эта путаница привела ко множеству забавных ситуаций.
Как вы понимаете, Оскар Уайльд – это бренд, который можно уже не хвалить и не рекламировать. Текст – выше всех похвал.
Игра – тоже на уровне, хотя актеры в большинстве своем совсем молодые. Кстати, они прекрасно соответствуют по возрасту и типажу своим персонажам. Костюмы скромные, но вполне в духе времени. Когда Джек в первом действии появился с галстуком-бантом в том платья своей возлюбленной Гвендолин, я готова была поклясться, что у Элджернона тоже будет галстук цвета платья Сессили. Оказалось, да, в тон юбки, в которой эта юная мисс появилась в начале второго действия. Платье, в котором она потом щеголяла, ярко-розовое, а это не мужской цвет.
Минусы.
Мне не понравилась трактовка образа мисс Призм. Рисунок роли и наряд были похожи на те, что были у героини Татьяны Васильевой в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя».
Самое смешное, что эта постановка показала как раз то, что значится в названии спектакля. Т.е., играешь комедию - сохраняй серьезную мину, иначе смешно будет только тебе самому. Актерам настолько нравились они сами на сцене, что периодически они не могли удержаться от смеха. Нет, я конечно, понимаю, задор молодости и все такое, но если это еще простительно на репетиции, то в спектакле выглядит как минимум непрофессионально. Студенческий театр, скажете вы. Да, но та же "Поминальная молитва" здесь поставлена отлично. И никаких скидок на студенческий состав не требует.
Впрочем, если бы это был единственный промах, на него можно было бы закрыть глаза. Но здесь таковых было с лихвой.
Не буду лукавить, скажу сразу, что постановка мне категорически не понравилась. Ну вот совершенно мы не совпали с этим спектаклем, ни в одной его сцене. Уж не знаю, то ли с составом так не повезло. То ли звезды так сложились. То ли я злобный буратино.
Начало - откровенно скучно, т.к. игра мужской части коллектива оставляет желать. Павел Кулябин и Дмитрий Чуриков (Джек Уординг и Элджерон Монкриф) читают текст по ролям, и не более того. Я не увидела ни ироничных джентельменов, ни ехидных шуток, хотя они и есть в тексте. Вот, понимаете, шутка есть, но ее произносят так, что она вообще не воспринимается шуткой. Сплошные ужимки. Евгений Панферов (Лейн) - вообще ни разу не напоминает лакея, и настолько вне образа со своим неудержимым подхихикиванием, что даже как-то неловко на него смотреть.
Одна радость, в какой-то момент на сцене появняется Марианна Лемешко, и тут-то и вспоминаешь, что смотришь комедию. Ее леди Брекнелл - само совершенство (особенно на фоне прочих персонажей). Она уморительна, эффектна и очаровательна во всех ракурсах, монологах и диалогах. Она настоящая леди, черт возьми! Но один человек не может вытащить на себе 2-х часовой спектакль, особенно, если ему не очень помогают.
Впрочем, девушки здесь в целом оказались лучше мальчиков. Юлия Вергун вполне справляется с ролью Гвендолин, да и Мисс Призм имеет право на существование, хотя гротеска тут явно больше, чем хотелось бы видеть.
Удивил образ Чезюбла (деревенского пастора), который выглядит скорее, как еврейский часовщик, чем английский житель. Вот вроде, милый персонаж, но совершенно мимо нужного образа.
Резюме: очень сырой и непродуманный спектакль. Изящный и смешной уальдовский юмор как-то совершенно теряется на фоне плохой игры. Связь с английскостью обеспечивает только принт барберри. А хотелось бы юмора и атмосферы.
Не сложилось.
сайт Театра МОСТ
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtub-e
Пару слов про театр. МОСТ находится на Большой Садовой, и это весьма приятное и уютное место с милыми мальчиками и девочками в качестве служителей. А вот с залом театру не особенно повезло. Вроде бы ряды хорошим амфитеатром, но сцена внизу, и поэтому с верхних рядов (особенно их краев) видно очень плохо, так что соберетесь сюда - выбирайте только первый или второй ряд.